Положение о правилах осуществления перевода денежных средств. Законодательная база российской федерации Положение центробанка 383 п

"О правилах осуществления перевода денежных средств"

С изменениями и дополнениями от:

О применении настоящего Положения см. Сообщения Банка России от 1 марта 2013 г. и от 30 мая 2013 г., информации Банка России от 6 сентября 2013 г., от 4 июля 2014 г.

Перевод денежных средств в рамках платежной системы Банка России осуществляется с учетом особенностей, установленных Положением Банка России от 29 июня 2012 г. N 384-П

См. схему "Безналичные расчеты в РФ. Основные положения"

Регистрационный N 24667

Положение устанавливает новые правила перевода денежных средств ЦБР, кредитными организациями в России в рублях. Это связано с принятием Закона о национальной платежной системе. Положение ЦБР о безналичных расчетах в России утрачивает силу (кроме ч. II и ряда приложений).

Новое положение касается всех клиентов кредитных организаций (как физических, так и юридических лиц). Оно распространяется на перевод денежных средств с участием Внешэкономбанка.

Банки осуществляют перевод денежных средств по банковским счетам и без открытия последних на основании распоряжений о переводе.

Предусмотрены следующие формы безналичных расчетов: платежными поручениями; по аккредитиву; инкассовыми поручениями; чеками; перевод денежных средств по требованию получателя - прямое дебетование (ранее были платежные требования); перевод электронных денег (прежде это не предусматривалось).

При переводе денежных средств в качестве промежуточных этапов выделяются и операции с наличными (напр., выдача получателям-физлицам и прием от плательщиков-физлиц).

Прежнее положение о безналичных расчетах в т. ч. регламентировало расчеты через корреспондентские счета (субсчета) кредитных организаций (филиалов), открытые в ЦБР. Через корреспондентские счета в других кредитных организациях и счета межфилиальных расчетов. Приводился рекомендуемый порядок отражения основных операций в бухучете кредитных организаций при совершении расчетов через счета "ЛОРО9, "НОСТРО9 и через счета межфилиальных расчетов. В новом положении подобных разделов нет.

Предусмотрено, что банки утверждают внутренние документы, содержащие порядок составления распоряжений о переводе, их приема к исполнению, отзыва, возврата (аннулирования), исполнения.

Положение вступает в силу по истечении 10 дней после его официального опубликования, за некоторыми исключениями. Глава 3, которая посвящена особенностям выполнения процедур приема к исполнению распоряжений участников платежной системы, вступает в силу с 1 января 2013 г. Требования, определяющие максимальное количество символов в реквизитах платежного, инкассового поручений, платежных требования, ордера, составляемых в электронном виде, - с 1 апреля 2013 г.

Положение Банка России от 19 июня 2012 г. N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств"

Регистрационный N 24667

Настоящее Положение вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, за исключением абзаца четвертого пункта 1.10, главы 3 и приложения 11

Абзац четвертый пункта 1.10 настоящего Положения и приложение 11 к настоящему Положению вступают в силу с 1 апреля 2013 г.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Указания в "Вестнике Банка России"

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Указания в "Вестнике Банка России", за исключением подпунктов 1.2 и 1.15 пункта 1 изменений, вступающих в силу с 1 декабря 2014 г.

Указание ЦБ РФ от 05.07.2017 г. № 4449-У

О внесении изменений в Положение Банка России от 19 июня 2012 года № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств»

1. В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 27&0; 2003, N 2, ст. 157; N 52, ст. 5032; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3233; 2005, N 25, ст. 2426; N 30, ст. 3101; 2006, N 19, ст. 2061; N 25, ст. 2648; 2007, N 1, ст. 9, ст. 10; N 10, ст. 1151; N 18, ст. 2117; 2008, N 42, ст. 4696, ст. 46&9; N 44, ст. 4&82; N 52, ст. 6229, ст. 6231; 2009, N 1, ст. 25; N 29, ст. 3629; N 48, ст. 5731; 2010, N 45, ст. 5756; 2011, N 7, ст. &07; N 27, ст. 3873; N 43, ст. 5&73; N 48, ст. 6728; 2012, N 50, ст. 6&54; N 53, ст. 7591, ст. 7607; 2013, N 11, ст. 1076; N 14, ст. 1649; N 19, ст. 2329; N 27, ст. 3438, ст. 3476, ст. 3477; N 30, ст. 4084; N 49, ст. 6336; N 51, ст. 6695, ст. 66&9; N 52, ст. 6&75; 2014, N 19, ст. 2311, ст. 2317; N 27, ст. 3634; N 30, ст. 4219; N 40, ст. 5318; N 45, ст. 6154; N 52, ст. 7543; 2015, N 1, ст. 4, ст. 37; N 27, ст. 3958, ст. 4001; N 29, ст. 4348, ст. 4357; N 41, ст. 5639; N 48, ст. 66&9; 2016, N 1, ст. 23, ст. 46, ст. 50; N 26, ст. 38&1; N 27, ст. 4225, ст. 4273, ст. 42&5; 2017, N 1, ст. 46; N 14, ст. 1&97; N 18, ст. 2661, ст. 2669) и решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 29 июня 2017 года N 14) внести в Положение Банка России от 19 июня 2012 года N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств", зарегистрированное Министерством юстиции Российской Федерации 22 июня 2012 года N 24667, 14 августа 2013 года N 29387, 19 мая 2014 года N 32323, 11 июня 2015 года N 37649, 27 января 2016 года N 40831, следующие изменения.

