Кто такой рында на руси. Царская охрана (177881)

Дворцовый церемониал; рында; княжеская свита.

В статье представлены ранние известия о членах княжеской свиты, показывающие существование в древней Руси лиц, исполнявших обязанности, соответствующие должности «рында» при царском дворе в XVI-XVII вв.

История дворцового церемониала, привлекавшая внимание отечественных историков XVIII-XIX вв., по понятным причинам оказалась вне рамок советской историографии. В последние десятилетия проявился интерес к сюжетам, связанным с этой стороной функционирования княжеского и царского двора, но специальных исследований еще очень мало. Особенно заметно их отсутствие для периода XIVXV вв., времени, когда закладывались основы дворцового церемониала московских государей. Доминирующим остается мнение, что придворная жизнь начинает приобретать церемониальность только при Иване III, и что принципы организации и чиновная структура московского двора даже к концу XVI в. сложились только в основных чертах. Рынды относятся к придворным чинам, ассоциирующимся с классическим царским периодом (XVI-XVII вв.).

Самое раннее описание рынд принадлежит Адаму Олеарию, входившему в голштинское посольство 1632 г. По его словам, перед царским троном стояли крепкие молодые люди, одетые в белые «дамастовые» кафтаны, шапки из рысьего меха и белые сапоги. На груди у них крестообразно висели золотые цепи, каждый держал на плече серебряный топорик . По описанию Г.К. Котошихина, работавшего в Посольском приказе в середине XVII в., рынды «наряжены в белое платье комчатое на горностаях, в шапках белых же высоких и в сапогах, а в руках держат по топору нарядному з золотом и серебром; а бывает… платье и топоры царские» . Происхождение должности Ф.И. Миллер увязал с византийской традицией, сославшись на сочинение царевны Анны Комнины (1083-?), где говорится, что несшие службу по охране императора варяги носили мечи на плечах . В историографии изначально закрепился взгляд на рынд как телохранителей и оруженосцев. Подробнее других писавший о рындах А.К. Левыкин выделил в составе двора русских государей ХVI-XVII вв. две разновидности чина. К одной относились лица, назначавшиеся на время военного похода из ближайших к царю людей для службы при государевом оружии. Первое достоверное упоминание таких рынд встречается в разряде 7030 (1521) г. . Рынды другого типа - телохранители из эскорта царя, описанные ранее.

Этот чин получали молодые знатные лица, начинавшие службу при дворе . Этимология слова, по изысканиям М. Фасмера, уверенного в иноязычном происхождении слова, остается неясной. Сам он указал на древнеисландское «rond» - «край (щита), щит»; датское «rinde», «rende» - «бежать»; немецкое «Ronde» - «дозор». А.К. Левыкин добавил немецкое «Ridder» - «знаменосец» . Северноевропейская корневая основа слова отчасти подтверждается возможностью происхождения должности в связи с варягами-телохранителями в Византии. Этимологическая многозначность соотносится с реалиями. Должности телохранителей, оруженосцев, других членов свиты, исполнявших различные службы и поручения, а также сопровождавших князя для как по мере развития института княжеской власти, в частности, ее идеологии, так и из-за естественного уподобления иностранным государям. По источникам с XI в. прослеживается существование лиц, исполнявших представительские функции не только при князьях, что свидетельствует о распространенности практики, ее развитости и, следовательно, давности. В житии Феодосия Печерского (памятник 80-х гг. XI в.) описан выезд боярского сына: «Од¸въся въ одежю св¸тлу и славьну и тако въс¸дъ на конь поеха…, и отроци б¸ша окрест его едуще, и другыя коня въ утвари ведуще пред ним» . Если собственный эскорт имел сын боярина, то конечно был он и у князей. Это подтверждают миниатюры Радзивиловской летописи.

Памятник датируется концом XV в., но считается, что он восходит к лицевым летописям XI-XII вв. . На миниатюрах к статьям за 6610/1102 и 6621/1113 г. изображены князья, по обе стороны которых можно видеть по воину с поднятыми вверх обнаженными клинками. На миниатюре 6661/1153 г. (совет галицких бояр с князем Ярославом Владимировичем): справа от него юноша с поднятым обнаженным мечом и трубадур . О наличии почетного эскорта в XIV в. при митрополите сообщает Троицкая летопись (не ранее 20-х гг. XV в., отразила свод начала века): в описании жизни Митяя, нареченного великим московским князем Дмитрием Ивановичем в 1378 г. митрополитом, сказано, что «боляре митрополичи служахуть ему, и отроци предстоаху ему» .

