Предложение из двух слов со звуком ш. Речевой материал на автоматизацию звука "Ш

У детей в процессе формирования речи возникают различные проблемы со многими буквами. Одной из самых распространенных сложностей является постановка звука ш. Обычно детям бывает сложно произносить шипящие звуки по той причине, что они не могут расслабить язычок и расположить его в необходимой форме, чего требует правильная артикуляция звука ш.

Основная причина того, что ребенок не может верно говорить шипящие звуки, заключается в манере родителей общаться с малышом. Многие взрослые намеренно копируют речь ребенка, говоря с ним по-детски. Таким образом, ребенок слышит неправильное произношение и привыкает именно к такой манере постановки звука ш. Именно поэтому специалисты настоятельно рекомендуют родителям говорить с детьми правильно.

Помимо родительской тяги к подражанию детского лепета, немаловажную роль для постановки звука ш играют некоторые особенности строения артикуляционного аппарата, к которым можно отнести следующие моменты:

  • движение языка ограничено из-за укороченной подъязычной связки;
  • на артикуляцию влияет размер губ (слишком тонкие или полные) и размер языка (слишком большой или маленький);
  • зубочелюстные аномалии;
  • нарушение работы слухового канала.

В большинстве случаев нарушение постановки звука ш достаточно просто исправляется в домашних условиях при регулярной и тщательной работе с ребенком. В отдельных случаях малышам, у которых есть проблемы с произношением шипящих, поможет логопед.

Артикуляция

Залогом хорошего произношения является правильная артикуляция звука ш и ж. Чтобы научить ребенка правильно говорить буквы ш и ж, необходимо изучить один способ артикуляции, так как речевой аппарат работает практически одинаково при произношении обеих букв.
Так, чтобы правильно говорить букву ш, необходимо следующим образом провести работу с артикуляционным аппаратом:

  • губки малыша должны быть немного выдвинуты вперед в форме трубочки;
  • кончик языка приподнят к небу так, что между ними остается небольшая щель;
  • боковыми краями язычок ребенка прижимается к верхним крайним зубам, придавая языку форму чашечки;
  • струя воздуха легко проходит через незадействованные голосовые связки, создавая необходимое звучание.

Для того чтобы понять, как научить ребенка говорить букву ж, необходимо прибегнуть к вышеописанной артикуляции, подключив при этом вибрации голосовых связок.
Очень важны регулярные упражнения для постановки звуков. Эти упражнения могут проводиться как с логопедом, так и в домашних условиях.

Упражнения

Специалисты разработали специальные логопедические упражнения на звук ж и ш, чтобы помочь малышам научиться правильно его произносить. Данная методика насчитывает множество различных упражнений. Ниже представлены наиболее эффективные и популярные в применении среди логопедов.

Лопатка

Данное упражнение для постановки звука ш направлено на расслабление языка. Необходимо открыть рот и улыбнуться. В расслабленной улыбке вытянуть язык вперед и положить кончик в спокойном положении на нижнюю губу. Боковые стенки передней части язычка мягко касаются уголков рта.

Важно сохранять такое положение без напряжения в течение нескольких секунд. Это упражнение является базовым при такой проблеме, как постановка шипящих звуков, в том числе букв ж и ш.

Пирожок

Задание «Пирожок» необходимо применять для укрепления мышц языка, а также для развития подвижности боковых стенок языка. Как и в предыдущем упражнении рот открыт в улыбке, язычок лежит на нижней губе. Не напрягая губ, необходимо приподнять боковые стенки языка так, чтобы по центральной оси языка образовалась впадина.

Удерживать такое положение нужно от 5 до 10 секунд.

Качели

«Качели» применяют для того, чтобы сделать детский язычок более подвижным. Исходное положение артикуляционного аппарата следующее: на губах открытая и расслабленная улыбка, язык лежит широко и плоско (не допускать того, чтобы он становился узким).

Попеременно проводятся движения языком:

  • сначала для постановки звука ш широкий и плоский язык тянется к потолку, после чего направляется в сторону пола;
  • далее язык движется сначала к верхней губе, потом к нижней;
  • необходимо залезть языком между верхней губой и верхними зубами, а также проделать это же с нижней губой и зубами;
  • далее язык касается верхних и нижних резцов;
  • в конце нужно коснуться широким кончиком языка до альвеол за нижним зубным рядом, а после – за верхним.

Язычок шагает через зубки

Это задание полезно для постановки звука ш тем, что оно хорошо развивает способность малыша управлять своим язычком. Для выполнения этого задания нужно раскрыть ротик и расслабить улыбающиеся губки. Широким кончиком языка выполнять касания нижнего зубного ряда со стороны языка, а затем со стороны губы.

Маляр

Данное задание на проработку букв ж и ш помогает, в первую очередь, усилить контроль за постановкой языка. Также оно дает малышу прочувствовать, как направлять язык в верхнюю часть рта.

Необходимо приоткрыть ротик в полуулыбке, расслабить губки и зафиксировать нижнюю челюсть в одном положении. Далее представим, что кончик язычка – это малярная кисть, а небо – потолок, который необходимо покрасить. Для того чтобы это сделать, необходимо гладить языком небо от гортани к зубкам и в обратном направлении, не давая языку выйти за пределы рта.

