Базовый противолодочный самолет. Настоящее и будущее российских противолодочных самолетов Темное прошлое и светлое будущее

И бортовые средства работы с ними (рабочие места операторов РГП), позволяющие обнаруживать ПЛ по шуму гребных винтов и излучению гидролокаторов ;

  • магнитометр , позволяющий обнаруживать подводные лодки по магнитному полю корпуса;
  • РЛС нижнего обзора, имеющая ограниченное применение, так как позволяет обнаружить лишь всплывшую ПЛ по отражению рубки или корпуса - микроволны не проходят через воду;
  • противолодочное оружие - как правило, ракеты-торпеды .
  • ПЛС обычно входят в состав морской авиации - в Российской Федерации это авиация ВМФ , в США - ВМС США , в Индии - ВМС Индии и т. д. Базируются противолодочные самолёты на аэродромах , находящихся недалеко от моря - в России это аэродромы Северного флота (действующего в Атлантическом и Северном Ледовитом океанах) Североморск-1 и Кипелово , находящиеся под Мурманском и Вологдой соответственно, и аэродромы ТОФ Каменный Ручей (находится близ Советской Гавани и Николаевка (примерно в 150 км от Владивостока). В Североморске и Николаевке базируются Ил-38, в Кипелово и Каменном Ручье - Ту-142МК.

    Ил-38. Видны обтекатель магнитометра на хвосте и обтекатель РЛС под кабиной

    Рабочие места операторов РГП Ту-142МК-З

    Источники

    • Изделие ВПМК. Техническое описание
    Avro Shackleton

    Авро Шеклтон (англ. Avro Shackleton) - четырёхмоторный поршневой патрульный противолодочный самолёт Королевских ВВС Великобритании, разработанный компанией Авро на базе бомбардировщика Второй мировой войны Авро Линкольн.

    Использовался с 1951 по 1990 год как противолодочный самолёт (anti-submarine warfare, ASW), морской патрульный самолёт (maritime patrol aircraft, MPA), самолёт дальнего обнаружения (airborne early warning, AEW), поисково-спасательный самолёт (search and rescue, SAR) и в других ролях. Самолёт также эксплуатировался военно-воздушными силами Южно-Африканской Республики в период с 1957 по 1984 годы.

    Назван в честь полярного исследователя, сэра Эрнеста Шеклтона

    Boeing P-8 Poseidon

    Boeing P-8 Poseidon (рус. Боинг P-8 «Посейдон») - патрульный противолодочный самолёт, разработанный по программе многоцелевого морского самолёта (англ. multimission maritime aircraft, сокр. MMA) для замены Lockheed P-3 Orion. Предназначен для обнаружения и уничтожения подводных лодок противника в районах патрулирования, разведки, участия в противокорабельных и спасательных операциях - как в прибрежных районах, так и в Мировом океане. В основе - конструкция обновлённого лайнера Boeing 737-800. От прародителя его отличает крыло, лишённое винглетов, но имеющее законцовки с увеличенной стреловидностью.

    Breguet Alizé

    Бреге Br.1050 «Ализе» (фр. Breguet Br.1050 Alizé - Пассат) - французский палубный противолодочный самолёт.

    Fairey Gannet

    Фэйри Гэнит (англ. Fairey Gannet - Олуша) - британский палубный противолодочный самолёт и самолёт ДРЛО. Разработан и производился Fairey Aviation Company. Эксплуатировался с 1953 по 1978 год. Эксплуатанты - ВМС Великобритании, Австралии, Индонезии, ФРГ.

    Grumman S-2 Tracker

    Грумман S-2 «Трекер» (англ. Grumman S-2 Tracker, до 1962 - S2F) - американский палубный противолодочный самолёт.

    S-2 стал первым самолётом ВМФ США, который был оснащён одновременно средствами обнаружения и средствами уничтожения подводных лодок. У предшественников S-2 функции обнаружения и атаки были разделены, противолодочная система AF Guardian состояла из двух однотипных самолётов, один из которых нёс радар, а второй - противолодочные торпеды.

    Jezebel (гидроакустическая система)

    Jezebel (также LOFAR англ. LOw Frequency Analysis and Recording, низкочастотный анализ и запись) - пассивный гидролокатор, предназначенный для поиска подводных лодок и гидроакустического наблюдения за акваториями. На контролируемой территории выставлялись до 16 пассивных гидроакустических буёв, которые улавливали акустические колебания от подводных лодок и других объектов и ретранслировали его по УКВ-радиоканалу на противолодочный самолёт. Сравнение сигналов с различных буёв позволяло определить точные координаты цели. Спектральный анализ сигналов (выделение акустической сигнатуры) позволял также классифицировать цель и определить её государственную принадлежность.

    В системе Jezebel использовались рекордеры AN/AQA-3 и AN/AQA-4. AQA-3 представляла собой четыре 76-мм печатающих устройств, расположенных в линейку, которые на широкой ленте печатали зависимость спектра сигнала от времени (по оси X - частота, по оси Y - время). В отличие от AQA-3 на AQA-4 была дополнительная кнопка для установления связи.

    Julie (гидроакустическая система)

    Julie - активный бистатический гидролокатор, предназначенный для поиска подводных лодок. Использовал технологию ERR (англ. Explosive Echo Ranging, определение дальности по эхо-сигналу от взрыва). Источниками зондирующего сигнала служили практические заряды (глубинные бомбы малого калибра), приёмниками - гидроакустические буи различных типов (AN/SSQ-2, AN/SSQ-23). Гидроакустический сигнал ретранслировался по УКВ-каналу на противолодочный самолёт, где обрабатывался для определения типов и координат подводных объектов.

    Перед зондированием противолодочный самолёт устанавливал на исследуемой акватории гидроакустические буи, после чего подрывал несколько глубинных бомб малого калибра, называемых практическими зарядами (англ. Practice Depth Charge, PDC). Прямой и отражённый от подводной лодки акустический сигнал принимался буями и распечатывался на бумажной ленте. При помощи специальных линеек, откалиброванных в зависимости от температуры воды ((англ. Julie rulers, линейки Джули)), операторы определяли расстояние от цели до соответствующего буя. Расстояние до двух буёв позволяло определить координаты лодки, однако при этом возникала неоднозначность (лодка могла находиться в любой из двух точек, симметричных относительно линии, проходящей через пару буёв). Для устранения неоднозначности либо использовали три буя, либо проверяли обе точки вероятного положения лодки магнитным детектором.

    Главным недостатком системы Julie была невозможность скрытного поиска подводной лодки. После взрыва глубинных бомб подводная лодка предпринимала манёвр уклонения, меняла курс, глубину, выпускала гидроакустические помехи, использовала особенности гидрологической обстановки, что значительно уменьшало радиус уверенного обнаружения лодки системой. Для стабильной работы система требовала высоко квалифицированной сработанной команды операторов. Обычно система Julie работала совместно с другими системами поиска. Например, при выполнении манёвра уклонения подводная лодка как правило увеличивала скорость, что повышало уровень шумов движителя и механизмов и увеличивало дальность обнаружения лодки пассивной системой Jezebel.

    В ВМС США применялась многоступенчатая процедура поиска и уничтожения подводных лодок. Первичный контакт с целью устанавливался системой дальнего обнаружения SOSUS, затем координаты цели уточнялись сначала системой Jezebel, затем Julie. Если подводная лодка всплывала на перископную глубину, в эту цепочку добавлялось обнаружение лодки радаром противолодочного самолёта. На завершающем этапе поиска непосредственно перед атакой лодки глубинными бомбами для точной локализации цели использовался магнитный детектор.

    Первоначально для систем Julie и Jezebel использовался один тип пассивного буя, однако в дальнейшем для каждой системы был разработан собственный буй. Буй для системы Julie был значительно дешевле, поскольку система была менее требовательна к параметрам гидрофонов, требовалось только зафиксировать белый шум прямой и отражённой волны.

    Julie разработана в Исследовательском центре морской авиации (Naval Air Warfare Center Warminster) и поступила на вооружение ВМС США в 1956 году со штатным буём AN/SSQ-2B. В 1957 году буй был заменён на AN/SSQ-23.

    Julie была единственной системой ERR, использовавшейся в ВМС США. В дальнейшем она была заменена системами активных гидракустических буёв, которые подобно гидролокаторам генерировали свой собственный зондирующий сигнал.

