Профессия налоговый консультант. разрабатывать варианты оптимизации налогообложения применительно к специфике деятельности организаций и физических лиц; информировать их о налоговом законодательстве и давать разъяснения по применению нормативных правовых

Общество с ограниченной ответственностью "Бета"
ООО "Бета"

УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
ООО "Бета"
___________________ А.И. Петров

20.07.2012

Должностная инструкция консультанта по налогам и сборам (налогового консультанта)

20.07.2012 № 275-ДИ

г. Москва

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая Д олжностная инструкция определяет должност ные обязанности, права и ответственность Консультанта по налогам и сборам ООО "Бета" .

1.2. назначается на должность и освобождается от должности приказом по представлению Начальника отдела .

1.3. Консультант по налогам и сборам подчиняется непосредственно Начальнику отдела .

1.4. На должность назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (экономическое или юридическое) образование, дополнительную подготовку в области налогов и сборов и стаж работы по специальности не менее трех лет или среднее профессиональное (экономическое или юридическое) образование, дополнительную подготовку в области налогов и сборов и стаж работы по специальности не менее пяти лет .

1.5. Консультант по налогам и сборам должен знать:
– законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие налогообложение юридических и физических лиц;
– методические материалы, касающиеся предпринимательской и иной деятельности организаций и физических лиц;
– основы законодательства о труде;
– порядок ведения бухучета и составления бухгалтерской отчетности;
– порядок ведения налогового учета и составления налоговой отчетности;
– порядок проведения налоговых проверок;
– принципы организации предпринимательской деятельности;
– порядок заключения, изменения, оформления и прекращения гражданско-правовых договоров;
– современные информационные технологии;
– этику делового общения;
– правила и нормы по охране труда.

1.6. В своей деятельности Консультант по налогам и сборам руководствуется:
– локальными нормативными актами ООО "Бета" , в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка;
– приказами (распоряжениями) генерального директора ООО "Бета" и непосредственного руководителя ;
– настоящей д олжностной инструкцией.

1. 7 . В период временного отсутствия Консультанта по налогам и сборам его обязанности возлагаются на должностное лицо, назначаемое приказом генерального директора ООО "Бета" .

2. ДОЛЖНОСТ НЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Консультант по налогам и сборам выполняет следующие д олжностные обязанности :
2.1. Оказывает консу льтационные услуги организациям независимо от форм собственности и организационно-правовых форм и физическим лицам по применению налогового законодательства.
2.2. Да ет необходимые рекомендации по:
– формированию налоговой базы по видам налогов и сборов;
– составу затрат, относимых на себестоимость для ц елей налогообложения;
– использованию льгот, предоставляемых налоговым законодательством различным категориям налогоплат ельщиков и плательщиков сборов;
– соблюдению установленного порядка исчисления и уплаты налогов и сборов и источникам их выплаты.
2.3. Консультирует по ведению бухучета и составлению бухгалтерской отчетности, по вопросам прав и обязанностей налогоплательщиков, а также по порядку обжалования действий налоговых органов и их должностных лиц.
2.4. Разрабатывает варианты оптимизации налогообложения применительно к специфике деятельности организаций и физических лиц; информирует их о налоговом законодательстве и дает разъяснения по применению нормативных правовых актов, регламентирующих налогообложение юридических и физических лиц.
2.5. Проводит мониторинг изменений и дополнений, вносимых в законы и иные нормативные правовые акты, касающиеся налогообложения, содействует правильному исчислению и полноте уплаты налогов и сборов.

3. ПРАВА

Консультант по налогам и сборам имеет право:
3.1. Требовать от своего непосредственного руководителя содействия в исполнении должностных обязанностей и реализации прав.
3.2. Повышать свою квалификацию.
3.3. Запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя от работников отчеты и документы, необходимые для выполнения должностных обязанностей.
3.4. Знакомиться с проектами решений генерального директора ООО "Бета" , касающимися деятельности Консультанта по налогам и сборам .
3.5. Представлять на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по вопросам своей деятельности, в том числе ставить вопросы о совершенствовании своей работы, улучшении организационно - технических условий труда, повышении размера зарплаты, оплате сверхурочных работ в соответствии с законодательством и положениями, регламентирующими систему оплаты труда работников ООО "Бета" .
3.6. Получать от работников ООО "Бета" информацию, необходимую для ведения своей деятельности.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Консультант по налогам и сборам несет ответственность:
4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, предусмотренных настоящей д олжностной инструкцией, – в соответствии с действующим трудовым законодательством.
4.2. За другие правонарушения, совершенные в период ведения своей деятельности (в т. ч. связанные с причинением материального ущерба и ущерба деловой репутации ООО "Бета" ), – в соответствии с действующим трудовым, гражданским, административным и уголовным законодательством.