Вышеуказанные упражнения для постановки звуков ш и ж должны выполняться регулярно. При этом очень важен контроль родителей за тем, как именно малыш выполняет упражнение – важно контролировать корректную фиксацию челюсти, положение губ и движения языка.

Для того чтобы говорить звук ш без проблем, нужна не только артикуляция, но и автоматизация.

Автоматизация

Для правильного произношения сложных звуков одинаково важны и постановка и автоматизация звука. Если постановка звука ш уже была проведена при помощи логопедических упражнений, можно переходить к закреплению звука, то есть к автоматизации.

Автоматизация звука ш проводится при помощи отработки самого звука, слогов с этим звуком, а далее слов, предложений и текстов. Особую пользу постановка шипящих звуков получает от работы со чистоговорками, стишками, пословицами и т.д.

  • Буква ш в слогах и словах.

ШАлун, ШАхматы, ШАрф; ШОрох, ШОколад, ШОрты, ШЁлк, ШЁпот, ШЁл; ШУтка, ШУм, ШУба; ШИрота, ШИшка, ШИтье; ШЕстерка, ШЕлест, ШЕст и т.д.

  • Буква ж в слогах и словах.

ЖАра, ЖАлость, ЖАба; ЖОр, ЖОнглер, ЖОкей; ЖЁлудь, ЖЁлтый, ЖЁрдочка; ЖУравль, ЖУк, ЖУть; ЖИвот, ЖИзнь, ЖИвотное; ЖЕлезо, ЖЕна, ЖЕлтуха и т.д.

  • Автоматизация звука ш с чтением словосочетаний.

МаША кормит малыША.

Летом ШАгать по улице хороШО.

ПаША и ДаША дали каШУ малыШУ.

ГлаША написала стиШОк о наШЕм малыШЕ.

Песни наШИ о чаШЕ с каШЕй хороШИ.

Говори ШЁпотом: спят еЩЁ стриЖАта у стриЖА.

У окоШЕчка на куШЕтке я леЖУ.

МиШЕнька, дай пыШЕчку и сказку расскаЖИ.

НаША НатаША всех девочек краШЕ.

  • Правильно говорить звук ш помогут также детские стишки.

Шёл из шахты шахтер
С плетеным лукошком,
А в лукошке комочек из шерсти.
Шахтер нашей Даше щеночка нашёл.
Пляшет и скачет Даша на месте:
«Как хорошо! У меня есть дружок!
Я ему испеку пирожок,
сяду шить ему шубку и шапку —
Будет счастлив мой чёрный щенок».

Правильная работа артикуляционного аппарата и тщательное закрепление изученных звуков – единственно верные приемы постановки звука.

Чтобы ребенок понял, как правильно произносить сложные звуки, необходимо не только выполнять специальные упражнения, но и следить за правильностью собственной речи.

Если регулярно заниматься с ребенком над постановкой звуков, то вскоре можно будет забыть о проблеме, как научить ребенка говорить букву ш.

из них является использование в работе мелких объ­ёмных (например, от киндер-сюрпризов) или плоских игрушек, названия которых содержат автоматизируе­мый звук*. Этот приём также помогает активизиро­вать внимание малыша и максимально поддерживает его интерес к изучаемому материалу на протяжении всего занятия, доставляя радость самовыражения и, безусловно, вызывая положительные эмоции. Игровая ситуация создаёт непринужденную обстановку на за­нятии, освобождает ребёнка от скованности, побуж­дает его к общению, способствует быстрому контакту с логопедом. Работа с игрушкой проводится при про­ведении следующих игр:

    Лабиринт. Ребенок, чётко произнося изучаемый звук, называет в заданном порядке представленное на каждой странице альбома картинки, перемещая по ним выбранную игрушку. Движение начинается с клетки, отмеченной звёздочкой. Если слово назы­вается ребенком неправильно, то следующий ход делать нельзя до тех пор, пока слово не будет на­звано верно.

    Лабиринт с проговариванием. Ребёнок при дви­жении по лабиринту должен не только назвать картинки, но и указывать направление следующе­го хода. Например, шапка - направо, шахта - направо, шайба - вниз...».

    Лабиринт с пропуском хода. Игра проводится в два этапа. Сначала ребёнок называет все картинки по порядку, а затем, начиная с картинки, отмечен­ной звёздочкой, - через одну.

    Лабиринт наоборот. Сначала ребёнок прогова­ривает все слова - названия картинок лабирита. Затем ставит игрушку на последнюю картинку ла­биринта и двигается в обратном направлении, на­зывая слова.

Данные игры рекомендуется проводить с каждым лабиринтом (с. 5-10). Если при прохождении лаби­ринта игрушка попадает на клетку с вопросительным знаком, ребёнок должен придумать слово с автомати­зируемым звуком в определенной позиции.

В дальнейшем закрепление произношения звука происходит в словосочетаниях, предложениях, рас­сказах и стихотворных текстах.

Будьте терпеливы и доброжелательны. Тогда ре­зультаты занятий с ребёнком вас обязательно пора­дуют.