    Lockheed Hudson

    Lockheed Hudson - американский легкий бомбардировщик и противолодочный самолет, первоначально построенный по заказу Королевских ВВС незадолго до начала Второй мировой войны и служивший в основном в RAF. Хадсон был первым значительным контрактом для Lockheed Aircraft Corporation - первоначальный заказ RAF на 200 самолетов значительно превзошел все предыдущие заказы фирмы. Хадсон служил на протяжении всей войны главным образом в Береговой охране, а также в роли транспорта и учебного самолета. Самолет выполнял и доставку агентов в оккупированную Францию. Хадсоны также широко использовались в противолодочных эскадрильях Королевских канадских ВВС и Королевскими австралийскими военно-воздушными силами.

    Lockheed S-3 Viking

    Локхид S-3 «Викинг» (англ. Lockheed S-3 Viking) - американский палубный противолодочный самолёт. Самолёт производился корпорацией Lockheed на Палмдейлском авиазаводе № 42, всего было построено 187 машин. Первый прототип совершил пробный полёт 21 января 1972 года. Серийное производство продолжалось с 1971 по 1978 годы. S-3 Viking стоял на вооружении американского флота с 1974 года. Снят с вооружения в 2009 году. Стоимость в ценах 1974 года - $27 млн.

    В конце октября 2013 года, появилась информация о том, что Lockheed Martin намерена восстановить и модернизировать часть законсервированных самолётов, находящиеся на территории 309-й группы по обслуживанию и ремонту авиакосмической техники (AMARG). Самолёты предполагается предложить ВМС Южной Кореи, для замены патрульных самолётов P-3C/CK Orion, и ВМС США, в варианте транспортного и палубного самолёта-заправщика. Всего с хранения возможно полностью восстановить и переоборудовать от 50 до 100 S-3 Viking.

    Авиационно-технический музей (Луганск)

    Авиационно-технический музей - крупный авиационный музей, расположенный в г. Луганск.

    Создан в 1996 году. Его первыми экспонатами стали летательные аппараты, которые выработали свой ресурс и были отправлены на Луганский авиационно-ремонтный завод. Однако из-за отсутствия финансирования эти самолёты и вертолёты так там и остались, а впоследствии были попросту списаны в металлолом. Именно тогда и было принято решение сохранить эту технику как память для потомков.

    Бе-12

    Бе-12 «Чайка» (изделие «Е», по кодификации НАТО: Mail) - советский противолодочный самолёт-амфибия (летающая лодка).

    На момент создания он являлся самым большим серийным самолётом-амфибией в мире.

    Бомбодержатель

    Бомбодержатель - у авиационных специалистов такого термина нет. Используется термин «держатель» - узел внутренней или внешней подвески для изделий, как правило - боеприпасов различного характера, от простых свободнопадающих бомб до различных кассет, буёв и т.п. Для ракет большой дальности предназначены балочные держатели (балки), с которыми дополнительно монтируется масса агрегатов и аппаратуры.

    Держатели делятся на:

    кассетные (КД);

    мостовые (МД);

    балочные (БД);

    многопозиционные (барабанные, применяются только на Ту-95МС и Ту-160)КД используются для подвески небольших изделий - бомб калибром до 3000 кг (ФАБ-250, ФАБ-500, ФАБ-3000 - в зависимости от типа держателя), радиогидробуёв (РГБ) и др. Например, держатель КД3-22Р может нести три бомбы калибром 500 кг либо четыре бомбы калибром 250 кг, держатель КД4-105А - одну бомбу калибром до 3000 кг либо две калибром 1500 кг. При установке нескольких КД самолёт может нести множество (до нескольких сотен) изделий - например, противолодочный самолёт Ту-142МК при оборудовании по поисковому варианту (без ракет-торпед) несёт 400 радиогидробуёв (строго говоря, значительная часть РГБ снаряжается в кассетный держатель КД-142М) .

    БД используются для подвески тяжёлого вооружения - например, БД6-105А способен нести авиабомбу ФАБ-9000 (калибром, как следует из маркировки, 9000 кг).

    Малый балочный держатель МБД-3-У9 предназначен для внешней подвески 9 бомб калибра до 500 кг.

    На ракетоносцах Ту-16 ставились специальные переходные узлы, позволяющие на ракетные балки подвешивать свободнопадающие боеприпасы.

    Многопозиционная катапультная установка МКУ-6-5У, стоящая на Ту-95МС и Ту-160, проворачивается в нужное положение гидроприводом, для питания которого на Ту-95 ввиду отсутствия мощной самолётной гидросистемы установлены две автономные электрогидравлические установки (АЭГУ, основная и резервная), а на Ту-160 применяются самолётные гидросистемы. Каждая АЭГУ состоит из двух насосов с асинхронными двигателями МТ-8,5 мощностью 8,5 кВА (аналогичные применены в качестве насосных станций гидросистем Ту-154), бака и датчиков.

    Ил-38

    Ил-38 (по кодификации НАТО: May) - советский противолодочный самолёт средней дальности, разработанный в ОКБ-240 Ильюшина на основе пассажирского Ил-18В. Самолёт предназначен для самостоятельного или совместного с противолодочными кораблями поиска и уничтожения подводных лодок противника, для морской разведки, поисково-спасательных операций, постановки минных заграждений.

    Катастрофа Ту-142 над Татарским проливом

    6 ноября 2009 года противолодочный самолёт Ту-142МЗ ВВС и ПВО Тихоокеанского флота Российской Федерации, принадлежащий 568-му отдельному смешанному авиационному полку ТОФ (п. Монгохто Хабаровского края, аэродром Каменный Ручей), выполнял тренировочный полёт согласно плану боевой подготовки в северной части Японского моря. На завершающем этапе полёта над акваторией Татарского пролива в 14:17 по московскому времени (21:17 VLAT) связь с экипажем прервалась, и отметка самолёта исчезла с экранов наземных радиолокационных станций системы управления воздушным движением и РЛС РТО аэродрома Каменный Ручей, приблизительно в 10 км от мыса Датта. На борту Ту-142МЗ находились 11 военнослужащих.

    П-42 «Гарпун»

    П-42 «Гарпун» - проект палубного реактивного самолёта противолодочной обороны (ПЛО), который разрабатывался Государственным союзным опытным заводом морского самолётостроения (будущий ТАНТК имени Бериева). Самолёт должен был войти в состав авиагруппы проектировавшихся авианосцев проекта 1160 «Орёл». Работы по проекту были прекращены в 1973 году, одновременно с отказом от дальнейшей разработки проекта 1160.

    Посейдон (значения)

    Посейдон может означать:

    Посейдон - в древнегреческой мифологии бог морей (см. также Нептун).

    Посейдон (кратер) - лунный кратер, расположенный в Море Ясности.

    (4341) Посейдон - околоземный астероид из группы аполлонов, который характеризуется очень вытянутой орбитой с большим эксцентриситетом.

    UGM-73 «Посейдон» - семейство американских баллистических ракет, размещаемых на подводных лодках.

    Boeing P-8 Poseidon - американский патрульный противолодочный самолёт.

    «Посейдон» - российская беспилотная атомная подводная лодка известная также как «Статус-6».

    Посейдон (газопровод) - проект газопровода, который может быть протянут между Турцией и Италией.

    Противолодочная авиация

    Противолодочная авиация - один из родов морской авиации (в вооружённых силах некоторых государств - является родом ВВС), предназначенный для уничтожения подводных лодок противника на море.

    Имеет на вооружении противолодочные самолёты и вертолёты.

    Противолодочная оборона США в 1962 году

    Противолодочная оборона США в 1962 году - средства борьбы с подводными лодками и тактика их применения, существовавшие в США в 1962 году на момент возникновения Карибского кризиса.