5. УСЛОВИЯ РАБОТЫ

5.1. Режим работы Консультанта по налогам и сборам определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в ООО "Бета" .
5.2. Работодатель проводит оценку эффективности деятельности Консультанта по налогам и сборам в соответствии с Комплексом мероприятий по оценке эффективности, утверждаемым приказом генерального директора ООО "Бета" .

Сфера финансов изобилует нюансами и «подводными камнями». Начиная бизнес, нужно учитывать, как можно больше факторов. И главный из них – налоговая нагрузка. Сколько и в каких формах предстоит отдавать государству – важный пункт любого бизнес-плана. Учитывая, что налоговое законодательство в России меняется чуть ли не каждые полгода, бизнес-планирование превращается в весьма нетривиальную задачу.

Ну а решать её призваны специфические специалисты – консультанты по налогам и сборам, или просто налоговые консультанты.

Налоговые консультанты и аудиторы: в чем разница?

Финансовая сфера изобилует различными специальностями: здесь и бухгалтеры, и адвокаты по арбитражным делам, и аудиторы. Примерно с начала 2000-х годов в России к ним добавились ещё и консультанты по налогам.

Несмотря на то, что это самостоятельный вид деятельности, налоговых консультантов часто путают с аудиторами. В чем же между ними разница?

Если упрощать, то аудитора вызывают в двух случаях: когда уже «всё плохо» и пора ставить диагноз, или когда есть нужда проверить финансовые дела перед очередной налоговой отчетностью. Грубо говоря, аудитор беспристрастно анализирует все бреши в финансах и выдает заключение. Что с ним делать – уже решает собственник бизнеса.

Более того, аудитор, если он работает на независимую организацию, не имеет права оказывать консалтинговые услуги – это может вылиться в конфликт интересов между заказчиком и исполнителями.

В отличие от аудитора или адвоката по финансовым вопросам, налоговый консультант имеет право не просто консультировать и давать советы. Его прямая задача – выстраивать стратегию взаимоотношений с налоговыми органами для своего клиента.

Основные обязанности налоговых консультантов

Итак, работа налогового консультанта, таким образом, заключается в планировании. Если конкретнее, то в его обязанности входит:

    разъяснение собственнику нюансов налогового законодательства и их влияния на прибыль;

    составление отчетов и аналитических документов по текущей ситуации в налоговом законодательстве;

    налоговое планирование на определенные периоды;

    оптимизация налоговых расходов для повышения эффективности бизнеса;

    правовая экспертиза налоговых документов;

    представление интересов компании в налоговых органах, а также в суде и правоохранительных органах.

Чем-то работа налогового консультанта похожа на деятельность адвоката по финансовым делам, но в отличие от любого юриста консультант гораздо глубже разбирается в финансах, планировании и бухучете.

Не случайно, подобные специалисты владеют двумя образованиями – юридическим и экономическим.

Возникает вопрос: почему все те же самые функции не может исполнять бухгалтер? Всё просто. У бухгалтера, как правило, не хватает компетенций, чтобы вносить коррективы в финансовую политику. Более того, весьма часто бухгалтеры, будучи материально ответственным лицом, предпочитают перестраховаться и переплатить государству. В итоге компания упускает прибыль, а государство получает лишнюю головную боль в виде возврата налогов.

Где выучиться на налогового консультанта

В силу специфики профессии, чтобы успешно работать налоговым консультантом, потребуется как минимум юридическое образование со специализацией в финансово-правовой сфере. Однако при этом дополнительно потребуется пройти бухгалтерскую подготовку и иметь стаж работы по основному профилю не менее 3-х лет.

Как таковой системной подготовки налоговых консультантов не существует. Главным образом соискатели на такую работу проходят курсы переподготовки по направлению «Налоговое консультирование». Сроки обучения составляют порядка 380 академических часов.

Вакансии для налоговых консультантов на рынке труда, средняя зарплата

Оплата труда налоговых консультантов сильно зависят от опыта и сферы деятельности. Однако при этом наиболее высокие зарплаты можно увидеть в Москве и Санкт-Петербурге, где сосредоточено большинство консалтинговых фирм. Там специалист с опытом работы до 3 лет может рассчитывать в среднем на 90 тысяч рублей. Попадаются вакансии с предложением 120 – 130 тысяч рублей в месяц, но это скорее зарплата для начальников отделов.

Тем не менее, вакансии налоговых консультантов попадаются весьма часто.