1.1. Пункт 4.1 дополнить абзацем следующего содержания:

"Процедуры исполнения распоряжения, в реквизите 110 которого указан код выплат за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предусмотренных частями 5.5 и 5.6 статьи 30.5 Федерального закона N 161-ФЗ (далее - код выплат), включают контроль распоряжения в порядке, установленном в приложении 13 к настоящему Положению.".

1.2. В приложении 1:

в строке реквизитов 101 - 110:

графу 1 изложить в следующей редакции:

в графе 3 абзац второй признать утратившим силу;

после строки реквизитов 101 - 110 дополнить строкой следующего содержания:

При переводе денежных средств физическим лицам в целях осуществления выплат за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предусмотренных частями 5.5 и 5.6 статьи 30.5 Федерального закона № 161-ФЗ, указывается "1". В иных случаях значение реквизита не указывается

1.3. Дополнить приложением 13 в редакции приложения к настоящему Указанию.

2. Настоящее Указание вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Центрального банка

ПОРЯДОК КОНТРОЛЯ РАСПОРЯЖЕНИЯ, В РЕКВИЗИТЕ 110 КОТОРОГО УКАЗАН КОД ВЫПЛАТ

Если в реквизите 110 распоряжения, в том числе на общую сумму с реестром, указан код выплат и денежные средства подлежат зачислению на банковский счет получателя средств - физического лица (далее - распоряжение с кодом выплат), банк получателя средств проверяет наличие к банковскому счету эмитированной платежной карты, являющейся национальным платежным инструментом, с учетом сроков, установленных частью 5.3 статьи 30.5 Федерального закона N 161-ФЗ.

При наличии к банковскому счету получателя средств - физического лица эмитированной платежной карты, являющейся национальным платежным инструментом, или при отсутствии к такому банковскому счету любой эмитированной платежной карты банк получателя средств зачисляет сумму выплаты на указанный в распоряжении с кодом выплат банковский счет с учетом требований части 5 статьи 30.5 Федерального закона N 161-ФЗ.

При отсутствии эмитированной платежной карты, являющейся национальным платежным инструментом, к банковскому счету получателя средств - физического лица, предусматривающему осуществление операций с использованием платежной карты, банк получателя средств отражает сумму выплаты на счете по учету сумм невыясненного назначения. В этом случае не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления в банк распоряжения с кодом выплат, банк получателя средств направляет получателю средств - физическому лицу согласованным с ним способом уведомление с предложением в срок не позднее десяти рабочих дней со дня поступления распоряжения с кодом выплат явиться за получением суммы выплаты наличными деньгами либо представить распоряжение о зачислении суммы выплаты на банковский счет, предусматривающий осуществление операций с использованием национального платежного инструмента, или на банковский счет, не предусматривающий осуществление операций с использованием платежной карты.

Если в течение десяти рабочих дней со дня поступления в банк получателя средств распоряжения с кодом выплат получатель средств - физическое лицо не явился за получением наличных денег или не представил распоряжение о зачислении денежных средств на банковский счет, предусматривающий осуществление операций с использованием национального платежного инструмента, либо на банковский счет, не предусматривающий осуществление операций с использованием платежной карты, банк получателя средств на одиннадцатый рабочий день со дня поступления распоряжения с кодом выплат осуществляет возврат плательщику денежных средств в сумме выплаты с указанием в распоряжении в реквизите "Назначение платежа" на то, что возврат денежных средств осуществляется в связи с несоблюдением требований части 5 статьи 30.5 Федерального закона N 161-ФЗ. Одновременно банк получателя средств направляет получателю средств - физическому лицу согласованным с ним способом уведомление о возврате плательщику суммы выплаты.".