    Словесные названия российского оружия/Ч

    Словесные названия российского оружия

    «Чажма» - корабль КИК пр.1130

    «Чайка» - радионавигационная система

    «Чайка» - авиационный радиовысотомер

    «Чайка» - КАБ УБ-2000Ф

    «Чайка» - КШМ Р-145 на базе БТР-60ПА

    «Чайка» - противолодочный самолёт-амфибия Бе-12 (М-12)

    «Чайка» - авиационный электронно-оптический визир

    «Чайка» - авиационная аппаратура автоматизированной кодовой и информационной связи Р-099

    «Чайка» - переносная милицейская УКВ радиостанция 62Р1

    «Чайка» - проект высотного самолёта М-17

    «Чайка» - ПЛ пр. 670М

    «Чайка-М» - ПЛ пр. 06704

    «Чайка-Стремнина» - оконечная аппаратура быстродействия

    «Чакра» - АПЛ с КР пр. 06709

    «Чардаш» - корабельный навигационный комплекс

    «Чародейка» - корабельный комплекс радиопленгования УКВ диапазона Р-764 для разведывательных кораблей пр. 864

    «Чебак» - возимый КВ радиоприёмник Р-309К-1

    «Челнок» - телеуправляемый минный тральщик пр.1300

    «Черёмуха» - мобильный автоматический КВ радиопеленгатор Р-355

    «Черёмуха» - серия спецсредств со слезоточивым газом CN

    «Черешня» - дрейфующая станция помех (В-611)

    «Черешня» - корабельный КВ радиопередатчик Р-644

    «Чёрная акула» - боевой вертолёт Ка-50

    «Черника» - корабельный панорамный КВ радиоприёмник Р-710

    «Чернила» - панорамный КВ радиоприёмник Р-719

    «Черноморец» - авиационная ракета-торпеда (опытная)

    «Чернослив» - авиационная наземная автомобильная УКВ радиостанция Р-814 (РАС-УКВ-А)

    «Чёрный орёл» - перспективный танк (об.640)(«Тарантул»)

    «Чибис» - авиационная станция телевизионной разведки И-249Б

    «Чибис» - корабельная РЛС

    «Чибис» - патрульный катер пр.21850

    Для успешного проведения противолодочных операций самолёт оснащён такими навигационными средствами, как радиокомпас, бортовая аппаратура системы «Такан», VOR и «Лоран», навигационная ЭВМ, доплеровская навигационная система, вычислитель аэродинамических параметров, а также аналоговый вычислитель, который, получая информацию от указанных датчиков, непрерывно определяет положение самолёта (при этом широта и долгота отображаются на цифровых индикаторах). Информация о положении самолёта в условной прямоугольной системе координат поступает от вычислителя на два стола-экрана размером 800X800 мм. Один из них используется в процессе поиска, а второй - для тактической навигации в ходе преследования и атаки цели. На обоих столах-экранах нанесены соответствующие символы и метки о положении самолёта, цели, маркеров и т. п. У каждого лётчика имеется прибор IDI-6, выдающий информацию о направлении на цель и расстоянии до нее. Он может быть подсоединен к автопилоту, который выдерживает высоту полёта с точностью 1,5 м и курс до 1°.

    Самолёт оснащён системами РГБ: «Джезебел» (используется на первом этапе поиска подводной лодки) и «Джули» (для уточнения её координат после обнаружения). Сигналы от РГБ поступают на стол-экран оператора тактической обстановки и анализируются блоком АОА-1. На хвостовой штанге самолёта размещен датчик магнитного обнаружителя типа DHAX-1 дальностью действия около 300 м. Сигналы от него могут поступать в автопилот для выполнения необходимого манёвра самолёта.

    Для выявления выхлопных газов дизельных подводных лодок самолёт оснащён английской газоанализирующей аппаратурой «Автоликус» Мк3В. Кроме того, на нём имеются приёмники радиолокационных сигналов ARAR-10B и ARAX-10B, с помощью которых определяются продолжительность и частота импульсов, излучаемых РЛС, ширина луча и скорость вращения антенны, а также направление на РЛС с точностью 1-3°.

    В нижней части фюзеляжа смонтирована РЛС типа DRAA-2B дальностью действия 22-110 км или 75-370 км (длительность импульса 0,5 или 2 мкс). Антенна РЛС выдвижная и вращается со скоростью 6 - 8 об/мин. Радиосвязь осуществляется с помощью КВ и УКВ станций. Вся информация, используемая при поиске и обнаружении подводной лодки, записывается 15-канальным регистратором.

    В главном отсеке (9х2,2х1,55 м) в различных вариантах подвешиваются пять глубинных бомб по 160 кг, торпеды LX.4 или Мк44 и РГБ. Один из вариантов предусматривает подвеску четырех торпед LX.4 (или восьми Мк44), ядерной глубинной бомбы и десяти активных РГБ. На самолёте имеются также вспомогательные отсеки для размещения осветительных бомб, морских маркеров, подводных источников звука (до 96) и активных РГБ (до 72). На четырёх подкрыльевых пилонах могут подвешиваться УР AS-12 или другого типа, либо контейнеры с фотоаппаратурой.

    После незначительного переоборудования самолёт Бреге 1150 «Атлантик» может выполнять задачи самолёта ДРЛО, постановщика мин и поисково-спасательного.

    Командование ВМС Канады планирует заменить находящийся на вооружении самолёт CL-28 «Аргус». С этой целью оно решило тщательно проанализировать характеристики и боевые возможности американских самолётов Р-3С «Орион» и Боинг 707-ASW (проект переоборудованного транспортного самолёта Боинг 707-320С), чтобы выбрать один из них для дальнейшей доработки и закупки. На самолёте Р-3С в случае его закупки не планируется производить каких-либо значительных изменений. А по проекту переоборудования самолёта Боинг 707-320С в самолёт Боинг 707-ASW предусматривается полностью изменить внутрифюзеляжную компоновку, оснастить его современными средствами поиска и обнаружения подводных лодок, аппаратурой приёма, обработки и отображения информации, поступающей от различных датчиков, а также системами оружия.

    По сообщениям зарубежной печати, самолёт Боинг 707-ASW намечено оснастить четырьмя экономичными ТРДД максимальной тягой по 8600 кг, которые должны обеспечить ему достаточно высокую скорость полёта в район поиска, небольшую скорость патрулирования на малых высотах в этом районе, значительные дальность и продолжительность полёта. Предполагается, что максимальный вес самолёта составит около 150 000 кг.

    Прежде чем приступить к переоборудованию самолёта Боинг 707-320С, американские специалисты переоборудовали в летающую лабораторию самолёт Боинг 720, близкий к нему по своим лётным характеристикам. Самолёт оснащён новой навигационной аппаратурой и средствами поиска и обнаружения подводных лодок. Кроме того, на нём установлены два магнитных обнаружителя AN/ASQ-10, штанги которых располагаются в концевых частях крыльев. Испытывались магнитные обнаружители со штангами длиной 1,52 м, 2,44 м и 3,05 м. Зарубежные военные специалисты считают, что установка двух штанг с датчиками должна повысить дальность обнаружения подводной лодки и точность определения её координат. К концу 1972 года самолёт выполнил 90-часовую программу летных испытании, в ходе которых проводились продолжительные полёты на высотах до 60 м над поверхностью моря, осуществлялись развороты при угле крена 40°, сбрасывались РГБ на скорости 740 км/ч с высот до 12 000 м. Самолёт барражировал в течение 8-10 ч на дальности 1850 км.

    Оружие (ракеты класса «воздух-корабль» и т. п.) планируется размещать на четырёх подкрыльевых пилонах. Считается, что в зависимости от оборудования самолёт можно будет использовать также для решения задач дальнего обнаружения воздушных целей и ведения разведки в районах Арктики. Командование ВМС предполагает приобрести 20-30 самолётов на сумму 750 млн. долларов.

    Противолодочные самолёты авианосной авиации

    Основным таким самолётом в США является S-2 , первая модификация которого (S-2A) была принята на вооружение в начале 50-х годов. Известно пять модификаций самолёта, причем последняя (S-2E) начала поступать на вооружение ВМС в 1962 году. Всего было построено около 1000 самолётов различных модификаций. Самолёты поставлялись в (26), Италию (40), Аргентину (шесть), Бразилию (12), Японию (60) и Австралию (14). Несмотря на многократную модернизацию самолёта «Треккер», командование ВМС США считает, что он по своим тактико-техническим характеристикам, составу оборудования и вооружения не отвечает требованиям ведения борьбы с современными подводными лодками.

    В 1969 году фирма «Локхид» начала разработку палубного противолодочного самолёта S-3A «Викинг». Первый полёт опытного образца произведен в январе 1972 года. Самолёт принят на вооружение в 1971 году. Всего намечалось построить восемь опытных и 186 серийных машин.