Плюсы и минусы профессии налогового консультанта

    перспективность;

    возможности для карьерного роста;

    высокая зарплата;

    интересная аналитическая работа.

  • ненормированный рабочий день;
  • высокая ответственность;

    необходимость непрерывного самообучения.

вправе , в частности:

1) на основании договора о налоговом консультировании давать заключения консультируемым лицам по вопросам применения законодательства;

2) получать у консультируемого лица устные и письменные пояснения по вопросам, возникшим в процессе налогового консультирования, а также дополнительные сведения и документы;

3) отказаться от налогового консультирования в случае непредставления консультируемым лицом необходимых документов и сведений или в иных случаях, предусмотренных договором о налоговом консультировании;

4) с согласия консультируемого лица привлекать на договорной основе иных налоговых консультантов, специалистов и экспертов.

При осуществлении налогового консультирования налоговый консультант, налоговая консультация обязаны , в частности:

1) соблюдать требования законодательства Российской Федерации;

2) своевременно сообщать консультируемому лицу о невозможности осуществления деятельности по налоговому консультированию, а также о необходимости привлечения иных налоговых консультантов, экспертов, специалистов;

3) обеспечивать сохранность сведений и документов, получаемых и (или) составляемых при осуществлении деятельности по налоговому консультированию, не разглашать их содержание без согласия консультируемого лица, за исключением случаев, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

4) проходить контроль качества работы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, в том числе предоставлять уполномоченному федеральному органу, а также саморегулируемой организации, членом которой является налоговый консультант, налоговая консультация, все необходимые для этого документы и информацию;

5) предоставлять по требованию консультируемого лица квалификационный аттестат налогового консультанта, информацию о своем членстве в саморегулируемой организации налоговых консультантов;

6) участвовать в осуществлении саморегулируемой организацией налоговых консультантов, членами которой они являются, контроля качества работы других членов этой саморегулируемой организации.

Налоговый консультант обязан не реже 1 раза в 2 календарных года проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым саморегулируемой организацией налоговых консультантов, членом которой является налоговый консультант. Продолжительность такого обучения не может составлять менее 72 часов за 2 последовательных календарных года.

Нормы профессиональной этики налогового консультанта:

1. обеспечивает высокий уровень профессиональных услуг с соблюдением законодательства и стандартов налогового консультирования;



2. не может отказывать клиентам в оказании равноценных профессиональных услуг по признакам их национальности, религиозных убеждений, пола;

3. согласно заключенным договорам, принимает на себя обязательства по соблюдению и защите интересов клиентов.

4. не должен вводить клиента в заблуждение относительно своей репутации, уровня компетентности и профессиональной квалификации

5. не имеет права осуществлять профессиональные услуги, в случае личной заинтересованности, если такая заинтересованность заранее не раскрыта участникам договора

6. должен избегать искажения или утаивания информации, имеющей отношение к вопросам налогового консультирования и вести свою профессиональную деятельность в соответствии с договором в рамках возложенных на него полномочий

7. неукоснительно соблюдает законодательство Российской Федерации

8. при оказании профессиональных услуг руководствуется интересами клиента. При этом он соблюдает налоговое и иное законодательство Российской Федерации и не способствует фальсификациям с целью уклонения клиента от уплаты налогов и обмана налоговых органов

9. соблюдает принцип равенства между интересами бюджета и интересами клиента

10. соблюдает конфиденциальность в работе с клиентами:

сохраняет в тайне конфиденциальную информацию о делах клиентов, полученную при оказании профессиональных услуг, без ограничения во времени и независимо от продолжения или прекращения непосредственных отношений с ними;

не использует конфиденциальную информацию клиента, ставшую ему известной при выполнении профессиональных услуг, для личной выгоды или для выгоды любой третьей стороны, а также в ущерб интересам клиента.



11. обеспечивает и отвечает за сохранение конфиденциальной информации своими помощниками и персоналом фирмы, имеющим к ней доступ

12. Защищая интересы клиента в налоговых, судебных и иных органах, а также в его взаимоотношениях с иными юридическими и физическими лицами, налоговый консультант должен быть убежден, что защищаемые интересы возникли на законных основаниях


7. Налоговое администрирование в Российской Федерации: содержание, задачи и функции. Роль налогового администрирования в преодолении кризисных явлений в экономике.

Налоговое администрирование в юридическом аспекте есть деятельность органов власти по поводу контроля за исполнение налогового законодательства и привлечения к ответственности за налоговые правонарушения. Налоговое администрирование в управленческом аспекте представляет собой процесс управления, связанный с осуществлением налогового контроля.

Налоговое администрирование в финансовом аспекте – это деятельность государственных органов власти по обеспечению полноты сбора налоговых платежей в государственный бюджет.