Вашему вниманию предлагается комплект пособий по автоматизации звуков, поставленных логопедом. Он состоит из десяти альбомов:

(1) Автоматизация звука С в игровых упражнениях

(2) Автоматизация звука 3 в игровых упражнениях

()^ Автоматизация звука Ц в игровых упражнениях

(4) Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях

(5) Автоматизация звука Ж в игровых упражнениях

(б) Автоматизация звуков Ч, Щ в игровых упражне­ниях

(7) Автоматизация звука Л в игровых упражнениях (

9^ Автоматизация звука Ль в игровых упражнениях

(9) Автоматизация звука Р в игровых упражнениях

(10) Автоматизация звука Рь в игровых упражнениях

В данном альбоме представлена система упраж­нений по автоматизации звука Ш. Материал, предло­женный автором, превращает однообразную и моно­тонную работу по закреплению произношения звука в интересную игру. Одновременно с автоматизацией звука у ребенка совершенствуется навык чтения, раз­вивается мелкая моторика, творческое воображе­ние.

Работа по данному пособию способствует более быстрой автоматизации звука в спонтанной речи, развитию фонематического слуха, совершенствова­нию слоговой структуры слова, коррекции лексико-грамматического строя речи, закреплению знаний об автоматизируемом звуке и соответствующей букве, формированию навыка звукобуквенного анализа сло­гов и слов. Одновременно с этим происходит развитие мелкой моторики пальцев рук; активизация памяти, вни­мания, мышления. Всё это является в свою очередь сво­евременной профилактикой дисграфии и дислексии. В зависимости от сложности речевого дефекта ребен­ка и этапа коррекционной работы игры и задания мо­гут использоваться логопедом комбинированно.

Автоматизация звука Ш проводится по традицион­ной в логопедии схеме. Сначала проводится комплекс упражнений артикуляционной гимнастики. Затем пред­лагаются упражнения на автоматизацию звука Ш изо­лированно, на материале слогов, слов, предложений, стихотворных и прозаических текстов.

Для того чтобы сделать процесс автоматизации звука в словах более увлекательным и эффективным, предлагается ряд вспомогательных приёмов. Одним

* На обороте обложки представлены следующие пло­ские игрушки: мышонок, мишка, петушок.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»

города Льгова Курской области

автоматизации звука [Ш]

Подготовил а:

учитель – логопед

l квалификационной категории

Бушина О. А.

2016 год

1. Про изнести длительно:

ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш

2. Произнести звук с повышением голоса:

ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш

3. Произнести протяжёно:

ш-ш-ш - а

ш-ш-ш - о

ш-ш-ш - у

ш-ш-ш - и

ш-ш-ш - е

4. Автоматизация звука [ш] в прямых слогах:

Ша – ше – шу

Ш о – шу – ша

Ше – шу – шо

Ши – ше – ша

Ши – шу – шо

Ш у – ше – шо

Ш у – ша – ши

Ш о – ша – шу

Ш у – ше – ши

5. Автоматизация звука [ш] в обратных слогах:

Аш – ош – уш – ыш

Ёш – аш – ош – уш

Иш – ыш – аш – уш

Ош – аш – ыш – уш

Ю ш – яш – ёш – иш

Я ш – ёш – юш – ы ш

6. Закрепление произнесение в слогах звука [ш] (раскрась)

7. Автоматизация звука [ш] в интервокальной позиции:

Аша – оша – иш а – еша – ёша – яша

О ш о а ш о – иш о – ешо – ёшо – яшо

У ш у о ш у и ш у – ешу – ёшу – яшу

Е ше – о ш е и ш у – юшу – ёшу – яше

Иши – аши – уши – еши – ёши – яши

8. Автоматизация звука [ш] в слогах со стечением согласных:

Шма – шмо – шму – шме

Шко – шку – шка – шкы

Ш ла – шле – шли – шлю – шля

Ш пу – шп а – шпи

Ш ве – швы шни

Ш та што шту шты

К ша – кшо – кшу – дша

М ша – мшо – мшу – вша

9. Автоматизация звука [ш] в начале слова:

Шаг, шалость, шалун, шалфей, шайба, шапка, шар, шарф, шахматы, шахта, шёлк, шелковый, шёпот, шов, шок, шея, шёлк, шёпот, шоколад, шорох, шуба, шум, шуруп, шут, шуметь, ш ирь, шило, шина, шить, ширма, ш инель, шипеть, широкий, шиповник, ширма, широкий, шитьё, шифер.

10. Автоматизация звука [ш] в конце слова:

Гуляш, детеныш, камыш, карандаш, ландыш, малыш, мышь, мякиш, финиш, ваш, наш тушь, д аёшь, льёшь, пьёшь, поёшь, трёшь, берёшь, молчишь, поёшь, ковш, душ, трёшь, берёшь, кричишь, молчишь.

11. Автоматизация звука [ш] в середине слова:

Горошина, мошка, гребешок, калоши, крошка, камыши, каша, крыша, ландыши, лошадка, малыши, окрошка, машина, мешок, мишень, мышата, мышонок, ноша, ошейник, ошибка, петушок, пушок, ремешок, решение, тишина, ушанка, уши, ушиб, вершок, горшок, ремешок, гребешок, мышонок, большой, окошко, горошки, лукошко, ладошка, картошка, прошу, чешуя, брошюра .