    На данный момент основу российской патрульной и противолодочной авиации составляют самолеты Ил-38 и Ту-142. Существуют и реализуются проекты ремонта и модернизации такой техники, позволяющие продлить срок ее службы с заметным ростом боевого потенциала. При этом уже сейчас идут работы по созданию перспективного противолодочного самолета, которому в будущем предстоит заменить существующую технику. На днях появились новые сведения о таком проекте, в некоторой мере дополняющие имеющуюся картину.

    Несколько дней назад пресс-служба Авиационного комплекса «Ильюшин» разослала новый пресс-релиз, рассказывающий о текущих работах в области военной авиации. Утверждается, что в настоящее время авиастроительная организация в инициативном порядке изучает возможность создания нового противолодочного самолета. Предварительная проработка такого проекта предусматривает, среди прочего, выбор подхода к его разработке и последующему строительству.

    Согласно пресс-релизу, специалисты «Ильюшина» рассматривают возможность создания нового противолодочного самолета на базе одной из имеющихся машин собственной разработки. Параллельно прорабатывается альтернативная версия проекта, предусматриваются создание совершенно новой воздушной платформы, не имеющей прямой связи с существующими проектами.

    Пока речь идет только о поиске оптимальных путей развития противолодочного направления, а также о выборе подхода к проектированию. Большая часть технических подробностей проекта еще не определена. Кроме того, пока отсутствует заказ от министерства обороны, в соответствии с которым должна будет начаться разработка полноценного проекта. Как следствие, в настоящее время рано говорить даже о примерных сроках появления перспективного самолета.

    Впрочем, существующая ситуация в области морской авиации все еще позволяет оборонной промышленности работать с оптимальными темпами и без спешки. Такая обстановка позволит проработать и определить лучший облик противолодочного самолета и – при получении официального заказа – в установленные сроки наладить его строительство

    Необходимо напомнить, что обновление парка противолодочных самолетов в последние годы неоднократно становилось темой новых сообщений. Так, еще в середине 2015 года командование морской авиации ВМФ России говорило о планируемой на будущее замене некоторых образцов техники. Тогда речь шла о замене морально устаревших самолетов Ил-20 и Ил-38 перспективным образцом с требуемыми характеристиками и возможностями.

    Согласно сообщениям 2015 года, к началу 2016-го предполагалось выбрать новый самолет для оснащения морской авиации в будущем. Следующие несколько лет планировалось потратить на разработку необходимых проектов, а также на строительство и испытания опытных образцов. К 2020 году перспективная платформа, оснащенная тем или иным оборудованием для решения разных задач, должна была войти в строй. Считалось, что новый самолет сможет заменить все существующие машины патрульного назначения.

    В течение некоторого времени новые сообщения о развитии патрульной противолодочной авиации не появлялись. Только в начале 2018 года Объединенная авиастроительная корпорация рассказала о некоторых текущих работах и полученных успехах. Как оказалось, предприятия ОАК на тот момент завершали работы по созданию противолодочного самолета нового поколения. В обозримом будущем ожидается официальный заказ со стороны военного ведомства, который позволит выполнить новые этапы важной программы.

    Напомним, в настоящее время основой противолодочной авиации военно-морского флота являются патрульные самолеты Ил-38 и Ту-142. Эти машины отличаются большим возрастом и достаточно давно перестали в полной мере отвечать современным требованиям. Как следствие, запланированы или выполняются работы по ремонту и модернизации техники, благодаря которым имеющиеся машины не просто улучшают свое состояние, но получают новые возможности. Часть парка морской авиации уже прошла модернизацию, тогда как другим самолетам пока только предстоит получить новую аппаратуру.

    В конце прошлого десятилетия промышленность получила заказ на модернизацию техники строевых частей по проекту Ил-38Н «Новелла». За первые несколько лет, к 2015 году, по такому проекту перестроили пять машин. Затем ремонт и обновление прошли еще несколько. Согласно актуальным планам, модернизация морально устаревших Ил-38 будет продолжаться до середины двадцатых годов; ее пройдет около 30 самолетов. Летом прошлого года начальник морской авиации ВМФ России генерал-майор Игорь Кожин заявил, что модернизацию уже прошло 60% имеющихся Ил-38.

    В рамках проекта с литерой «Н» самолет Ил-38 получает новый прицельно-поисковый комплекс «Новелла-П-38», построенный на основе современных комплектующих. Заявлен четырехкратный рост эффективности при поиске подлодок в сравнении со старым комплексом «Беркут-38». Также получены некоторые новые возможности и улучшен ряд характеристик. После модернизации самолет сохраняет возможность несения и применения торпед или глубинных бомб с максимальной боевой нагрузкой до 5 т.

    Несколько лет назад военное ведомство приняло решение о продолжении эксплуатации патрульных самолетов семейства Ту-142, для чего следовало выполнить их модернизацию. В 2015 году появились официальные сообщения о грядущем ремонте такой техники. Процедуры восстановления технической готовности с одновременной заменой аппаратуры должны были пройти все самолеты Ту-142МР и Ту-142М3. При этом они должны были получить обновленные обозначения Ту-142МРМ и Ту-142М3М соответственно.

    По известным данным, проекты модернизации техники семейства Ту-142 предусматривали использование новой аппаратуры связи и управления. В частности, планировалось сохранить приборы для связи с подводными лодками, но одновременно с этим расширить их возможности. Новая аппаратура должна была обеспечивать связь с современными баллистическими и крылатыми ракетами флота. С помощью такой функции планировалось выдавать целеуказание уже запущенным ракетам.

    Проекты Ту-142МРМ и Ту-142М3М не предусматривают кардинальную перестройку самолетов, и потому на их реализацию отводилось не более пяти лет. Согласно данным 2015 года, к концу текущего десятилетия в строй могли бы вернуться три десятка обновленных самолетов с новыми функциями.

    Текущие проекты модернизации завершатся в 2020-25 годах и позволят сохранять имеющуюся технику в строю в течение длительного времени. Тем не менее, уже сейчас командование морской авиации и промышленность планируют замену существующих самолетов при помощи совершенно новой машины. Согласно последним сообщениям, работы по такому проекту продолжаются, но сроки его завершения все еще остаются неизвестными. Предварительная проработка самолета осуществляется в инициативном порядке, что накладывает на нее известные ограничения.

    Несколько дней назад Авиационный комплекс «Ильюшин» раскрыл рассматриваемые подходы к созданию новой техники. По официальным данным, изучается возможность строительства противолодочного самолета будущего на одной из существующих платформ или разработки совершенно новой машины. Эта информация не раскрывает подробности проекта, но все же может стать поводом для прогнозов и оценок.

    Как неоднократно упоминалось в прошлом, одна из главных проблем имеющихся машин Ил-38 и Ту-142 кроется в моральном и физическом устаревании. Эти самолеты разрабатывались на базе существующих образцов и строились в отдаленном прошлом. Так, основой для Ил-38 стал пассажирский самолет Ил-18, а Ту-142 разрабатывался на базе бомбардировщика Ту-95 одной из старых модификаций. Самые новые из этих самолетов были построены в начале девяностых годов. Весьма старые базовые платформы и значительный возраст техники могут негативным образом сказываться на ее технических, эксплуатационных и боевых качествах.

    Очевидным решением такой проблемы является перенос современной аппаратуры с, например, Ил-38Н на планер подходящего типа. В недавнем прошлом высказывались оценки о возможности создания перспективного противолодочного самолета на базе пассажирского Ил-114-300. Последний в существующей ситуации действительно может быть удачной базой для специализированной военной машиной. Более того, насколько известно фирма «Ильюшин» в свое время прорабатывала возможность использования платформы Ил-114 для строительства нового противолодочного самолета.

    Однако следует заметить, что гипотетический патрульный самолет на основе Ил-114, оснащенный, к примеру, комплексом «Новелла», сможет стать заменой только для устаревающего Ил-38. Равноценная замена машин семейства Ту-142 попросту исключается. Из-за в разы меньшего взлетного веса Ил-114 не сможет взять на борт всю их аппаратуру и, как следствие, не получит некоторые важнейшие возможности. Впрочем, подобные проблемы могут быть частично решены за счет использования современного приборного оснащения, отличающегося от устаревших систем малыми габаритами и весом при, как минимум, сравнимой производительности.