Налоговое администрирование есть целенаправленные действия государственных уполномоченных органов по управлению налоговым процессом в рамках существующей государственной финансово-экономической политики между участниками налоговых правоотношений, включающими функции по сбору налогов, налоговому контролю и привлечению к ответственности за налоговые правонарушения виновных лиц, учета и работы с налогоплательщиками.

Деятельность по контролю за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками и налоговыми органами.

Разработка предложений по совершенствованию механизма изсчисления налогов и налогового контроля.

Деятельность по обеспечению контрольной функции налоговых органов (организационные, методические, аналитич. материалы).

Нормативные функции отвечают первой задаче налогового администрирования, а именно – интерпретации и применению налогового законодательства и нормативных актов. Эти функции осуществляются

в рамках деятельности, связанной с применением законов и иных правовых актов и обеспечивают исполнение оперативных функций путем разработки и внедрения необходимых методов и административных процедур, которые должны гарантировать наивысшую эффективность оперативной системы. Оперативные функции в основном относятся к деятельности, связанной со сбором налогов.

Основные функции включают учет и регистрацию налогоплательщиков, текущий налоговый контроль и налоговые проверки.

Главными целями выступают определение количественной и структурной оценки налогового потенциала в разрезе регионов, заблаговременная оценка возможных последствий, планируемых к принятию на федеральном и региональном уровне решений по вопросам государственной налоговой, бюджетной, экономической и социальной политики.

Задачами налогового администрирования на макроуровне являются:

Анализ макроэкономических процессов налогообложения и выработка исходных данных для прогнозирования их развития:

Оценка отклонений фактических значений макропоказателей от прогнозируемых, выявление причин их появления;

Детальная (для ввода в действие в ближайшей перспективе и концептуальная (на дальнейшую перспективу - до завершающей стадии переходного периода) разработка налогового законодательства.

Задачами налогового администрирования на микроуровне являются:

Ввод в действие принимаемых налоговых законов;

Обеспечение повседневной деятельности налоговых органов по мобилизации налогов и сборов;

Разработка и реализация организационных мероприятий, повышающих эффективность функционирования налоговых органов. При этом критерием эффективности (качества) налогового администрирования следует считать обеспечение мобилиза­ции налогов и сборов в объемах, отвечающих научно обоснованным на весь переходный период уровням налоговой нагрузки, при минимизации соответствующих затрат на функционирование налоговой системы.

Нормативные функции отвечают первой задаче налогового администрирования, а именно – интерпретации и применению налогового законодательства и нормативных актов. Эти функции осуществляются в рамках деятельности, связанной с применением законов и иных правовых актов и обеспечивают исполнение оперативных функций путем разработки и внедрения необходимых методов и административных процедур, которые должны гарантировать наивысшую эффективность оперативной системы.

Оперативные функции в основном относятся к деятельности, связанной со сбором налогов. Поскольку оперативные функции способствуют установлению тесного взаимодействия между налоговыми органами и налогоплательщиками и от них зависит добровольное выполнение налогоплательщиками их обязанностей по уплате налогов.

Основные функции включают учет и регистрацию налогоплательщиков, текущий налоговый контроль и налоговые проверки. С помощью функции учета и регистрации налогоплательщиков ведется постоянный и правильный учет (выявление) всех налогоплательщиков, которые зарегистрировались должным образом (или уклонились от регистрации).

Функция налогового контроля определяет четко, в установленном порядке и с учетом актуализации сведений все налоговые обязательства налогоплательщиков (продекларированные или начисленные налоги, денежные штрафы, пени и т.д.) и налоговые зачеты в результате совершенных налогоплательщиком платежей или полученных скидок.

Налоговая проверка объединяет все виды деятельности, направленные на проверку правильности заполнения налоговых деклараций налогоплательщиками или на определении сумм налогов, сокрытых от налогообложения, в результате проведения проверки или расследования по месту проживания налогоплательщика или третьего лица, или в налоговой инспекции.

Вспомогательные функции (правовая, управление кадрами, информирования налогоплательщиков, организационно-административная, внутреннее информационное обеспечение) составляют основу для выполнения основных функций.

Правовая функция обеспечивает правильное применение нормативных налоговых актов налоговыми органами, так и налогоплательщиками. Управление кадрами – в отношении обучения и переподготовки сотрудников налоговых органов. Функция информирования налогоплательщиков. Для обеспечения высокого уровня исполнения налогового законодательства налогоплательщиками налоговые органы должны иметь соответствующие отделы или подразделения, ответственные за распространение нормативных налоговых документов и оказание помощи налогоплательщиками в правильном исполнении их налоговых обязательств.