383 п цб рф последняя редакция 2017

"> Положение ЦБР от 19.06.12 N 383-П (в редакции c 08.08.17)

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О ПРАВИЛАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПЕРЕВОДА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

от 29.04.2014 N 3248-У, от 19.05.2015 N 3641-У, от 06.11.2015 N 3844-У,

от 05.07.2017 N 4449-У)

Настоящее Положение разработано на основании Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 27, ст. 3872), Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 27&0; 2003, N 2, ст. 157; N 52, ст. 5032; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3233; 2005, N 25, ст. 2426; N 30, ст. 3101; 2006, N 19, ст. 2061; N 25, ст. 2648; 2007, N 1, ст. 9, ст. 10; N 10, ст. 1151; N 18, ст. 2117; 2008, N 42, ст. 4696, ст. 46&9; N 44, ст. 4&82; N 52, ст. 6229, ст. 6231; 2009, N 1, ст. 25; N 29, ст. 3629; N 48, ст. 5731; 2010, N 45, ст. 5756; 2011, N 7, ст. &07; N 27, ст. 3873; N 43, ст. 5&73; N 48, ст. 6728), Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 6, ст. 4&2; 1998, N 31, ст. 3829; 1999, N 28, ст. 3459, ст. 3469; 2001, N 26, ст. 2586; N 33, ст. 3424; 2002, N 12, ст. 10&3; 2003, N 27, ст. 2700; N 50, ст. 4855; N 52, ст. 5033, ст. 5037; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3233; 2005, N 1, ст. 18, ст. 45; N 30, ст. 3117; 2006, N 6, ст. 636; N 19, ст. 2061; N 31, ст. 3439; N 52, ст. 54&7; 2007, N 1, ст. 9; N 22, ст. 2563; N 31, ст. 4011; N 41, ст. 4845; N 45, ст. 5425; N 50, ст. 6238; 2008, N 10, ст. 8&5; N 15, ст. 1447; 2009, N 1, ст. 23; N 9, ст. 1043; N 18, ст. 2153; N 23, ст. 2776; N 30, ст. 3739; N 48, ст. 5731; N 52, ст. 6428; 2010, N 8, ст. 775; N 19, ст. 22&1; N 27, ст. 3432; N 30, ст. 4012; N 31, ст. 41&3; N 47, ст. 6028; 2011, N 7, ст. &05; N 27, ст. 3873, ст. 3880; N 29, ст. 42&1; N 48, ст. 6730; N 49, ст. 7069; N 50, ст. 7351) и в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 15 июня 2012 года N 11) устанавливает правила осуществления перевода денежных средств Банком России, кредитными организациями (далее при совместном упоминании - банки) на территории Российской Федерации в валюте Российской Федерации.

Вопрос: О заполнении платежного поручения для перевода платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Ответ:

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент национальной платежной системы рассмотрел письмо, касающееся государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (далее — ГИС ЖКХ), и в пределах своей компетенции сообщает следующее.
Согласно Положению Банка России от 19.06.2012 N 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» (далее — Положение N 383-П) кредитные организации осуществляют перевод денежных средств по банковским счетам и без открытия банковских счетов в рамках применяемых форм безналичных расчетов, в том числе в уплату платежей за жилое помещение и коммунальные услуги, на основании распоряжений о переводе денежных средств (далее — распоряжения), предусмотренных пунктами 1.10 и 1.11 Положения N 383-П.
Приложением 1 к Положению N 383-П установлен порядок указания информации в реквизитах платежного поручения, в том числе платежного поручения на общую сумму с реестром, согласно которому сумма платежа, необходимая информация о плательщике, получателе средств, обслуживающих их банках указывается в соответствующих реквизитах, в реквизите «Назначение платежа» может указываться любая необходимая информация о платеже, к которой относятся в том числе сведения о потребителе и адресе помещения, в реквизите «Код» в соответствии с пунктом 1.21.1 Положения N 383-П — уникальный идентификатор платежа в случаях его присвоения получателем средств или в соответствии с федеральным законом, нормативными правовыми актами Российской Федерации. Реквизиты реестра устанавливаются кредитной организацией с учетом требований пункта 1.20 Положения N 383-П.
Примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг и методические рекомендации по ее заполнению утверждены приказом Минстроя России от 29.12.2014 N 924/пр. Указанный платежный документ в настоящее время используется в качестве распоряжения, предусмотренного пунктом 1.11 Положения 383-П, и является основанием для составления кредитной организацией распоряжения с учетом требований пункта 1.22 Положения N 383-П.
Что касается перечисленных в письме идентификаторов, то их значность соответствует максимальному количеству символов (25 символов) реквизита «Код» платежных поручений в электронном виде, установленному в приложении 11 к Положению N 383-П. По нашему мнению, единый лицевой счет и идентификатор жилищно-коммунальных услуг могут не указываться в реквизите «Назначение платежа» платежного поручения при указании в реквизите «Код» идентификатора платежного документа, включающего единый лицевой счет и идентификатор жилищно-коммунальных услуг.