    Альтернативой использованию Ил-114 может стать разработка совершенно новой специализированной платформы. Естественно, это лишит проект очевидных преимуществ, но при этом позволит конструкторам обойтись без компромиссных решений и получить все желаемые результаты. Одновременно с этим не исключается унификация с другими образцами техники.

    Командование морской авиации уже упоминало свои планы на отдаленное будущее. Перспективный противолодочный самолет, проработка которого ведется в настоящее время, со временем станет основой патрульной авиации. В отдаленном будущем даже модернизированные Ил-38Н, Ту-142МРМ и Ту-142М3М выработают свой ресурс и не смогут продолжать службу. К этому моменту строевые части должны будут освоить новую технику, и последующие ее поставки обеспечат замену списываемых самолетов.

    Согласно новостям последних месяцев, министерство обороны намерено не только модернизировать имеющиеся патрульные самолеты, но и строить совершенно новые. Параллельно с ремонтом и обновлением существующих машин ведется разработка перспективного образца. Этот проект пока прорабатывается в инициативном порядке и без официального заказа, но уже в ближайшее время могут появиться все необходимые документы. После этого промышленность приступит к полномасштабным работам.

    Текущие проекты создаются с заделом на отдаленное будущее. Точные сроки появления перспективного противолодочного самолета пока не уточнялись, но, вероятнее всего, он пойдет в серию не ранее середины следующего десятилетия. Серийные самолеты нового типа появятся нескоро, но уже сейчас начата работа по их созданию. Это означает, что и в ближайшем, и в отдаленном будущем морская авиация сохранит возможность поиска и уничтожения современных подлодок вероятного противника.

    По материалам сайтов:
    http://ilyushin.org/
    http://redstar.ru/
    https://rg.ru/
    http://tass.ru/
    https://tvzvezda.ru/

    Противолодочный и патрульный самолёт Kawasaki P-1.

    Япония, будучи «с виду» миролюбивым государством, лишённым всякого милитаризма и имеющая положение в Конституции, запрещающее использовать военную силу как инструмент политики, имеет, тем не менее, мощную военную промышленность и крупные и хорошо оснащённые Вооружённые силы, формально считающиеся Силами самообороны.

    Чтобы охарактеризовать последние, приведём пару примеров.

    Так, количество боевых кораблей дальней морской и океанской зон Морских Сил Самообороны, превышает таковое же во всех российских флотах вместе взятых. А ещё Япония обладает самой большой в мире после США противолодочной авиацией . Ни Британия, ни Франция, ни какая либо ещё страна кроме США даже близко не может сравниться с Японией по этому параметру.

    И если по численности базовой патрульной авиации США превосходят Японию, то кто кого превосходит по качеству вопрос открытый.

    С точки зрения оценки того, каков реально военно-промышленный потенциал Японии, очень много информации даёт один из самых амбициозных военных проектов этой страны – базовый патрульный самолёт Kawasaki P-1 . Самый большой, и возможно самый технически продвинутый противолодочный и патрульный самолёт в мире.

    Познакомимся с этой машиной.

    Потерпев поражение во Второй Мировой войне и будучи оккупированной США, Япония на многие годы утратила самостоятельность как в своей политике, так и в военном строительстве. Последнее отражалось, в том числе и в сильном «перекосе» ВМС Сил Самообороны в сторону противолодочной борьбы. Этот «перекос» возник не на пустом месте – именно такой союзник вблизи СССР требовался хозяевам японцев – американцам. Требовался потому, что Советский Союз делал настолько же сильный «крен» в подводный флот, и для того, чтобы ВМС США могли драться с ВМФ СССР не отвлекая чрезмерные ресурсы на силы противолодочной обороны, американский сателлит Япония вырастила такие силы у себя и за свой счёт.

    Помимо всего прочего, эти силы включали в себя базовую патрульную авиацию, вооружённую противолодочными самолётами.

    Поначалу Япония просто получала от американцев устаревшую технику. Но в 50-х годах всё изменилось – японский консорциум Kawasaki начал работу по получению лицензии на производство уже известного Силам Самообороны противолодочного самолёта Р-2 Neptune . С 1965 года «Нептуны» японской сборки начали поступать в морскую авиацию и до 1982 года ВМС Сил Самообороны получили 65 таких машин, собранных в Японии с использованием японских комплектующих.

    С 1981 же года начался процесс замены этих самолётов на самолёты P-3 Orion . Именно эти машины составляют костяк японской базовой патрульной авиации до сих пор. По своим тактико-техническим характеристикам, японские «Орионы» не отличаются от американских.

    Однако, с 90-х годов в создании боевых самолётов, в том числе морских, появились новые тренды.

    Во-первых , в США сделали рывок в методах радиолокационного обнаружения возмущений на поверхности моря, порождаемых движущейся под водой подводной лодкой. Об этом уже неоднократно было написано, и повторяться не будем.

    Во-вторых , шагнули вперёд методы обработки информации, собираемой самолётом по разным каналам – радиолокационному, тепловому, акустическому и другим. Если раньше операторы противолодочного комплекса должны были самостоятельно делать выводы из аналоговых сигналов на экранах РЛС и примитивных теплопеленгаторов, а акустики должны были вслушиваться в звуки, передаваемые гидроакустическими буями, то теперь бортовой вычислительный комплекс самолёта самостоятельно «сращивал» сигналы, идущие от разных поисковых систем, преобразовывал их в графический вид, «обрезал» помехи и выводил операторам готовые зоны предположительного местонахождения подводной лодки на тактический экран. Оставалось только пролететь над этой точкой и для контроля сбросить туда буй.

    Резко шагнуло вперёд развитие радиолокаторов, появились активные фазированные антенные решётки, в разработке и производстве которых Япония была и остаётся одним из мировых лидеров.

    Модернизировать «Орионы» так, чтобы всё это богатство могло поместиться на борт, было невозможно. Один только вычислительный комплекс обещал «съесть» все свободные объёмы внутри, а полноценная РЛС такого уровня, который Япония могла себе позволить, на самолёт просто не поместилась бы вообще, и в 2001 году «Кавасаки» начала работу над новой машиной.

    Проект получил название Р-Х.

    К тому времени японской промышленности уже было тесно в имевшихся рамках, и помимо противолодочного японцы в рамках того же проекта стали делать частично унифицированный с ним транспортный самолёт – будущий С-2, японская замена «Геркулеса». Унификация получилась довольно странная, исключительно по второстепенным системам, но это уже было неважно, потому, что оба проекта, что называется, получились.

    Противолодочный Р-1 и транспортный С-2. Видите унификацию? А она есть! Стёкла кабин, например, одинаковые. На общности систем сэкономили 7%

    Проект разрабатывался практически одновременно с американским самолётом Boeing P-8 Poseidon, и американцы предложили японцам купить этот самолёт у них, но Япония отвергла эту идею, сославшись на – внимание – несоответствие американского самолёта требованиям Сил Самообороны. С учётом того, насколько совершенной платформой разрабатывался «Посейдон» (не путать с безумной ядерной торпедой), это звучало забавно.

    28-го сентября 2007 года, Р-1 (тогда ещё Р-Х) совершил свой первый успешный часовой полёт . Без шума, без прессы и помпезных мероприятий. Тихо, как и всё, что делают японцы в части повышения своих боевых возможностей.

    Первый прототип Р-Х в цветах института TRDI.

    В августе 2008-го «Кавасаки» уже передал тестовый самолёт в Силы Самообороны, к тому времени он уже на американский манер был переименован в ХР-1 (Х- приставка означающая «экспериментальный», всё, что идёт дальше – серийный индекс будущего самолёта). В 2010 году в Силах самообороны летало уже четыре прототипа, а в 2011, отталкиваясь от полученного при испытаниях опыта, «Кавасаки» отремонтировал и модернизировал уже построенные машины (пришлось упрочнить планер и устранить ряд других недостатков), и внес изменения в документацию на новые.

    Самолёт был готов к серийному производству и оно не заставило себя долго ждать, и 25 сентября 2012 года в небо поднялся первый серийный самолёт для Морских Сил самообороны .

    Рассмотрим эту машину поближе.

    Фюзеляж самолёта построен с применением большого числа композитных конструкций. Крыло и аэродинамика в целом оптимизированы для полётов с небольшими скоростями на малых высотах – это отличает самолёт от американского аналога Р-8 Poseidon, который работает со средних высот. Сам фюзеляж создаётся совместно Kawasaki Heavy Industries (носовая часть фюзеляжа, горизонтальные стабилизаторы), Fuji Heavy Industries (вертикальные стабилизаторы и крылья в целом), Mitsubishi Heavy Industries (средняя и хвостовая части фюзеляжа), Sumimoto Precision products (шасси).