12. Автоматизация звука [ш] в словах со стечением согласных и гласных:

Бабушка, букашка, ватрушка, вишня, горошки, дедушка, ерши, картошка, клешня, клюшка, кашка, каштан, квакушка, кошка, крошка, крышка, кувшин, кукушка, ладошка, лапша, лепёшка, лукошко, лягушка, ш вея, швы, шкаф, шкатулка, школа, школьник, шкурка, ш ла, шлак, шланг, шлем, шли, шлюпка, шляпа, ш мель, шницель, шнурок, шпалы, шпагат, шпион, шпиль, ш таб, штамп, штопать, штора, штопор, штука, штурвал, штык.

13. Автоматизация удвоенного звука [ш]

Шашечка, шашка, шашки, шашлык, шушукать, шушукаться шишак, шишка, шуршать, шишка.

14. Закрепление произнесение звука [ш] в словах: (раскрась)

15. Автоматизация звука в именах людей:

Алёша, Даша, Миша, Саша, Наташа, Лёша, Маша, Илюша, Алёнушка, Яша, Любаша, Надюша, Андрюша, Юляша, Ксюша, Катюша, Валюша, Паша.

16. Автоматизация звука [ш] в словосочетаниях:

Большая ромашка, н аша школа, букашка на ромашке, ш вейная машина, лягушка-квакушка, ш умные шалуны, малышка с пышкой, ш ёлковая шаль, мешать кашу, д ушистый шампунь, мешок с пшеном, ш елуха шиповника, петушиное перышко, ш пиль башни, пушистая кошка, т ушёный шпинат, пшённая каша, ш итьё шинели, хорошая рубашка, д ушистые ландыши, шикарная машина, н аша бабушка, широкий шаг.

17. Автоматизация звука [ш] в предложениях:

Даша сшила широкий шарф.

У Наташи л андыши хороши.

Саша нашел камешек.

Маша шагает в школу.

У Алёши шесть машинок.

Паша нашел шину для машины.

Швея шьёт на швейной машинке.

Шесть мышат шагают слышно.

Даша вышивает бабушке подушку.

Кошка в шалаше шалит.

Мыши шуршали шоколадом в шкафу.

18. Автоматизация звука [ш] в чистоговорках:

Ша – ша – ша – наша Маша хороша.
Ши – ши – ши – наши малыши едят беляши.
Шо – шо – шо – Саша поет хорошо.

Шу – шу – шу – я сижу и не шуршу.

Ше – ше – ше – подарили шарик Яше.

Ош ош – ош – ты идёшь и поёшь.

Аш – аш – аш – подарили карандаш.

Иш – иш – иш – шумят камыши.

Ыш – ыш – ыш – к нам идёт малыш.

Ёш – ёш – ёш – ты нам песенку поёшь.

19. Автоматизация звука [ш] в скороговорках:

Мышка сушек на сушила,

Мышка мышек пригласила.

Мышки сушки кушать стали,

Мышки зубики сломали.

У Любашки - шляпка,

У Полюшки - плюшка,

У Павлушки - шлюпка,

У Ильюшки - клюшка.

Шесть мышат шагают в школу,

Шаловливых и веселых.

20. Автоматизация звука [ш] в стихах:

Шмель продаёт шары воздушные.

Шары такие непослушные!

Шары шуршат и в небо рвутся,

На шелковинки-нитки рвутся.

Г. Сапгир

Шуршат осенние кусты,

Шуршат на дереве листы.

Шуршит камыш

И дождь шуршит.

И мышь, шурша,

В нору спешит.

А там тихонечко шуршат

Шесть шустрых маленьких мышат.

Но все вокруг возмущены:

Как расшумелись шалуны!

А. Усачёв.

Источник :

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Ш

ША – ШО – ШУ

ШИ – ШЕ – ША

ШО – ШУ – ША

ШЕ – ШУ – ША

ШУ – ША – ШО

ШИ – ШУ – ШЕ

ШЕ – ШУ – ШО

ШУ – ШИ – ША

Ша - шо - шу - ши - ше
Ши - ша - шо - шу - ше
Шо - ша - шу - ши - ше
Ше - ша - шо - ши - шу
Шу - ша - шо - ши - ше

АШ – ОШ – УШ

ЫШ – УШ – ОШ

ЯШ – ЁШ – ЮШ

ЕШ – ИШ – ЮШ

АШ – ЯШ – ЮШ

ИШ – ЫШ – АШ

ЁШ – ЯШ – УШ

ЫШ – ИШ – ЕШ

Слова

Ша: Шаль, шахта, шаг, шар, шайба, шавка, ушанка, мышата, большая, дышать, лошадка, шахматы, лапша, шаг, шайба, шахматы, шапка, шахта; шампунь, шампиньон, шалун, шакал, шалить, ваша, наша, Даша, Миша, Наташа, Алеша, крыша

Шо, Шё: Шёл, шёпот, шорох, шёлк, петушок, порошок, пушок, мешок, большой, гребешок, ушёл, нашёл, пришёл, шов.