1

В статье рассматриваются изменения в проведении платежных операций коммерческими банками в свя-зи с введением нового нормативного документа Банка России – Положения №383П, введенного в дей-ствие в связи с принятием в 2011 г. закона «О национальной платежной системе». Подробно проанали-зированы внесенные Регулятором изменения в действие форм безналичных расчетов: они дополнены. Узаконены банковские операции, связанные с расчетами с помощью электронных денежных средств. Еще более приближены к международным стандартам стали расчеты с помощью аккредитивов и пере-водов денежных средств по требованию получателя – прямое дебетование. Однако, несмотря на введен-ные изменения в правовую составляющую расчетных операций, коммерческие банки подчас сталкива-ются с разными толкованиями одних и тех же понятий в разных правовых актах. Вследствие этого на практике банкам подчас приходится решать проблемы в судебных инстанциях в правомочности своих действий. О том, какие проблемы существуют в действующем законодательстве относительно платежных операций и о том, как их решать, говорится в проведенном исследовании.

расчеты и платежи.

электронные деньги

безналичные расчеты

прямое дебетование

перевод денежных средств

платежные системы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ). Часть 2 от 26.01.1996 № 14-ФЗ Гла-ва 46. (http://www.grazkodeks.ru/glava/gzk-glava-46/).

2. Закон «О национальной платежной системе» № 161 ФЗ от 27.06.2011. – «Российская газе-та» от 30.06.2011, Федеральный выпуск № 5515.

3. Закон «О финансовой аренде (лизинге)» №83ФЗ от 08.05.2010. – «Российская газета» от 12.05.2010, Федеральный выпуск № 5179.

4. Положение ЦБ РФ №222-П «Об осуществлении безналичных расчетов физическими ли-цами в РФ» от 01.04.2002.

5. Положение ЦБ РФ №383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» от 29.06.2012.

6. Доклад Жадобина А. В. на заседании Комитета по платежным системам и банковским переводам Ассоциации банков Северо-Запада, состоявшийся 31.10.2012.

7. Directive of Evropean Parliament and of and the Concil 2000|46|EC of18/09/2000 “ On the tak-ing up, Prudential supervision of the business of the business of electronic money institu-tions”//OJL.275,27.10.2000)Art.1).

Больше года назад вступил в силу Федеральный закон № 161 ФЗ «О национальной платежной системе», который дает широкие полномочия участникам платежного рынка. Регулятор, в свою очередь, летом этого года выпустил ряд нормативных документов, касающихся различных вопросов как функционирования системно значимой платежной системы Банка России, так и всех прочих платежных систем.

В составе выпущенного пакета нормативных актов один из основополагающих документов, касающихся практически всех субъектов расчетных правоотношений, - это Положение № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств», пришедшего на смену Положению №2-П «О безналичных расчетах на территории РФ». Анализируя новый стандарт , в первую очередь, следует сделать вывод, что с использованием новых современных технологий, которые коснулись сегодня всех отраслей экономики, и банковская система не является при этом исключением, в основе всей деятельности платежных систем лежит не обслуживание безналичных расчетов, а осуществление перевода денежных средств операторами платежных систем, проводимых в той или иной форме. Таким образом, произошло расширение спектра деятельности банков в области платежных систем, которое закреплено теперь на законодательном уровне, а именно порядок осуществления расчетов электронными деньгами . Кроме того, данный документ четко определил перечень организаций, которые могут осуществлять «перевод денежных средств», т.к. данный термин, введенный законом 161 ФЗ, в российском правовом поле ранее был никак не обозначен.

Согласно данному документу, теперь операторы платежных систем могут определять форму платежно-расчетных документов в зависимости от статуса клиентского перерода. Т.е. клиент дает распоряжение по осуществлению перевода денежных средств, которое может быть представлено в следующих формах расчетных документов: платежного поручения; инкассового поручения; платежного требования и платежного ордера . Однако, учитывая, что при этом определены 6 форм безналичных расчетов (ранее 4 формы), а именно: расчеты платежными поручениями; расчеты по аккредитиву; расчеты инкассовыми поручениями; расчеты чеками; расчеты в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование); расчеты в форме перевода электронных денежных средств, оператор может сам выбирать форму распоряжения клиента, при условии, если распоряжение на перевод не предполагает использования вышеперечисленных стандартных форм расчетных документов. Форма распоряжения должна быть описана во внутрибанковских документах (данная норма вступает в силу с 07.2013 г.). Таким образом, кредитным организациям даны большие возможности для удовлетворения потребностей клиентов по предоставлению последним всех имеющихся на рынке платежных услуг.

Кроме того, поскольку аккредитивная форма расчетов не предполагает теперь применение строго определенного конкретного формата расчетного документа, банки могут использовать все многообразие условий данной формы расчетов, в том числе применяя международные стандарты расчетов по аккредитиву (Универсальные правила и Обычаи для Документарных аккредитивов UPS 600). Таким образом, регулятор предоставил возможность банкам самим определять имеющиеся возможности в оказании данного вида расчетных услуг.