    Р-1 – первый в мире самолёт, ЭДСУ которого передаёт управляющие сигналы не через цифровые шины данных на кабелях-«шлейфах», а через оптическое волокно . Это решение, во-первых ускоряет быстродействие всех систем, во-вторых, упрощает ремонт самолёта при необходимости такового, в третьих, оптический сигнал, передаваемый по оптическому же кабелю куда менее восприимчив к электромагнитным помехам. Японцы позиционируют этот самолёт, как имеющий повышенную стойкость к поражающим факторам ядерного оружия, и отказ от проводов в ключевых цепях системы управления, безусловно, сыграл свою роль.

    Планер самолёта уникален в том смысле, что не является переделкой пассажирской или грузовой машины, а был разработан с «с нуля» именно как противолодочный. Это беспримерное по нынешним временам решение. Сейчас японцы ведут разработку других вариантов этого самолёта, от «универсального» UP-1, способного нести любое измерительное, коммуникационное или иное оборудование, до самолёта ДРЛО. Первый лётный прототип уже переоборудован в UP-1 и проходит испытания. Другого такого примера современная авиация не знает.

    По своим габаритам, самолёт близок к 90-100 местному пассажирскому самолёту, но имеет четыре двигателя, что для машин такого класса нетипично и усиленную конструкцию, что логично для специально разработанной машины. Р-1 существенно больше американского «Посейдона».

    Ядром прицельно-поисковой системы самолёта является РЛС с АФАР Toshiba/TRDI HPS-106. Этот радиолокатор совместно разрабатывали корпорация Toshiba и TRDI, Technical Research and Development Institute – Технический проектно-конструкторский институт, научно-исследовательская организация Министерства обороны Японии.

    Спецификой этой РЛС является то, что дополнительно к основной антенне с АФАР, установленной в носу самолёта, она имеет ещё два полотна, установленных по бортам, под кабиной пилотов. Ещё одна антенна установлена в хвостовой части самолёта.

    Носовой обтекатель и бортовая решётка РЛС с АФАР

    РЛС всережимная, и может работать в том числе в режиме синтезирования апертуры, и в режиме инверсного синтезирования апертуры. Характеристики и расположение антенн дают обзор 360 градусов в каждый момент времени. Именно эта РЛС и «считывает» те волновые эффекты на поверхности воды, и над ней, благодаря которым современные противолодочные самолёты просто «видят» лодку под водой. Естественно, что обнаружение надводных целей, перископов, устройств РДП выпущенных подлодками, или воздушных целей для такой РЛС не проблема абсолютно.

    В носу самолёта установлена убирающаяся поворотная турель с оптико-электронной системой FLIR Fujitsu HAQ-2 . В её основе – ИК-телекамера с дальностью обнаружения целей 83 километра. На этой же турели установлен ряд других телекамер.

    Видно, что турель можно не только поднять-опустить, но и повернуть.

    В хвосте самолёта установлен обыкновенный магнитометр – в отличие от американцев, японцы не отказались от этого способа поиска, хотя он, скорее, нужен для верификации, а не как основной инструмент . Магнитометр самолёта реагирует на типовую стальную подлодку примерно в радиусе 1,9 км. Магнитометр является японской копией канадского CAE AN/ASQ-508(v), одного из самых эффективных магнитометров в мире.

    Штанга магнитометра видна очень хорошо.

    Естественно, что для того, чтобы мгновенно преобразовать сигналы от РЛС, ИК-камеры и магнитометра в некую единую предполагаемую цель, и эту предполагаемую цель нарисовать н экранах отображения тактической обстановки, нужны большие вычислительные мощности и японцы разместили довольно крупный вычислительный комплекс на самолёте, благо место есть. Это, кстати, мощная тенденция – на самолёты ставят по-настоящему большие компьютеры, и для них требуется заранее предусмотреть и место, и электроснабжение, поработать над их охлаждением и электромагнитной совместимостью с прочими системами самолёта. В «Посейдоне» сделано тоже самое.

    Кабина оснащена высококлассным оборудованием японского производства. Обращает на себя внимание то, что оба пилота имеют ИЛС. Для сравнения, в «Посейдоне» он есть только у командира.

    Кабина пилотов. Нужны ли тут комментарии?

    При этом у американцев реализован режим слепой посадки, когда на ИЛС выводится виртуальное изображение местности, над которой летит самолёт, как если бы пилот реально видел её в окно, причём относительно этой картинки самолёт позиционируется идеально точно и без лагов по времени.

    Таким образом, при наличии виртуальных моделей местности вокруг аэродрома, на который производится посадка, пилот может посадить самолёт при абсолютно нулевой видимости и без помощи наземных служб. Для него просто нет разницы, есть видимость или её нет, компьютер в любом случае даст ему картинку (если она заложена в память для данного места). Возможно, что и у Р-1 реализованы такие функции, по крайней мере, вычислительные мощности на борту позволяют их обеспечить.

    Самолёт оснащён комплексом радиосвязи Mitsubishi Electric HRC-124 и системой космической связи Mitsubishi Electric HRC-123. На борту установлен терминал связи и распределения информации MIDS-LVT совместимый с Datalink 16, с помощью которого самолёт может автоматически передавать и получать информацию от других японских и американских летательных аппаратов, прежде всего от японских F-15J, P-3C, E-767 AWACS, E-2C AEW, палубных вертолётов MH-60, F-35 JSF.

    Малый терминал многофункциональной системы распределения информации MIDS-LVT для интеграции самолёта в систему взаимного обмена информацией Datalink 16. По-настоящему важные вещи иногда выглядят непритязательно.

    «Мозгом» самолёта является Система боевого управления Toshiba HYQ-3 – это ядро поисково-прицельной системы. Благодаря ей и происходит «сращивание» разрозненных групп сенсоров и датчиков в единый комплекс, где каждый элемент системы дополняет друг друга. Более того, японцы составили огромную библиотеку тактических алгоритмов для выполнения противолодочных задач, и разработали «искусственный интеллект» - продвинутую программу, которая фактически делает за экипаж часть работы, выдавая готовые решения для поиска и поражения подводной лодки.

    Впрочем, рабочий пост тактического координатора – живого офицера, способного командовать противолодочной операцией, управляя всем экипажем отталкиваясь от получаемых и обрабатываемых самолётом данных, там тоже есть. Не известно, есть ли на борту оператор радиоразведки, но, по опыту американцев, исключать такое нельзя. Стандартный экипаж в 13 человек исключительно для охоты на подлодки прямо скажем великоват.

    Боевые посты

    На самолёте, как и положено противолодочнику, имеется запас гидроакустических буёв, вот только японцы не стали копировать американскую схему – ни новую, ни старую.

    Когда-то давно американцы грузили буи в пусковые шахты, смонтированные в днище фюзеляжа. Одна шахта – один буй. Такая схема была нужна для того, чтобы перенастройку буёв можно было бы проводить прямо в полёте, что выгодно отличало «Орион» от российского Ил-38, где буи находились в бомбоотсеке и где их нельзя было настроить под волнение в ходе полёта.

    Зарядка буёв в пусковые шахты «Ориона». У Р-1 так тоже можно, и главное, что буй можно отрегулировать перед сбросом.

    В новом «Посейдоне» США, освоившие новые методы ведения боевых действий, отказались от подобного способа постановки, ограничившись тремя 10-ти зарядными роторными пусковыми установками и тремя шахтами для ручного сброса. А у японцев появились и роторные установки, и шахты для ручного сброса, и стеллаж на 96 буёв, и, в тоже время, 30-ти зарядная пусковая установка в днище самолёта, аналогичная «Ориону». Таким образом, у Р-1 есть определённые преимущества перед американским аналогом.

    Слева видны две роторных пусковых установки для гидроакустических буёв. Очень удобно при постановке залпом небольшого количества буёв - 4-5 шт. Можно и по одному .

    Стеллаж для буёв. Крепление как у американцев, может он даже покупной. Буи лежат так, чтобы их можно было настроить перед сбросом прямо в стеллаже - и сразу в пусковую .