Шу : Шутка, Шура, шутит, шум, шуба, мишутка, тушу, пишу, дышу, прошу, ношу, шея, шут, шуба, шутка; шутить, шумовка, шутник, шуметь, шутник, шуруп, чешуя, мишура.

Ши: Шить, шило, ширма, шире, пиши, камыши, кувшин, ерши, малыши, ошибка, машина, шили, решили, шип, шина; шипы, шитьё, шифон, шипеть, шиповник, широкий, шипеть, мыши, уши, ландыши, ладоши, камыши, горошина, хороший, тишина, младший

Ше: шея, шесть, шелест; шептать, шейка, решение, мишень, ошейник.

Штанга, штаб, штаны, штопка, штопать, штука, штык, шкаф, школа, швы, швед, швея, шпага, шпагат, шпатель, шпиль, шпинат, шпион, шмель, шницель, шлейф, шлем, шлюпка, шляпа.

Наш, ваш, пашня, башня, кашка, рубашка, ромашка, букашка, карандаш, чашка.

Крошка, мошка, окошко, лукошко, ладошка, горошек, картошка, окрошка, кошка.

Душ, ушки, пушка, мушка, опушка, лягушка, подушка, катушка, кукушка, квакушка, ватрушка, ракушка.

Крышка, малышка, пышка, вышка, мартышка, покрышка, малыш, камыш.

Гуляш, бляшка, Яша, Алёша, рыбешка, лепешка, матрешка, льешь, пьешь, поешь, трешь, берешь.

Орешки, пешки, вешки, ешь, вишня, мишка, лишний, парнишка, кричишь, молчишь, ворчишь.

Башлык, башмак, кашне, каштан.

Ушли, петушки, бабушка, дедушка, Аленушка, Буренушка, тушканчик, ландыш, детеныш, донышко, перышко, пятнышко

Полюшко, брюшко, мякиш, финиш, кормишь, валишь, делишь, пилишь, даришь.

Заменить в словах первый звук на звук Ш:

(споры) –

Чистоговорки

Ша – ша – ша – шапка Ша – ша – ша – мама моет малыша

Шо – шо – шо – шов Шу – шу – шу – я письмо пишу.

Шу – шу – шу – шуба Шо – шо – шо - говорю я хорошо.

Ши – ши – ши – шина Ши – ши – ши – как сапожки хороши.

Ше – ше – ше – шея

Что-то шепчут камыши. – Я пишу уж хорошо.

Это утка в камыше. – Все, что хочешь, напишу.

Ша – ша – ша, ша – ша – ша Ши – ши – ши, ши – ши - ши

Выходи из камыша! «Ешьте кашу» - напиши

Ше – ше – ше, ше – ше – ше Шу – шу – шу, шу – шу - шу

Нет уж утки в камыше. - Это я уж напишу.

Ши – ши – ши, ши – ши – ши Шо – шо – шо, шо – шо - шо

Что – то шепчут камыши? - Вижу, пишешь хорошо.

Ша – ша – ша – наша Маша хороша.

Шо – шо – шо – говорим мы хорошо.

Аш – аш – аш – дайте карандаш. Ашка – ашка – летит букашка.

Ош – ош – ош – у меня нож. Ошка – ошка – на окошке кошка.

Уш – уш – уш – теплый душ. Ушка – ушка – лягушка – квакушка.

Иш – иш – иш – у меня малыш. Ишка – ишка – маленькая мышка.

Предложения

Наша школа.

Швейная машина.

Шумные шалуны.

Шелковая шаль.

Душистый шампунь.

Дашина шапка.

Шелуха шиповника.

Шутник Мишутка.

Шумят камыши.

Шпиль башни.

Машина школа.

Хоккейная шайба.

Полный штиль.

Длинный шланг.

Тушеный шпинат.

Платяной шкаф.

Шпулька ниток.

Липкая мышь.

Мягкая подушка.

Зеленая лягушка.

Пышная плюшка.

Хоккейная клюшка.

Маленькая мошка.

Душистые ландыши.

Наша бабушка.

Душная комната.

Теплая шуба.

Шипы шиповника.

Наташины галоши.

Гладкий шов.

Штык винтовки.

Мамины шпильки.

Большой шмель.

Шины для машины.

Глубокая шахта.

Катушка шелка.

Пшенная каша.

Шелковая штопка.

Пушистая шляпа.

Вот каша. Даша ест кашу.

У Шуры новая шуба.

У Паши шуба и шапка.

Малыш шагает в школу.

У реки камыш. Камыш шумит.

Наташа пишет.

На дороге шумит машина.

Наш котенок – шалун.

Хороши ландыши.

Кошка ловит мышку.

У Маши шуба.

У Яши машина.

У Антоши шапка.

У Даши шахматы.

Алеша, надень рубашку.

Ребята играют в кошки-мышки.

У кошки ушки на макушке.

Наташа чистит картошку.

Малыш, надень калоши.

На столе чашка, в ней ложка.

Воробышек клюет зернышки.

Маша пошла в школу.

Мама шьет на швейной машине.

У бабушки шелковая шаль.

Даша вымыла голову шампунем.

Лушина шапка упала под вешалку.

Наташа и Миша нашли ландыши.

В Машиной шкатулке много шпулек и катушек.

Маша пришила Паше вешалку на шинель.