Что касается такой формы расчетов, как прямое дебетование, здесь Регулятор аналогично аккредитивной форме расчетов попытался определить ее в соответствии с международным подходом к операциям по переводу денежных средств по требованию получателя. В целом, данная форма по-прежнему относится к расчетам по инкассо , однако имеют место изменения в понятийном аппарате платежных инструментов и частично непосредственно в самой форме расчетов, а именно: упразднен формат документа по аккредитиву, его форма стала произвольной, необходимо лишь наличие обязательных реквизитов на его соответствие.

Рассмотрим новую форму безналичных расчетов - расчеты в виде перевода электронных денежных средств. Уточним, что непосредственно операции с таким инструментом, как перевод электронных денег, появились на рынке уже сравнительно давно. Однако правовой статус данная форма расчетов обрела лишь сегодня. Повсеместное развитие данной формы расчетов в банках началось с появлением ДБО . Сегодня обороты рынка электронных денег составляют порядка 60 млрд рублей . Относительно нормативно-законодательной основы данной формы расчетов можно сказать следующее. Законом 161ФЗ определено 2 понятия: электронные денежные средства и электронное средство платежа. В чем состоит различие данных понятий.

Согласно ст.3 Закона 161 ФЗ электронные денежные средства - это, прежде всего, электронные денежные средства, которые имеют свои особенности, а именно:

  1. они должны быть предварительно предоставленные клиентом (потенциальным плательщиком) другому лицу;
  2. этим другим лицом может являться банк, финансовая организация или другой оператор платежных систем, который выступит в качестве потенциального посредника в расчетах. При этом он будет производить данную операцию без открытия банковского счета клиента-плательщика;
  3. и последнее, перевод электронных денег в адрес третьих лиц возможен только при условии, что субъект платежных правоотношений, а именно получатель данных денежных средств имеет право использовать данную форму расчетов.

В целом, следует согласиться с тем, что, несмотря на сложность определения данного понятия, наконец-то появилось определение электронных денег на законодательном уровне.

Уточним, согласно Директиве ЕС понятие электронных денег включает в себя: денежную стоимость, представляющую собой требование к эмитенту, которая:

  1. хранится на электронном устройстве;
  2. эмитируется после получения денежных средств в размере не менее объема принимаемых на себя обязательств;
  3. принимается в качестве средств платежа не только эмитентом, но и другими фирмами» .

На наш взгляд, оно более понятно и более четко отражает сущность данного платежного инструмента. В нем сосредоточено одновременно и состав данного носителя, и его экономическое содержание.

Вернемся, однако, к российскому законодательству. Как упоминалось выше, Законом 161-ФЗ определено еще одно понятие, касающееся данной формы расчетов, - понятие электронного средства платежа . В Законе значится, что электронное средство платежа - средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием различных телекоммуникационных средств передачи информации, в том числе платежных карт, а также других технических устройств. Таким образом, мы видим, что понятие электронных денег согласно российскому законодательству определяется совокупностью двух этих понятий: переводом электронных денежных средств с использованием электронных средств платежа.

Перевод денежных средств (в т.ч. электронных) кредитные организации осуществляют двумя способами: с открытием банковских счетов и без их открытия (п.1.4 Положения ЦБ РФ № 383П - далее по тексту: Правила…). В позициях 3, 4, 5, 6 данного пункта четко определен и поименован перечень банковских операций, совершаемых с использованием электронных денег, а именно:

  • для перевода электронных денежных средств можно осуществлять их прием наличными исключительно от физических лиц и, наоборот, при переводе электронных денег выдача их банком может быть осуществлена наличными, опять же только физическим лицам;
  • кроме того, при условии, если имеется остаток электронных денежных средств, банки не имеют права начислять на них проценты (в этом случае должна быть произведена операция по размещению денежных средств). Хотя на другие остатки денежных средств, находящихся на банковских счетах, такие, например, как текущие счета, счета до востребования и т.д., проценты могут начисляться.

Следует также остановиться на следующих изменениях, внесенных в понятийный аппарат платежных взаимоотношений. Данным документом (Положением №383П) наблюдается отождествление понятий платежные (расчетные) документы, однако, если обратиться к международной практике проведения платежно-расчетных операций, следует помнить, что существует понятие платежа как выполнения должником своих обязательств посредством безотзывной передачи кредитору приемлемого для него требования. И понятие расчета как окончательного урегулирования обязательств сторон и представляющего собой завершение платежной операции, т.е. поступления средств на банковский счет кредитора. Возникает вопрос: почему в анализируемом документе не учтены разночтения данных понятий?!

В ГК значится понятие - расчетные операции (ч.2,гл.46, ст.866,874 и т.д.), в некоторых нормативных документах аналогичные операции названы платежными. В Положении № 383 отождествление данных операций произведено, чтобы не было разногласий. Вероятнее всего именно на эти аспекты ориентировались разработчики данного документа.