Организационно-административная функция. Ее осуществляют службы внутреннего бухгалтерского учета и административные службы, отвечающие за материально-техническое снабжение и эксплуатацию рабочего оборудования.


8. Налоговый контроль: назначение, методы и формы осуществления.

(Ст. 82 НК РФ)

Налоговый контроль – деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.

Цель – обеспечение исполнения налогового законодательства.

Задачи :

1.наблюдение за подконтрольными объектами,

2.планирование контрольных мероприятий, прогнозирование и учет их результатов,

3.выявление налоговых правонарушений и преступлений,

4.привлечение к налоговой, административной и уголовной ответственности виновных лиц,

5.обеспечение неотвратимости наступления ответственности,

6.предупреждение налоговых правонарушений и преступлений в будущем.

Методы:

1.Предварительное наблюдение (как правило, это своевременный учет и полнота регистрации налогоплательщиков и объектов налогообложения).

2.Текущий контроль (осуществление контроля за своевременностью представления налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами налоговых деклараций (расчетов), а также за своевременностью уплаты налогов и сборов, что по сути является предметом камеральных налоговых проверок).

3.Последующий контроль (проведение выездных налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов на предмет полноты исчисления и уплаты налогов и сборов).

Формы :

1.Налоговые проверки (камеральная и выездная)

2.Получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов

3. Проверки данных учета и отчетности

4.Осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли).

Если бы я была Евгением Сивковым, мне бы польстило, что меня сравнивают с Остапом Бендером: умный, знает что ему нужно, успешный.. конечно же, не все качества Бэндера тут надо подчеркивать. По поводу «дураков», о ктороых пишут желтые газеты, посетивших курсы Евгения Сивкова, простите неуважаемые.. вы оскорбили практически всю успешную аудиторию бухгалтеров и предпринимателей, которые после посещений курсув по финансовой грамотности, применили свои знания вполне успешно. Кстати говоря, люди больше говорят о плохом, чем о хорошем.
Я выражаю недоверие многочисленным клонам-перепечаткам, т.к. они в оскорбительном тоне отзываются о человеке. Также, просто надоело, когда у нас чернят то одного, то другого, как под копирку. Когда у нас наконец люди перестанут совать свой нос в чужие дела?
По поводу «..основана на идеях уклонения от налогов и использования различных черных и серых схем обхода налоговой системы в целом».
Уважаемые желтые газеты, ответьте на простой вопрос – вы сами посещали курсы Евгения Сивкова?
Нет? Может вы его сотрудник или родственник, что так хорошо осведомлены о его деятельности?
Есть у Евгения знаменитая книга, которая навлекла на него и депутатский гнев, и серьезные проверки – «Черная и белая оптимизация налогов». Так вот, приводятся там ровно те «схемы», которые являются законными. То есть, даже не схемы в общепринятом понимании, а техники грамотного применения предусмотренных законом вариантов снижения налогового бремени.

«Черными белые схемы становятся только в кривых ручках», – подчеркивает Евгений.
Самая грамотная оптимизация, по его мнению, – это без использования схем.

Многие вплетают в свои статьи его темы о Путине и желтой революции в Украине.
А что тут противозаконного или особенного, когда Е.Сивков упоминает в своих выступлениях «Путина или оранжевую революцию на Украине»? Это обсуждают не только в залах, но и на кухнях домохозяйки.

По поводу фразы: «Россия любит исторически бунтарей». Я бы перефразировала по другому – власть бунтарей не любит, а разница между чиновниками и простым народом – в обширных данных им привилегиях, именно поэтому негативные публикации о Евгении Сивкове пишут ЧИНОВНИКИ, а не простые люди.

Вы думаете, что за выступления Евгения Сивкова по здоровой оптимизации налогов они погладят его головке? Нет – очернят и посадят. Скажите, положа руку на сердце – неужели все ИП платят налоги и не думают о том, как заплатить меньше? Всегда ли продавцы пробивают чек, все ли доходы показывают государству? Все думают, как выжить.. не обогатиться, а выжить.
Видали в интернете грустный баннер, на нем что то примерно такое: «вот задумываюсь, за ограбление банка посадят на 5 лет, и за 2 ложки сворованной пшеницы – такой же срок дадут. Так как поступить?».

Негативные отзывы, статьи и публикации, согласитесь, делают конкуренты и недоброжелатели. Деньги закончатся и статьи ваши тоже закончатся.

И еще скажите, обладают ли другие воры и мошенники, а именно (чиновники и депутаты многих мастей) интеллектуальной собственностью, как Е.Сивков? Так почему же его гнобят, а их нет (за взятки, множество машин квартир и дач?)