Луша надела шубу, шапку, шарф, валенки и пошла гулять с Наташей.

Алеша нашел много волнушек и шампиньонов.

Луша шила голышу штанишки и шапку.

Большой шмель летал над душистой липой.

Бабушка вышивает петушка.

Маша кушает тушёнку.

Камыши шумят тихо.

Наташа пишет тушью.

У Яши пшённая каша.

Бабушка шьёт штанишки Яше.

Маша пьёт вишнёвый компот.

У Яшиной машины шины.

Мишутка дует на пушинки.

Наташа вешает шубу в шкаф.

На опушке кукует кукушка.

Пшённая каша из пшена.

У кошки ушки на макушке.

Дома у Яши мешок каштанов.

На опушке мушки и квакушки.

Шапка да шубка – вот и Мишутка.

Паша катает мишку на машине.

Мама шьёт на швейной машинке.

Мама-мышь и мышата едят шпинат.

У Паши и Даши мышонок Пушок.

У мышки – мышата, у кошки – котята.

Шахматы и шашки у Даши в шкафу.

Наша Даша под душем моет шею и уши.

Дедушка и Яша едят пшённую кашу.

У Антоши – машинка, а у папы – машина.

Бабушка и мама готовят пышки.

Наши шапки и шубы в дубовом шкафу.

Паша едет на машине к дедушке и бабушке.

У воды шумят камыши.

На шиповнике колкие шипы.

Малыши нашли большую шишку.

Наташа и Алеша ушли в кино.

Яша ушиб лоб.

Дедушка купил Алеше шахматы.

Шила в мешке не утаишь.

Не найду я ушки у нашей лягушки.

Леша и Клаша едят пшенную кашу.

Я по камушкам пошел, шубу шелкову нашел.

У Маши на кармашке маки и ромашки.

У кошки ушки на макушке.

Пыхтит, как пышка, пухлый Мишка.

Метил в лукошко – попал в окошко.

Тише, мыши, кот на крыше.

У Алеши есть плюшевый мишка.

У мишки гладкая бархатистая шкурка, а ушки на макушке.

Дедушка купил Алеше большую машину.

Алеша катал мишку в кузове.

А потом решил: пусть будет мишка шофером.

И теперь мишка ездит в кабине.

Шелковая шаль из шелка.

Шуба и шапка в шкафу на вешалке.

Шапка с ушами – ушанка.

Школьник пошел в школу.

В маленькой плошке кашка для кошки.

Большая подушка у мишки под ушком.

Шубка у мишки пышна, а шубка у мышки бедна.

Петушился, петушился Маше каша надоела.

Забияка петушок. Маша кашу не доела.

Забияке где-то в драке Маша, кашу доедай,

Оторвали гребешок. Маме не надоедай.

Ходит он без гребешка.

Не похож на петушка.

Кушай, кошка, - Воробей, чего ты ждешь?

Вот картошка, Крошек хлебных не клюешь?

Вот мука, а вот зерно, - Я давно заметил крошки,

Вот морковка, вот пшено. Но боюсь сердитой кошки.

Но закрыла кошка рот,

И картошки не берет

Ей не нравится мука –

Кошка хочет молока.

У мышки – мышата, Ушки на макушке

У кошки – котята, У кошки и у мышки,

У ерша – ершата, Но у кошки ушки

У лягушки – лягушата. Больше, чем у мышки.

Хороша у мышки норушка, Шел я шел,

Только нет в норушке подушки, Мешок нашел,

Нет подушки у бедной мышки, В мешке том шишки -

Где подушка под мышкино ушко? Привет от мишки.Птичка под моим окошком Вот лягушка на дорожке

Гнездышко для деток вьет, Скачет, вытянувши ножки.

То соломку тащит в норку, Ква-ква! Ква-ква-ква!

То пушок туда несет. Скачет, вытянувши ножки.

В детстве увидел – помню поныне, Жила-была Лягушка,

Кошка шила на швейной машине. Лягушка как Лягушка,

Вдруг взбунтовалась ее машина Квакушка-говорушка,

И кошке лапу к шитью пришила. И с самого утра,

Поглаживая брюшко,

То, громко, то на ушко,

Лягушка-квакушка

Делала ква-ква…

Кукушка кукушонку Нашей Маше дали кашу.

Купила капюшон. Маше каша надоела,

Надел кукушонок капюшон, Маша кашу не доела,

Как в капюшоне он смешон! Маша, кашу доедай,

Маме не надоедай!

В ночной тиши у шалаша

На окошке крошку мошку

Чуть слышен шорох камыша. Ловко ловит лапкой кошка.

Простоквашу дали Клаше.

В шалаше шесть шалунов.

Недовольна Клаша:

«Не хочу я простоквашу, Саша шапкой шишки сшиб.

Дайте просто кашу».

Слушали старушки, Слышен шорох в камышах.

Как куковала кукушка на опушке.

От него шумит в ушах.

Шапка да шубка – Сшила Саша Саньке шапку.

Вот и весь Мишутка.