    А это пусковые шахты для выставления «поля» буёв. Работать это поле может как одна огромная антенна .

    Постановка буёв

    Самолёт оснащён системой электронной разведки Mitsubishi Electric HLR-109B, позволяющей засекать и классифицировать излучение радиолокационных станций противника, и может быть использован как разведывательный.

    Антенна системы

    Система обороны самолёта Mitsubishi Electric HLQ-9 состоит из подсистемы предупреждения о радиолокационном облучении, подсистемы обнаружения приближающихся ракет, комплекса постановки помех и отстреливаемых ИК-ловушек.

    В обороне

    Представляют интерес и двигатели самолёта. Двигатели, как и большинство систем самолёта, японские, разработаны и производятся в Японии. При этом, что интересно, разработчиком двигателей объявлено Министерство обороны Японии. Производителем же является Ishikawajima-Harima Heavy Industries - IHI , ещё одна крупнейшая японская корпорация, производящая огромный спектр промышленных изделий, включая широкую линейку авиационных двигателей.

    Двигатель модели F7-10 имеет небольшой размер, вес и тягу в 60 кН каждый. С четырьмя такими двигателями самолёт обладает хорошими взлётными характеристиками, и повышенной по сравнению с двухдвигательным самолётом, живучестью. Мотогондолы оснащены звукоотражающими экранами.

    По уровню шума самолёт превзошёл «Орион» - Р-1 тише на 10-15 децибел.

    Самолёт имеет вспомогательную силовую установку Honeywell 131-9.

    ВСУ

    Первое отверстие - воздухозаборник ВСУ, второе - выхлоп.

    Оружие, которое может нести и применять самолёт довольно разнообразно для патрульной машины.

    Оружие может располагаться как в компактном отсеке вооружения в передней части самолёта (предназначен в основном для торпед), на восьми узлах подвески, так и на съёмных подкрыльевых пилонах, число которых тоже может доходить до восьми, по четыре на крыло. Общая масса боевой нагрузки – 9000 кг.

    Торпеда «Тип 97»

    ПКР ASM-1C

    AGM-65 Maverick

    Недавно принятая на вооружение сверхзвуковая «трёхмаховая» ПКР ASM-3 в состав оружия самолёта не заявлена, но исключать это не стоит. Для поражения малогабаритных целей на короткой дистанции самолёт может нести УР AGM-65 Maverick, также американского производства.

    Торпедное вооружение представлено американскими малогабаритными противолодочными торпедами Mk.46 Mod 5, некоторое количество которых, возможно, ещё остаётся у японцев, и японскими торпедами Type 97, калибром 324 мм, как и у американской торпеды. Будущая торпеда, разрабатываемая сейчас под индексом GR-X5, уже заранее заявлена в состав вооружения.

    Нет никаких сведений, что самолёт может применять торпеды, оснащённый устройством для планирования, подобно американцам, но и исключать это нельзя, учитывая полную идентичность японских и американских протоколов связи на которых работает военная электроника и устройств подвески оружия. Также возможно применение с самолёта глубинных бомб и морских мин. Неизвестно, адаптирован ли самолёт для применения глубинных бомб с ядерной боевой частью.

    Интересно, но похоже японцы отказались от применения дозаправки топливом в полёте. С одной стороны, дальность полёта в 8000 км позволяет это делать, с другой, это снижает время поиска, что является крайне негативным фактором. Так или иначе, но принимать топливо в воздухе самолёт не может.

    P-8 Poseidon и Kawasaki P-1 рядом. Видно, что входы в самолёт удачнее у американцев, а следовательно и экстренное покидание удобнее. С другой стороны, пока не упал, Kawasaki может быть и получше.

    В настоящее время все Р-1 базируются на авиабазе Ацуги, в префектуре Канагава.

    Как известно, в рамках курса на милитаризацию, Япония планирует отказаться от значительно части ограничений на собственное военно-техническое развитие в 2020-м году. И премьер-министр Синдзо Абэ, и члены его кабинета не раз об этом говорили. В рамках этого подхода, Япония уже не раз предлагала новый самолёт на экспорт (пока экспорт Японией оружия запрещён её же Конституцией). Но победить американский «Посейдон» пока не получается – как по политическим факторам, так и по техническим, «Посейдон» хоть кое в чём и проще, но по стоимости жизненного цикла, видимо, выигрывает.

    Впрочем, история Р-1 только начинается. Эксперты уверены, что Р-1 будет одним из средств, которыми Япония будет пробивать себе дорогу на мировые рынки оружия, наряду с подлодками класса «Сорю», оснащёнными воздухонезависимой энергоустановкой и гидросамолётом US-2 ShinMayva.

    Изначально планировалось, что будет заказано 65 таких самолётов. Однако, после получения первых 15 машин, покупки остановились. Последний раз японское правительство предметно обсуждало увеличение производства в мае 2018 года, однако решение до сих пор не принято. Кроме Р-1, у Японии есть 80 модернизированных Р-3С Orion американского производства.

    Это тем более удивительно, что китайский подводный флот растёт. Обычным убеждением любого аналитика, занимающегося вопросами военного развития азиатских государств является то, что рост японской военной мощи является ответом на рост таковой же у Китая. Но по какой-то причине, корреляции между развитием китайского подплава и японской базовой патрульной авиации не существует, как будто в реальности Япония имеет ввиду другого противника.

    Впрочем, как весной 2018-го года заявил Риота Ишида, высокопоставленный сотрудник японского министерства обороны, до 58 машин рано или поздно будет поставлено на вооружение «в долгосрочной перспективе», сейчас же планов увеличить количество самолётов противолодочной обороны у Японии нет.

    Так или иначе, Kawasaki Р-1 это уникальная программа, которая ещё оставит свой след в японской морской авиации. И вполне возможно, что этот самолёт ещё и повоюет.

    Знать бы, против чьих подводных лодок.

    ОАК продолжает выполнение контракта с Минобороны России по модернизации противолодочных самолётов Ил‑38. Они стоят на вооружении морской авиации Военно-морского флота нашей страны. В ходе работ компания «Ил» продлевает ресурс остающихся в строю машин, переоснащая их более современными бортовыми комплексами. Эти «илы» используются как для целей обороны, так и в спасательных операциях. Тем временем российский флот планирует заказать противолодочный патрульный самолёт нового поколения. Работы по его созданию для морской авиации ВМФ России в ОАК близятся к завершению.

    15 ноября 2017 года подводная лодка Военно-морских сил (ВМС) Аргентины «Сан-Хуан» перестала выходить на связь. Представитель ВМС Аргентины Энрике Бальби сообщил, что есть информация об одиночном взрыве, который мог быть связан с исчезновением «Сан-Хуана». По его словам, причиной аварии на субмарине могло стать повреждение аккумуляторов. На борту подлодки находилось 44 человека, в том числе первая в истории Аргентины женщина-подводник Элиана Мария Кравчик. Поиски подлодки затянулись. Несколько стран направили свои технические средства для помощи в поиске пропавшего «Сан-Хуана». Минобороны России также отправило запрошенное Аргентиной оборудование - подводный аппарат «Пантера Плюс», а также водолазов-глубоководников.

    Однако поиск подводной лодки можно было бы существенно ускорить с помощью средств морской авиации ВМФ России. Бывший командующий Балтийским флотом ВМФ России (в 2001–2006 годах) адмирал Владимир Валуев заявил, что «целесообразным было бы направить в район операции противолодочные самолёты Ил‑38 с магнитными обнаружителями».

    Силы поисково-спасательного обеспечения российского флота регулярно проводят учения по спасению экипажа подводной лодки, условно терпящей бедствие. Например, такие тренировки проводились в июле 2017 года на Тихоокеанском флоте в заливе Петра Великого. По сообщению пресс-службы Восточного военного округа, в ходе учения с помощью самолёта Ил‑38 был осуществлён поиск “аварийной” подводной лодки, лёгшей на грунт на глубине около 50 метров. Субмарина была успешно найдена, ее экипаж «спасён».

    В октябре 2017 года в хлде очередных учений экипажей из состава морской авиации Тихоокеанского флота с аэродром Николаевка, расположенного в 37 км северо-восточнее Находки, поднялись в воздух противолодочные Ил‑38 Тихоокеанского флота. Цель полёта - подводная лодка в прибрежной акватории. Данные о субмарине были получены со спутника, но точные координаты самолёты получили с помощью гидроакустического комплекса. После обнаружения субмарины «илы» атаковали цель глубинными бомбами и торпедами. Цель была уничтожена. Конечно, удар наносился не по конкретной субмарине, а по «подводной лодке условного противника».