Кто готов поменять свое мнение, прочитайте в оригинале выступления Евгения Сивкова http://www.vsluh.ru/news/economics/309744

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Организационные аспекты налогового консультирования

1. Должностные обязанности налогового консультанта

В зарубежной практике налоговое консультирование достаточно распространено, а в ряде стран его правовой статус законодательно закреплен. К сожалению, в нашей стране закон о налоговом консультировании находится в течение нескольких лет в стадии рассмотрения Государственной Думой. Характеризуя правовую разработанность проблемы, необходимо сказать о появлении новой квалификационной характеристики "консультант по налогам и сборам". Данная характеристика закреплена Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 4 августа 2000 г. № 57 "О внесении дополнения в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих".

В рамках названного документа было установлено ввести дополнение в раздел I "Общеотраслевые квалификационные характеристики должностей работников, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях" Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного Постановлением Министерства труда РФ от 21.08.1998 г. № 37. В соответствии с Приложением к названному Постановлению на консультанта по налогам и сборам могут быть возложены следующие должностные обязанности:

оказывать консультационные услуги организациям (независимо от форм собственности и организационно-правовых форм) и физическим лицам по применению налогового законодательства;

давать необходимые рекомендации по: формированию налоговой базы по видам налогов и сборов; составу затрат, относимых на себестоимость для целей налогообложения (что в соответствии с текстом главы 25 НК РФ надо понимать как расходы организации в целях налогообложения); использованию льгот, предоставляемых законодательством различным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов; соблюдению установленного порядка исчисления и уплаты налогов и сборов и источникам их выплаты;

консультировать по ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской отчетности, по вопросам прав и обязанностей налогоплательщике и, а также по порядку обжалования действий налоговых органон и их должностных лиц;

разрабатывать варианты оптимизации налогообложения применительно к специфике деятельности организаций и физических лиц; информировать их о налоговом законодательстве и давать разъяснения по применению нормативных правовых актов, регламентирующих налогообложение юридических и физических лиц;

осуществлять мониторинг изменений и дополнений, вносимых в законы и иные нормативное правовые акты, касающиеся налогообложения, содействовать правильному исчислению и полноте уплаты налогов и сборов.

2. Формальные требования, которыми должен соответствовать налоговый консультант

Для реализации перечисленных должностных обязанностей в соответствии с текстом Приложения к Постановлению Министерства труда РФ от 4 августа 2000 г. № 57 консультант по налогам и сборам должен знать:

1. законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие налогообложение юридических и физических лиц;

2. методические материалы, касающиеся предпринимательской и иной деятельности организаций и физических лиц;

3. основы законодательства о труде;

4. порядок ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности;

5. порядок ведения налогового учета и составления налоговой отчетности;

6. порядок проведения налоговых проверок;

7. принципы организации предпринимательской деятельности;

8. порядок заключения, изменения, оформления и прекращения гражданско- правовых договоров;

9. современные информационные технологии;

10. этику делового общения;

11. правила и нормы по охране труда.

Чтобы соответствовать требованиям имеющегося на рынке спроса на услуги в области налогового консультирования, специалист должен обладать совокупностью формальных и неформальных признаков. К формальным признакам могут быть отнесены: членство в Палате налоговых консультантов; наличие квалификационного аттестата, выдаваемого Палатой по результатам квалификационного экзамена и защиты итоговой работы.

3. Неформальные требования, предъявляемые налоговому консультанту

Неформальные требования тесно смыкаются с формальными, поскольку членство в Палате налоговых консультантов и получение аттестата налогового консультанта невозможно без наличия специализированных знаний в области налогового консультирования. Неформальные требования представлены профессиональными критериями, применяемыми при оценке налогового консультанта, К ним относятся; знания и умения; способность к оказанию услуг, реализующих общественные интересы; этические нормы; соответствие требованиям общества; самодисциплина и самоконтроль. При выборе конкретного специалиста или компании из совокупности имеющихся на рынке юридических и физических лиц, способных в соответствии с законодательством оказывать услуги на рынке услуг по налоговому консультированию, клиент изначально подразумевает соответствие избираемого определенному набору критериев и показателей. К совокупности используемых при таком выборе критериев и показателей относятся:

имидж консультанта -- репутация в деловой среде (среди коллег и читателей публикаций налогового консультанта в прессе);

профессиональная ответственность -- компетентность консультанта в требуемой области, глубокие знания и умение использования на практике современных способов решения проблем налогоплательщиков;

творческий подход и понимание культуры и особенностей менталитета жителей данной страны, являющихся пользователями услуг налогового консультанта;