Связная речь

Наша Наташа – школьница. В этом году она пошла в первый класс. А Маша младше Наташи. Но зато Маша умеет шить. Швейную машину Маше подарил дедушка Паша. Вместе с Машей он ходил покупать швейную машину в «Детский мир». А бабушка Даша подарила Маше шкатулку. В шкатулке у Маши хранятся иголки, нитки, шпульки, катушки. Маша нашла в шкатулке моток яркого шелка и вышила дедушке к Новому году рубашку. Бабушке она сшила варежку-хваталку, Наташе – мешок для галош, а кукле-голышу – рубашку, штанишки и шапку.

БАБУШКА СПИТ

Мама и бабушка дома. Бабушка спит. Мама читает газету. Пришла Наташа. Мама, можно идти гулять? – спрашивает Наташа. Ш – ш – ш! Тише! – говорит мама. Можно, мама, гулять? – шепотом спрашивает Наташа. Можно, можно, иди, Наташа! – отвечает мама. Наташа надела шубу, шапку и варежки, и пошла гулять.

КОШКА И ЁЖ

Пришли дети из лесу и принесли домой ежа. Побежал еж по комнате. Учуяла его кошка, легла на пол и смотрит. Еж остановился, и тоже смотрит. Вдруг кошка прыгнула, и цап лапой ежа! Еж быстро спрятал свою голову и подставил кошке свои острые иглы. Уколола кошка лапку и ушла в дальний угол. Долго там сидела кошка. Она лизала лапку, а на ежа шипела.

ЖУЧКА И ШАРФ

Миша катался на коньках и потерял шарф. «Ах, как жалко!» – говорит он Паше. Вдруг бежит Жучка. В зубах она держит шарф. «Ай, да Жучка! Нашла и принесла шарф. Вот умная собачка!» – говорит Миша и гладит Жучку. Жучка довольна!

Разделы: Логопедия

Коррекционно-образовательные цели урока:

  • Упражнять в правильном произношении звука “Ш” в слогах, словах и предложениях.
  • Закреплять умения пользоваться моделями при анализе характеристики звуков.
  • Уточнять и расширять словарь через формирование семантического поля слова “МЫШЬ”
  • Развивать функцию словоизменения.

Коррекционно-развивающие цели урока:

Развивать артикуляционную моторику, длительный речевой выдох, фонематическое восприятие, память, внимание, самоконтроль.

Коррекционно-воспитательная цель урока:

Воспитывать интерес к учебной деятельности, усидчивость, аккуратность в работе.

Оборудование: зеркало, карточки для анализа артикуляции и характеристики звука, модели звуков и образ буквы “Ш”, картинки на звук “Ш”, изображение: мыши, игрушка Мышонок, фишки.

Ход занятия

1. Орг. момент.

Послушайте загадку:

– Маленькая крошка, боится кошки, в норке живет, туда все несет.

– Кто это?

Выставляется картинка – “МЫШЬ”

– Каким звуком заканчивается это слово?

– Звуком “Ш”

– Сегодня мы будем работать над правильным произношением этого звука.

А чтобы правильно говорить этот звук, должны хорошо работать губы, язык и челюсти.

2. Логопедическая зарядка

.

артикуляционные упражнения:

“Блинчик, Чашечка, Индюк, Катушка”

развитие подвижности нижней челюсти

– как мышка жует твердую корочку? Напряженные и расслабленные жевательные движения

– как мышка жует мягкий сыр?

Работа над речевым выдохом

– давайте на выдохе скажем:

Ах, вкусный сыр…

Ах, вкусный душистый сыр…

3

. Анализ акустико-артикуляционного образа звука “Ш” (опора на таблицу).

Произнесение изолированного звука “Ш” с подключением орального, тактильного, зрительного и акустического контроля

Характеристика звука “Ш” и соотнесение его с буквой “Ша”

Звук согласный, глухой, твердый (Почему вы так считаете?)

4. Автоматизация звука “Ш” в слогах (слоговые дорожки).

– Помогите мышке добежать до норки

Картинка с мышонком, бежащим по дорожке к норке А, О, У, И и обратно.

Ребята произносят хором слоговые ряды: Ш----А, Ш----О, Ш---У, Ш---И

А-Ш, О-Ш, У-Ш, И-Ш,

5. Автоматизация звука “Ш” в словах и словосочетаниях.

На ковре лежат картинки, логопед предлагает ребятам выбрать, только те в которых есть звук “Ш” и назвать их (кошка, мышка, пышка, шкаф, мышеловка, шкурка)-картинки выставляются на мольберте.

Подбор однокоренных слов.

– Послушайте слова и положите столько фишек, сколько раз вы услышите слово “МЫШЬ”

Мышь, Мыш ка, Мыш онок, Мыш еловка, Мыш ковать, Мыш иная.

Сколько фишек вы положили? (6)

Логопед просит детей повторить слова и объяснить значение слов:

мышеловка (западня для мышки), мышковать (охотиться на мышку).

Подберите слово-определение к нашим словам

– Мышь какая? – большая, пушистая

– Мышонок какой? – крошечный, шаловливый

– Мышеловка какая? – шумная, большая

– Шерстка какая? – мышиная, пушистая

6. Развитие функции словоизменения

.

Логопед выставляет цифры: 1, 2, 6 и предлагает каждому ребенку посчитать словосочетание

Одна большая пушистая мышь, две большие пушистые мыши, шесть больших пушистых мышей.