Следует остановиться также на определении длительного поручения клиента (п.1.15). Такая норма имела место ранее в Положении ЦБ РФ №222П и касалась только физических лиц. Теперь эта норма относится ко всем субъектам расчетных правоотношений и к физическим, и к юридическим лицам. В рамках дорегулирования данного вопроса определено, что событие (условие) относительно длительного поручения клиента-плательщика банку плательщика может носить как разовый, так и периодический характер. Также может иметь место длительное распоряжение клиента-получателя банку-получателя о зачислении денежных средств клиенту получателю. При этом данные поручения являются не обязанностью, а правом Банка.

Следует отдельно остановиться на бумажных и электронных формах платежных (расчетных) документов. Форма документа при переводе денежных средств определяется инициатором платежа. Если имеет место электронная форма документа при осуществлении платежной операции, вся информация о платеже хранится в банке в электронном виде и может быть воспроизведена на бумажном носителе при необходимости, например, по запросу (п.1.23 Правил…). Уточним, что Положением 383П определены стандарты расчетных документов (приложения 2-10 Правил…). Однако в практике работы Сбербанка России платежный документ не формируется в конкретной форме безналичных расчетов, как например, платежном поручении, определенной для документов данного вида, а распечатывается чек о проведенной операции. Такая форма предусмотрена наличием индивидуальных внутренних технологий осуществления перевода денежных средств. Однако при необходимости Сбербанк также формирует платежный документ со всеми присущими данному виду реквизитами определенной формы безналичных расчетов.

Согласно п.2.3 Правил распоряжение клиента может быть удостоверено правом собственноручной подписи, ее аналога, электронной подписи, различных кодов или паролей. С нового 2013 года, согласно новому закону о бухгалтерском учете, платежные документы юридических лиц будут являться действительными без подписи главного бухгалтера. Таким образом, контрольная подпись главного бухгалтера на платежных документах отменяется. Мы видим реформирование института второй подписи, она будет существовать независимо и может быть предоставлена любому ответственному лицу.

Изменения коснулись срока действия расчетных документов. Документы теперь действительны в течение 10 дней, включая день его выписки. Ранее звучало: «…не считая дня его выписки».

Более широкое действие определено для платежного ордера, который может применяться и клиентом и банком при проведении расчетных операций по обоюдному согласию.

При расчетах по инкассо, изменился подход к акцепту платежных документов. При использовании такой формы, как прямой дебет (п.5.10 Правил…), стало необходимым наличие акцепта. Акцепт может быть дан в двух формах: 1) заранее данный акцепт; 2) последующий акцепт. Механизм, использующийся при этом, исключительно договорной и определяется сторонами заключаемой сделки.

При использовании в расчетах инкассовых поручений следует обращать внимание на следующие обстоятельства. Если в основном договоре, заключаемом между клиентом и банком, не предусмотрено предоставление банку права исполнения данной банковской операции, банк имеет право ее не исполнять.

Однако в п.1 ст.13 Закона «О лизинге» сказано, что при просрочке лизинговых платежей можно направлять в Банк лизингополучателя требования об уплате платежа от клиента-лизингополучателя. Не уполномоченное лицо может выставить платежный документ в погашение сумм по лизинговым платежам, банк в этом случае имеет право затребовать дополнительные документы касательно данной лизинговой сделки, чтобы убедиться в правомочности данного списания, и только в этом случае может принять решение об уплате или отклонении выставленного требования.

В практике работы банков встречались случаи, когда банки исполняли выдвинутые требования по лизинговым платежам, а затем имели судебные иски от своих клиентов в неправомочности данных списаний. К сожалению, согласно существующему законодательству, банк обязан выполнить выставленное требование на списание лизинговых платежей (п.7.4 Правил…) , но в случае предъявления поддельных документов банк никак не защищен и будет вынужден решать данный вопрос о правомочности списания в судебном порядке, поэтому прежде чем совершить данную операцию, необходимо тщательно проверить правомочность выставляемых к списанию документов.

Изменения коснулись и картотеки. Ранее существовала картотека № 1, связанная с особенностями документооборота, и в ней учитывались документы, ожидающие акцепта, и картотека №2, в которую помещались не оплаченные в срок документы в связи с отсутствием денежных средств на счете плательщика. Теперь существуют 3 вида учета: вместо картотеки № 1 можно вести бессистемный учет, поскольку согласно Положению №383П должен быть в обязательном порядке дан акцепт о платеже.

Другая очередь связана с приостановлением в соответствии с федеральным законом операций по банковскому счету плательщика. Те распоряжения, которые находятся в очереди не исполненных в срок распоряжений, на которые распространяется приостановление, помещаются в очередь распоряжений, ожидающих разрешения на проведение операций. Теперь это отдельная очередь. Последняя очередь по-прежнему связана с ожиданием акцепта плательщика.