отзывы предыдущих клиентов и тех, кто является клиентом в настоящее время, о профессиональных знаниях и личностных качествах налогового консультанта;

качество разработки предложений налоговым консультантом, заключающееся в идеях консультанта о путях и способах решения проблемы клиента, видении роли клиента в консультационном проекте, техническом оформлении предложения;

способность консультанта выполнять работу в определенный срок -- подразумевается не только высокая работоспособность консультанта, но и наличие команды квалифицированного вспомогательного персонала, а также обеспеченность всеми видами ресурсов;

способность консультанта найти партнера или дополнительные ресурсы для своего клиента, используя имеющиеся связи в деловой среде;

адекватные затраты клиента на оказание услуг налоговым консультантом -- размер гонорара, форма и сроки его оплаты;

соблюдение консультантом этических норм, которое может гарантировать членство в профессиональном объединении и наличие специальных аттестатов и сертификатов.

Большинство перечисленных критериев также требует овладения специальными знаниями, позволяющими осуществлять квалифицированную деятельность по налоговому консультированию.

В процессе потребления услуг по налоговому консультированию у клиента формируется мнение как о качестве самой услуги, так и о профессиональном уровне, оказывающего ее специалиста.

должностной обязанность налоговый консультант

4. Деятельность Палаты налоговых консультантов

Поскольку в действующем законодательстве пока не определен правовой статус налогового консультирования, назрела необходимость создания общественного профессионального органа, учрежденного для содействия ее членам в осуществлении деятельности в области налогового консультирования. На сегодня в этой роли выступает Некоммерческое партнерство по организации деятельности консультантов по налогам и сборам "Палата налоговых консультантов", созданная 9.01.2002 г. и возглавляемая Д.Г. Черником. Учредителями Палаты являются юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере профессионального налогового консультирования:

государственное образовательное учреждение "Учебно-методологический центр при Министерстве Российской Федерации по налогам к сборам";

Государственный университет управления;

автономная некоммерческая организация "Международная академия предпринимательства";

негосударственное образовательное учреждение "Московский социально- экономический университет";

негосударственное образовательное учреждение "Институт экономики и финансов "Синергия"";

негосударственное образовательное учреждение "Российский новый университет".

Перечисленные юридические лица созвали учредительное собрание, на котором утвержден Устав Палаты, сформированы ее руководящие и контрольно-ревизионные органы.

Палата налоговых консультантов была создана для целей: становления и развития профессионального налогового консультирования; обеспечения условий и содействия в осуществлении профессиональной деятельности ее членов в сфере налогового консультирования; содействия повышению налоговой культуры населения.

Для достижения названных целей и реализации перечисленных задач Палата выполняет следующие функции:

осуществляет представление и защиту профессиональных интересов налоговых консультантов;

способствует созданию общей информационно-справочной системы по налоговому консультированию;

содействует финансированию собственными и привлеченными средствами перспективных инициатив и нововведений, а также информационных технологий, способствующих развитию профессионального налогового консультирования;

создает единый банк данных о работниках и работодателях п сфере профессионального налогового консультирования;

представляет интересы по проблемам налогового консультирования в иностранных и международных организациях;

организует образовательный процесс, в том числе подготовку и профессиональную переподготовку специалистов по налоговому консультированию, а также создает условия для систематического повышения ими своей квалификации;

проводит аттестацию специалистов, осуществляющих профессиональную деятельность в сфере налогового консультирования с учетом квалификационных требований Министерства труда и социального обеспечения РФ;

проводит аттестацию учебных заведений, занимающихся профессиональной переподготовкой и повышением квалификации налоговых консультантов;

осуществляет консалтинг образовательных услуг;

разрабатывает единые программы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации налоговых консультантов, которые используются учебными заведениями при организации учебного процесса;

принимает участие в разработке методического обеспечения профессиональной деятельности в сфере налогового консультирования, осуществляет разработку и издание специальной литературы по указанной тематике;

проводит конференции, симпозиумы, семинары или другие научно-консультационные мероприятия;

осуществляет формирование делового имиджа членов Палаты;

содействует учебным заведениям, ведомствам и иным организациям в совершенствовании и развитии профессионального налогового консультирования, в создании и развитии различных видов и форм образования (включая высшее и дополнительное профессиональное), научно-исследовательской и консультационной деятельности;

содействует укреплению международных связей организаций, развивающих профессиональное налоговое консультирование, обеспечивает их конкурентоспособность в научно-образовательной сфере и практической деятельности;

разрабатывает и реализует программы (проекты) образовательного, информационного, консультационного, юридического, экономического технического, гуманитарного, благотворительного и другого характера;

осуществляет благотворительную деятельность в интересах общества или отдельных категорий лиц, проводит в этих целях в установленном порядке лотереи, аукционы, концертно-зрелищные и иные мероприятия;

ведет предпринимательскую, внешнеэкономическую, издательскую деятельность;

осуществляет иные виды деятельности, направленные на выполнение уставных целей и задач и не противоречащие действующему законодательству.