Как и в житии упоминаются молодые люди, что соответствует рындам «второго» типа. Есть косвенное доказательство того, что в XIV в. при московском дворе на приемах послов рядом с государем могли стоять молодые охранники. Граф Конрад Кибург описал прием у великого литовского князя Витовта в 1397 г. По его словам, князь сидел на троне за богато убранным столом, а по бокам стояли по два «хлопце в белой одежде» . Витовт был тестем Василия I и дедом Василия II. Оба князя и Софья Витовтовна сносились посольствами с Литвой и встречались с ним лично. Данных для решения вопроса о чьем-либо заимствовании не достаточно, но русские материалы и известие из «Алексиады» вкупе с вероятностью северно-европейской этимологии слова «рында» позволяют не увязывать появление соответствующей должности на Руси с Литвой, а видеть в ней явление универсальное для восточно-европейского региона. Еще одно известие встречается в Летописной первой редакции «Повести о Луке Колочском». Описываемые события помещены в некоторые летописи в статью за 6921 (1413) г., но самый ранний текст этой редакции включен в древнейший список Никоновской летописи (конца 20-х - середины 30-х гг. XVI в.). В повести сказано, что главный герой, разбогатевший крестьянин, «постави двор себе, яко н¸кий князь, храмы светлы и в¸лицы, и слугъ много собра, предстоящихъ и предтекущихъ ему отроковъ много имяаше, во утварехъ украшени» . Адам Олеарий и Г.К. Котошихин пишут, что на приемах послов по обе стороны от царя стояли по двое рынд . На приеме Витовта его также окружали с обеих сторон по два молодых человека. Можно предположить, что обычно подобный почетный эскорт из телохранителей включал 4 человека. Их местоположение показано на гравюре из книги Адама Олеария «Описание путешествия в Московию», которой можно довериться. Иллюстрации не были скопированы с более ранних. При изготовлении гравюр автор прибегал к посторонней помощи, но в основе большей их части лежали его собственные рисунки, сделанные с натуры.

Изображенное расположение рынд соотносится с известием жития, в котором упоминаются сопровождающие господина слуги, едущие впереди и рядом с обеих сторон. Традиция, очевидно, восходит к первоначальной функции предшественников рынд первого типа - не почетный караул при господине, а его охрана. Только со временем в свите знати выделились лица, чьим основным предназначением стала демонстрация их статуса. Раннее упоминание собственно рынды связано с Куликовской битвой (1380 г.). Оно содержится в «Сказании о Мамаевом побоище», литературном памятнике первой четверти XVI в. Великий московский князь Дмитрий Иванович перед битвой отдал свою «приволоку» (как полагает А.К. Левыкин - плащ) и коня боярину Михаилу Андреевичу Бренкову, и «знамя повел¸ рынд¸ своему над нимъ возвысити» . Трудно представить, чтобы князь самостоятельно облачался в доспехи, так что можно не сомневаться в присутствии при нем лиц, исполнявших соответствующие обязанности, что подтверждает следующий эпизод. В 1445 г. выступивший в поход против татар Василий II встал с войском под Суздалем. Когда возник «въсполох» (показалось, что неожиданно напали татары), великий князь в спешке «въскладше на себя досп¸хы своя», после чего, «знамена подняв», выступил на поле боя .

Очевидно, летописец отметил как из ряда вон выходящую ситуацию, когда великий князь вынужден был помогать слугам надевать доспехи, если не делать это самостоятельно. Соседство в текстах сообщений об облачении, вооружении и поднятии знамен отражает естественную последовательность действий, но пространственно-временная близость этих событий, скорее всего, была сопряжена с одними и теми же лицами из княжеского окружения. В Сказании рында выступает в качестве знаменосца. Должность известна еще в домонгольский период: в 1169 г. в бою с половцами был посечен «потÿговник» (суздальского князя Михаила Юрьевича?). Княжеские меченоши дважды упоминаются в Лаврентьевской летописи в статьях за XIII в. В 1210 г. меченоша князя Всеволода Юрьевича (Кузьма Ратшич) был воеводой в походе на «Тепру». В 1225 г. погиб в походе против литовцев меченоша князя Ярослава-Федора Всеволодовича - Василий .

Более поздних упоминаний знаменосцев и меченош нет, что позволяет, учитывая приведенные летописные известия, предположить совмещение со временем их функций и закрепление за лицами, получившими название «рынды» (установить время появления термина и подвидов чина не удается). В ранний период рынды (вернее, еще не обозначавшиеся так их предшественники), как приближенные и особо доверенные лица, могли исполнять обязанности, соотносимые с адъютантскими. Косвенно об этом свидетельствует родовое прозвище Тухачевских. Для него не находится сколько-нибудь основательных этимологий, кроме тюркских. Наиболее вероятный этимон - слово, означающее «знаменщик, знаменосец», и вместе с тем - «вестник, рассыльный» . Итак, источники позволяют с большой степенью уверенности считать, что задолго до XVI в. на приемах и во время торжественных выходов при князьях находился эскорт из молодых, знатных, красивых, нарядно одетых юношей, состоявший обычно из 4 человек (позднее - рынды второго типа). При переездах и в походах князя сопровождала свита, в составе которой были слуги, исполнявшие широкий круг обязанностей (их статус соотносим с рындами первого типа), изначально военного характера. Вероятно, в общих чертах этот распорядок был унаследован московским великокняжеским двором и вошел в царский церемониал.