Остановимся еще на одной из форм безналичных расчетов - чеках. Положением №383П форма данного документа теперь также не определена, как и для аккредитива, однако, по-прежнему определен набор обязательных реквизитов для этих форм расчетов.

И последнее, на что хотелось бы обратить внимание. При идентификации плательщика/получателя электронных денежных средств, согласно Положению, должно иметь место 2 реквизита, один из которых - номер счета, а второй - определяется банком. Этим реквизитом может быть ФИО, либо ИНН и т.д. Ранее обязательным реквизитом считались фамилия, имя, отчество клиента, и многие банки выступают сегодня за возвращение прежних условий.

Помимо этого, есть разногласия между Положением №383П и 161ФЗ в сроках хранения информации при переводе электронных денежных средств, что, безусловно, требует единообразия.

Многие общественные организации, как, например, Комитет по платежным системам при Ассоциации банков Северо-Запада, сегодня выступают с предложениями о введении единого подхода в стандартах по платежным операциям, что, безусловно, является оправданным, и банки будут иметь меньше рисков, связанных с платежами.

Рецензенты:

Радковская Н. П., д.э.н., профессор, профессор кафедры банковского дела СПбГУЭиФ, г. Санкт-Петербург.

Лебедева М. Е., д.э.н., доцент, профессор кафедры банковского дела СПбГУЭиФ, г. Санкт-Петербург.

Согласно 383П одной из форм расчетов теперь официально значится расчеты с помощью перевода электронных денежных средств

П.1.10 Положения № 383 П. Формы документов приведены в приложениях 1 и 8 к данному Положению. Данные распоряжения применяются в рамках форм безналичных расчетов, предусмотренных пунктом 1.1 настоящего Положения. Формы платежного поручения, инкассового поручения, платежного требования, платежного ордера на бумажных носителях приведены в приложениях 2, 4, 6 и 9 к Положению № 383П

ДБО - дистанционное банковское обслуживание.

Электронные денежные средства - денежные средства, которые предварительно предоставлены одним лицом (лицом, предоставившим денежные средства) другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета (обязанному лицу), для исполнения денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами и в отношении которых лицо, предоставившее денежные средства, имеет право передавать распоряжения исключительно с использованием электронных средств платежа. При этом не являются электронными денежными средствами денежные средства, полученные организациями, осуществляющими профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, клиринговую деятельность и (или) деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами и осуществляющими учет информации о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность указанных организаций.

Библиографическая ссылка

Байдукова Н.В. КОММЕНТАРИЙ К ПРИМЕНЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ БАНКА РОССИИ № 383П «О ПРАВИЛАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПЕРЕВОДА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ» В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=8382 (дата обращения: 10.06.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Банки осуществляют перевод денежных средств по банковским счетам и без открытия банковских счетов.

Перевод денежных средств осуществляется в рамках следующих форм безналичных расчетов: расчетов платежными поручениями; расчетов по аккредитиву; расчетов инкассовыми поручениями; расчетов чеками; расчетов в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование); расчетов в форме перевода электронных денежных средств.

Платежные поручения, инкассовые поручения, платежные требования, платежные ордера, банковские ордера являются расчетными (платежными) документами. Распоряжения. Процедуры приема к исполнению распоряжений включают: удостоверение права распоряжения ДС; контроль целостности распоряжений; структурный контроль распоряжений; контроль значений реквизитов распоряжений; контроль достаточности денежных средств. При недостаточности не принимаются банком к исполнению и возвращаются (аннулируются) очередь не исполненных в срок распоряжений к банковским счетам плательщиков - физических лиц не ведется. Отзыв распоряжения осуществляется до наступления безотзывности перевода денежных средств. Возможно частичное исполнение распоряжения.

При расчетах платежными поручениями банк плательщика обязуется осуществить перевод денежных средств по банковскому счету плательщика или без открытия банковского счета плательщика - физического лица получателю средств, указанному в распоряжении плательщика.

При расчетах по аккредитиву банк, действующий по распоряжению плательщика об открытии аккредитива и в соответствии с его указаниями (далее - банк-эмитент), обязуется осуществить перевод денежных средств получателю средств при условии представления получателем средств документов, предусмотренных аккредитивом и подтверждающих выполнение иных его условий (далее - исполнение аккредитива), либо предоставляет полномочие другому банку (далее - исполняющему банку) на исполнение аккредитива.

Инкассовые поручения применяются при расчетах по инкассо в случаях, предусмотренных договором, и расчетах по распоряжениям взыскателей средств. Получателем средств может являться банк, в том числе банк плательщика. Инкассовое поручение взыскателя средств может быть предъявлено в банк плательщика через банк получателя средств.

Расчеты чеками

Расчеты в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование)

Приложения: перечень и описание реквизитов платежного поручения, инкассового поручения, платежного требования (Максимальное количество символов в реквизитах).