    Ил‑38 уже отметил свой 55-летний юбилей с момента первого полёта. Однако начальник морской авиации ВМФ России, Герой России генерал-майор Игорь Кожин заявил телеканалу «Звезда», что Ил‑38 первоначального облика «до настоящего времени достойно выполнял задачи по поиску и обнаружению подводных целей, обеспечивая защиту морских рубежей государства, наших интересов в подводной среде». По его мнению, «аэродинамика самолёта настолько “вылизана”, что придумать что-то принципиально новое вряд ли представляется возможным».

    В настоящее время компания «Ильюшин» ведёт работы по модернизации этих машин. «Новейший комплекс “Новелла”, установленный на модернизированных самолётах морской авиации Ил‑38, позволит увеличить эффективность поиска и обнаружения подводных лодок в четыре раза», - заявил в феврале 2017 года главнокомандующий ВМФ России адмирал Владимир Королёв. Он отметил, что морская авиация развивается синхронно с другими составляющими флота.

    Впечатлительные американцы прозвали Ил‑38Н “Killer submarines” - «Убийца подлодок», и оказались недалеки от истины. Однако его потенциал гораздо шире. Рассказывая о новых возможностях самолёта, адмирал Владимир Королёв сказал: «Противолодочный самолёт в результате модернизации получил радиоэлектронный комплекс “Новелла”, который позволяет увеличить эффективность поиска и обнаружения подводных лодок. И плюс к тому обладает возможностями ведения разведки и выдачи целеуказания. Этот же самолёт с помощью новой поисково-прицельной системы может уверенно находить подводные лодки и уничтожать их, причём с применением расширенной по сравнению с базовым Ил‑38 номенклатуры вооружений».

    Чуть ранее, в январе 2017 года, Игорь Кожин сообщил: «Авиация ВМФ России получит около 30 прошедших модернизацию самолётов Ил‑38Н. Поставка всех модернизированных самолётов должна завершиться не позднее 2025 года».

    «Мы говорим сегодня, что летательные аппараты, устаревшие морально, в процессе модернизации становятся вполне современными. Они позволяют нам решать задачи, которые поставил перед нами президент России, а именно выйти на 70-процентный рубеж новых самолётов морской авиации, - сказал Игорь Кожин. - Несмотря на достаточно серьёзный возраст Ил‑38, ему сделана новая модернизация, которая позволит поднять возможности самолёта на качественно новый уровень. Наши “партнёры” будут очень удивлены теми возможностями, которые в ближайшем будущем будут продемонстрированы модернизированными комплексами».

    Эти возможности, очевидно, оценили и наши настоящие партнёры: в 1970-е годы Индия приобрела шесть Ил‑38.

    13 февраля 2017 года. Аравийское море. Учения Военно-морских сил (ВМС) Индии TROPEX 2017. Морской патрульный самолёт ВМС Индии Ил‑38SD выполнил пуск российской противокорабельной ракеты Х‑35Э класса «воздух - корабль» с радиолокационным управлением по кораблю-цели. Обозначение SD идёт от комплекса Sea Dragon - «Морской дракон», являющегося экспортным вариантом российского комплекса «Новелла». Как и самолёты Ил‑38 ВМФ России, Ил‑38SD вооружены торпедами, бомбами, но по требованию индийских ВМС арсенал средств поражения расширен путём добавления в него ракет Х‑35Э.

    По данным производителя Х‑35Э - корпорации «Тактическое ракетное вооружение», это - противокорабельная ракета, предназначенная для поражения ракетных, торпедных, артиллерийских катеров, надводных кораблей водоизмещением до 5 тыс. т и морских транспортов. Х‑35Э может применяться в простых и сложных метеоусловиях, днём и ночью, в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия противника. Низкий уровень заметности ракеты обеспечивается её небольшими габаритами, предельной маловысотной траекторией полёта, а также специальным алгоритмом наведения, обеспечивающим максимальную скрытность использования ракетой активной радиолокационной головки самонаведения.

    Целеуказание может поступать как от бортовых средств носителя, так и от внешних источников, которым в Аравийском море, видимо, выступал Ил‑38SD. Стоит добавить, что Х‑35Э имеет высокие тактико-технические характеристики: дальность пуска до 130 км, высоту полёта на маршевом участке 10–15 м, а на конечном - всего 4 м при скорости полёта около 980 км/ч.

    Как заявил представитель пресс-службы ВМС Индии капитан Д. К. Шарма (D. K. Sharma), во время учений TROPEX 2017 была успешно продемонстрирована способность Х‑35Э уничтожать цели на дальнем расстоянии. Это были первые подобные стрельбы с прошедшего модернизацию и среднесрочный ремонт Ил‑38SD.

    «Самолёт продемонстрировал свою способность наносить удар мощными противолодочными ракетами, - говорилось в опубликованном заявлении индийского флота. - Эта разработка подтверждает способность ВМС Индии обеспечить оборону дальних морских рубежей Индийского субконтинента». По словам капитана Шармы, Ил‑38SD принадлежал 315-й военно-морской эскадрилье, базирующейся в Гоа, в состав которой входят пять таких самолётов. Индийская пресса отметила, что поставка модернизированных Ил‑38SD началась в 2006 году, последний самолёт был передан в феврале 2010 года. Кроме того, сообщалось, что ВМС Индии планируют проведение ремонта для продления срока эксплуатации этих машин ещё на 15 лет.

    В феврале 2017 года во время аэрокосмической выставки Aero India 2017 в пригороде Бангалора (штат Карнатака) ВМС Индии подтвердили, что намерены продлить срок эксплуатации всех пяти имеющихся Ил‑38SD.

    «Нам понравилось отношение индийских военачальников, их интерес к теме противолодочной авиации, - заявил российскому телеканалу “Звезда” генеральный конструктор авиационного комплекса “Ильюшин” Николай Таликов. - Они спрашивали у российских собеседников, можно ли создать более современный самолёт с повышенными возможностями противолодочной борьбы».

    Там же сообщалось, что для замены Ил‑38 в качестве платформы для разработки противолодочных самолётов нового поколения рассматривается двухмоторный турбовинтовой Ил‑114–300. По сообщениям на Aero India 2017, компания Hindustan Aeronautics Ltd (HAL) заявила о намерении выпускать как гражданские, так и военные версии Ил‑114 в рамках программы “Make in India”. Стороны обсуждали, как HAL и другие индийские компании могут поставлять комплектующие и детали для завершения строительства новых Ил‑114 в России.

    «В свое второе столетие морская авиация ВМФ вступает, активно обновляя свой состав и боевую выучку. Морские лётчики сегодня способны выполнять самые сложные задачи во всех широтах мирового океана», - заявил в июле 2017 года Игорь Кожин. Тем временем уже разрабатывается новый самолёт, который в будущем должен будет заменить Ил‑38, проходящий сейчас глубокую модернизацию. «Работы по созданию противолодочных патрульных самолётов нового поколения для морской авиации ВМФ России близятся к завершению», - добавил начальник морской авиации российского флота.

    Ранее Игорь Кожин сообщал, что речь идёт о создании и введении в строй новой унифицированной платформы. Это современная машина, которая во многих вопросах будет превосходить зарубежные аналоги. Новая разработка заменит все имеющиеся в парке морской авиации патрульные машины.

    Предполагается, что Ил‑114 станет хорошей заменой самолётов семейства Ил‑18, которые продолжают эксплуатироваться Вооруженными силами Российской Федерации. Морской патрульный вариант Ил‑114 может оснащаться тем же комплексом “Новелла”, что не потребует больших усилий при переучивании лётного и технического состава. А его лётно-технические характеристики, близкие и даже несколько превосходящие по отдельным моментам Ил‑38, позволят использовать наработанные экипажами Ил‑38Н новые тактические приёмы поиска и уничтожения подводных лодок противника.


    Ил-114 Санкт-Петербургского НПП "Радар"

    Вообще стоит отметить, что военное ведомство России возлагает большие надежды на лёгкий пассажирский турбовинтовой самолёт Ил-114-300. "Авиация России" уже