Один крошечный шустрый мышонок, и т.д.

Одна большая шумная мышеловка, и т.д

– Шу-Шу-Шу – продолжаем мы игру

Закончите предложение, используя слово МЫШКА.

Под шкафом шуршит МЫШКА.

Чуткие ушки у МЫШКИ.

Пушистая кошка подкралась к МЫШКЕ.

Не поймать кошке МЫШКУ

Мы наблюдаем за МЫШКОЙ.

7

. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия.

Ребята, посмотрите, у меня в руках волшебная палочка и я превращаю вас в поэтов. Давайте вместе попробуем с вами сочинить стихотворение.

Я начну, а вы продолжайте:

Ошка-ошка – села кошка у окошка.

Ышка-ышка – побежала в норку мышка.

Ша–ша–ша – поймай-ка, кошечка, мыша

Ошки– ошки – мышка любит крошки

Ша – ша – ша – игра наша хороша! Составьте предложение правильно.

Кошка боится мышки. – Мышка боится кошки.

Пышка ест мышку. – Мышка ест пышку.

Шкаф сидит под мышкой. – Мышка сидит под шкафом.

Бумажка шуршит мышкой. – Мышка шуршит бумажкой.

Корка тянет мышку в норку. – Мышка тянет корку в норку.

8. Анализ предложения.

Шустрая мышка боится пушистой кошки.

Сколько слов в предложении? (5)

Назовите первое слово в предложении. (Второе, третье, пятое)

В каких словах встречается звук “Ш”

9. Заучивание стихотворения .

У мышонка глазки – пуговки-фонарик,
У мышонка носик – кругленький как шарик.
Глазки зорко видят, ушки чутко слышат.
Мышку не пугайся, она не обидит.

Разбор стихотворения:

На что похожи глазки у мышонка?
С чем сравнивается носик мышонка?
Как видят глазки у мышонка?
Как слышат ушки?
Мышка добрая? Она не обидит?

Еще раз читается стихотворение вместе с детьми.

10. Итог занятия .

С каким звуком мы сегодня работали?

Какие новые слова вы узнали?

Домашнее задание:

выучить стихотворение о мышонке, и нарисовать его.

Рассказы детей. Подготовительная к школе группа.

“Знаете, о какой игрушке я мечтаю?”

  1. Илья Д.
  2. Скоро Новый год, и я мечтаю, чтобы у меня была игрушечная собачка, которая выполняет разные команды. Стучишь, и она поднимается на ножки, а потом стукнешь, и она лает и прыгает. Я очень, очень хочу, чтобы у меня была такая собачка!

  3. Илья Г.
  4. Моя любимая игрушка робот Валли, только мама не может ее купить, она нигде не продается, а мне так хочется. У меня есть игра на компьютере и мультфильм, а вот игрушки нет. А у меня даже подушка есть такая с Валли.

  5. Алина Б.
    Я хочу красивую куклу-малыша, которую можно заворачивать, менять тряпочки, памперсы. Эта кукла плачет, писает, пьет водичку, поет всякие песенки.
    Я буду ее в колясочке катать.
  6. Ваня Ф.
    Я хочу на Новый год вертолет на пульте управления, он будет летать, и все будут кричать, я прицеплю к его ногам что-нибудь, и он будет звенеть, все будут смеяться.
  1. Маша Т.
  2. Знаете, я мечтаю о кукле Барби, она красивая, у нее есть друг, у них много разной одежды, всяких предметов. Я бы с ними ходила на улицу, играла бы с подружками и со мной тоже бы играли другие девочки.

  3. Лена Г.
  4. Я мечтаю о Рапонци, это такая кукла, ей можно делать разные прически. У нее есть дружок – Хамелеон, когда ему грустно он меняет цвет и становится красным, а если все хорошо и ему весело он разноцветный.

  5. Максим М.
    А я не хочу игрушку, я мечтаю о самокате, я его очень сильно хочу. И тогда я бы на нем гонял у нас во дворе вместе с моим другом. У Ромы есть, а у меня нет.

Детский сад, в котором я работаю, посещают дети с микобактерией туберкулеза. 30% наших детей с неблагополучных неполных семей, дети проблемных асоциальных родителей. У многих детей вообще нет родителей, потому, что они умерли или от туберкулеза или от наркотиков. Желание ребенка ребенка об игрушке, которой он мечтает, для многих просто несбыточна. Я считаю выбранную тему актуальной, потому что на пороге Новый год, а для ребенка этот праздник связан с подарками и исполнением его маленькой мечты.

Вместе с воспитателями мы провели среди детей опрос и предложили детям закончить фразу: “А знаете, о какой игрушке я мечтаю …”.

Ответы детей мы оформили письменно и предложили родителям, преследуя несколько целей:

  • Обратить внимание родителей, на то, что ребенок с нетерпением ждет праздник и конечно исполнения желания, нежности, любви.

  • Показать родителям, насколько, последовательно связно и логично ребенок может выразить свою мысль.

  • Показать детям, как выглядит письменно их рассказ с мечтой об игрушке.

Во время проведения этого заняния, я постаралась, чтобы у детей было хорошее настроение.