1. Вопрос: При недостаточности денежных средств на счете плательщика подлежат ли возврату платежные требования, акцептованные плательщиком, либо с заранее данным акцептом?

Ответ: На основании пункта 2.10 Положения Банка России N 383-П при наличии в договоре с плательщиком условия о приеме к исполнению распоряжений при недостаточности денежных средств на банковском счете распоряжения, в том числе платежные требования, при положительном результате контроля наличия заранее данного акцепта либо получении акцепта, помещаются в очередь неисполненных в срок распоряжений.

При недостаточности денежных средств на банковском счете плательщика и отсутствии в договоре с плательщиком условия о приеме к исполнению распоряжений при недостаточности денежных средств на банковском счете плательщика платежные требования не принимаются банком к исполнению и возвращаются (аннулируются) отправителям распоряжений (п. 2.10) не позднее дня, следующего за днем поступления распоряжения либо за днем получения акцепта плательщика.

2. Вопрос: Допускается ли использование разового ключа в качестве способа удостоверения права распоряжения денежными средствами?

Ответ: В соответствии с пунктом 2.3 Положения Банка России N 383-П удостоверение права распоряжения денежными средствами при приеме к исполнению распоряжения в электронном виде осуществляется банком посредством проверки электронной подписи, аналога собственноручной подписи и (или) кодов, паролей, иных средств, позволяющих подтвердить, что распоряжение в электронном виде составлено лицом (лицами), указанным (указанными) в пункте 1.24 Положения Банка России N 383-П.

3. Вопрос: Возможно ли списание денежных средств с банковского счета клиента при использовании им платежной карты в случае приостановления операций по счету, когда кредитная организация - эмитент выполнила процедуру контроля достаточности денежных средств на банковском счете плательщика кредитной организации и подтвердила эквайеру возможность проведения операции?

Ответ: Приостановление операций по счету в соответствии с федеральным законом означает прекращение кредитной организацией всех расходных операций, за исключением случаев, установленных законодательством. Соответственно, списание денежных средств со счета непосредственно после проведения авторизации возможно до приостановления операций по счету.

4. Вопрос: Могут ли изменение статуса распоряжения в системах дистанционного банковского обслуживания, промежуточная или окончательная выписка по счету рассматриваться в качестве извещения, подтверждающего прием распоряжения к исполнению и его исполнение?

Ответ: Согласно пункту 2.13 Положения Банка России N 383-П при положительном результате процедур приема к исполнению распоряжения в электронном виде банк принимает распоряжение к исполнению и направляет отправителю распоряжения уведомление в электронном виде о приеме распоряжения к исполнению с указанием информации, позволяющей отправителю распоряжения идентифицировать распоряжение и дату приема его к исполнению.

На основании пункта 4.6 Положения Банка России N 383-П извещением банка плательщика могут одновременно подтверждаться прием к исполнению распоряжения в электронном виде и его исполнение.

В этой связи направление клиенту промежуточной или окончательной выписки по счету, изменение статуса распоряжения в системах дистанционного банковского обслуживания, например, путем изменения информации, доступной для клиента, "принято" на "исполнено", могут рассматриваться в качестве уведомления, подтверждающего прием распоряжения к исполнению и его исполнение.

5. Вопрос: Вправе ли банк не направлять отправителю распоряжения уведомление о невозможности отзыва распоряжения в случае поступления заявления об отзыве и наступлении безотзывности перевода?

Ответ: Пункт 2.14 Положения Банка России N 383-П содержит обязанность кредитной организации направить отправителю распоряжения уведомление в электронном виде об отзыве с указанием даты, возможности (невозможности в связи с наступлением безотзывности перевода денежных средств) отзыва распоряжения не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления заявления на отзыв.

6. Вопрос: Обязан ли банк плательщика при поступлении непосредственно от получателя или через банк получателя средств платежного требования на условиях заранее данного акцепта осуществлять проверку полномочий лиц, предъявивших платежное требование к банковскому счету плательщика на условиях заранее данного акцепта?

Ответ: Банк плательщика при поступлении платежного требования на условиях заранее данного акцепта осуществляет процедуры приема к исполнению распоряжений в порядке, установленном кредитной организацией в соответствии с пунктами 1.8 , 2.2 Положения Банка России N 383-П, в т.ч. контроль наличия заранее данного акцепта плательщика в отношении поступившего требования получателя средств, а также проверку соответствия поступившего платежного требования условиям заранее данного акцепта плательщика. В соответствии с подпунктом 2.9.1 пункта 2.9 Положения Банка России N 383-П условия заранее данного акцепта наряду с предусмотренной в подпункте информацией могут предусматривать указание иных сведений, в т.ч. о порядке подтверждения полномочий лиц, имеющих право предъявлять распоряжения к банковскому счету плательщика на условиях заранее данного акцепта.