Юридические и физические лица, которые разделяют цели и задачи Палаты, осуществляют деятельность в сфере профессионального налогового консультирования, признают Устав и вносят соответствующие взносы, могут быть членами Палаты, поскольку в соответствии с Уставом она открыта для вступления новых членов.

Прием нового члена в состав Палаты осуществляется Президентским советом на основании поданного заявления па имя директора Палаты, который представляет заявителя на ближайшем со дня подачи заявления заседании Президентского совета. Очевидно, что у желающих вступить в члены Палаты налоговых консультантов может возникнуть вопрос о возможности получить, квалификационный аттестат о соответствии профессиональным требованиям к консультанту по налогам и сборам. Рынком востребован специалист совершенно новой формации, в равной степени обладающий совокупностью знаний, как в сфере экономики, так и юриспруденции. Соответственно, практическое поле деятельности этого специалиста -- консультанта по налогам и сборам лежит на стыке двух специальностей (профессий), он должен уметь применять в своей профессиональной деятельности знания, методы, практические навыки как одной, так и другой специальности.

Палата налоговых консультантов приняла на себя функции (ранее осуществляемые Министерством РФ по налогам и сборам) по формированию корпуса высокопрофессиональных специалистов-консультантов по налогам и сборам:

проведение аккредитации заинтересованных образовательных учреждений на право реализации профессиональных образовательных программ Палаты налоговых консультантов;

методическое обеспечение процесса обучения;

аттестация налоговых консультантов.

Таким образом, налоговый консультант - специалист, обладающий совокупностью юридических, финансовых и экономических знаний, и имеющий соответствующий квалификационный аттестат.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Система органов Министерства Российской Федерации по налогам и сборам. Современные задачи и права налоговых органов и их должностных лиц. Срок проведения проверки и время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогового объекта.

    контрольная работа , добавлен 17.10.2010

    Характеристика моделей налогового консультирования. Организация налогового консультирования в развитых странах мира. Проект Закона Российской Федерации "О налоговом консультировании". Структура и состав консалтинговой фирмы на примере ООО "КГ "Капитал".

    дипломная работа , добавлен 11.01.2014

    Организация бухгалтерского и налогового учета субъектов малого предпринимательства, функционирующих в условиях общего режима налогообложения. Применение налогового режима в виде единого налога на вмененный доход. Виды льгот по налогам и сборам в РФ.

    курсовая работа , добавлен 27.09.2014

    Рассмотрение видов и элементов налогового учета. Описание состава и формы пошлинной отчетности. Анализ системы учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам на примере ООО НПК "Сектор". Определение путей оптимизации налогообложения на данном предприятии.

    курсовая работа , добавлен 16.07.2010

    Понятие налогового контроля как категории налогового права. Объект, предмет, цели и задачи налогового контроля. Классификация, формы и методы налогового контроля. Виды налоговых проверок. Изучение организации налогового контроля в Российской Федерации.

    реферат , добавлен 21.04.2010

    Система основных положений налогового учета. Проблемы законодательного регулирования налогового учета. Состав, структура и классификация регистров налогового учета на современном этапе. Элементы налогового учета, определяемые Налоговым кодексом.

    реферат , добавлен 25.10.2008

    Понятие налогового потенциала и его сущность. Роль налоговой политики в формировании налогового потенциала. Методы оценки налогового потенциала, расчет налогового потенциала региона. Налоговый паспорт и его место при определении налогового потенциала.

    курсовая работа , добавлен 25.12.2010

    Понятие "налоговое консультирование". Роль налогового планирования в рамках налогового консультирования в финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Способы оптимизации налогов. Финансовый анализ как инструмент оптимизации налогообложения.

    контрольная работа , добавлен 19.06.2011

    Воздействие налога на принятие предпринимательских решений. Исторические аспекты налогового планирования в условиях развития финансового менеджмента. Специфика налогового сегмента управления финансами субъектов хозяйств. Участники налогового планирования.

    реферат , добавлен 27.12.2010

    Сущность, цели и место налогового администрирования, роль планирования и учета в данном процессе. Принципы контроля и регулирования в исследуемой системе. Определение существующих проблем и пути совершенствования налогового администрирования в России.