1. Анна Комнина. Алексиада. СПб., 1996.

2. Антонович В., Иловайский Д. История Великого княжества Литовского вод наидавнейших часов аж до упадку удельной системы в Литовской Руси. Тернополь, 1887.

3. Арциховский А.В. Древнерусские миниатюры как исторический источник. М., 1944.

4. Баскаков Н.А. Русские фамилии тюркского происхождения. М., 1979.

5. Житие Феодосия Печерского // Памятники литературы Древней Руси. XI - начало XII века. М., 1978.

6. Котошихин Г.К. О России в царствование Алексея Михайловича. М., 2000.

7. Лаврентьевская летопись / ПСРЛ. Т. 1. М., 1997.

8. Левыкин А.К. Воинские церемонии и регалии русских царей. М., 1997.

9. Миллер Ф.И. Известие о дворянах российских. СПб., 1790.

10. Московский летописный свод конца XV века / ПСРЛ. Т. 25. М., 2004.

11. Никоновская летопись / ПСРЛ. Т. 11. М., 2000.

12. Олеарий А. Описание путешествия в Московию. М., 1996.

13. Памятники Куликовского цикла. СПб., 1998.

14. Повесть о Луке Колочском // БЛДР. Конец XV - первая половина XVI века. СПб., 2000.

15. Приселков М.Д. Троицкая летопись. М.; Л., 1950.

16. Радзивиловская летопись. Т. 1. СПб., 1994.

17. Разрядная книга 1475-1605 гг. Т. 1. Ч. 1. М., 1977.

18. Рыбаков Б.А. «Слово о полку Игореве» и его современники. М., 1971. 19. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. III. М., 1971.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова рында

рында в словаре кроссвордиста

рында

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

рында

об. пенз. сар. нескладный верзила, долгая; сухопарая баба;

исхудалая кляча, одер.

Рында м. стар. телохранитель, оруженосец.

Морск. колокольный звон, означающий полдень: по три удара сряду. Бей рынду!

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

рында

рынды, ж. В выражении: рынду бить (мор.) - звонить в колокол для обозначения полдня (от англ. ring the bell - звони в колокол).

рында

рынды, м. (истор.). Оруженосец или телохранитель придворной охраны московских царей.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

рында

Ы, м. На Руси в 15-17 вв.: воин придворной охраны.

рында

Ы, ж.: рынду бить (спец.) - на торговых судах в старое время а также в парусном флоте: трижды ударять в колокол ровно в полдень.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

рында

    м. Оруженосец или телохранитель придворной охраны московских царей.

      1. Производимый в полдень особый звон в колокол на судах парусного флота.

        Такой звон в разное время суток (обычно как сигнал бедствия).

    1. Судовой колокол, предназначенный для такого звона.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

рында

РЫНДА (от англ. выражения ring the bell - "звони в колокол") особый бой (звон) - 3 удара в судовой колокол в полдень (до сер. 19 в. сутки на кораблях начинались в полдень). В течение вахты (равна 4 часам) отбивали "склянки": по истечении получаса - 1 удар, часа - 2 удара и так до 8. Колокола на кораблях начали использовать с 13 в. (по английским источникам); в российском флоте с 17 в.

Рында

оруженосец-телохранитель при великих князьях и царях России 16≈17 вв. Р. сопровождали монарха в походах и поездках. Во время дворцовых церемоний стояли в парадных одеждах по обе стороны трона с бердышами на плечах. Набирались из юношей знатного происхождения. Должность Р. упразднена в 1698.

Википедия

Рында (оруженосец)

Рында (от др.-рус. «рыдель» или «рындель» - знаменосец, возможно, из сред.-ниж.-нем. ridder - рыцарь) - оруженосец-телохранитель Великих князей Московских и русских царей XIV - XVII веков.

При Московских Патриархах, роль аналогичную рындам выполняли « огненники ».

Рында

Рында́:

  • Рында - судовой колокол.
  • Рында - оруженосец-телохранитель при великих князьях и царях России XVI-XVII веков.
  • Рында - река на Кольском полуострове.
  • Рында - залив в акватории Японского моря.
  • Рында - бухта на острове Русский у Владивостока.

Рында (бронепалубный корвет)

«Рында » - бронепалубный корвет российского императорского флота, второй в серии из двух кораблей (тип «Витязь»). Один из первых русских кораблей со стальным корпусом.

Рында (река)

Причём термин «судовой колокол» является более точным, а рында , строго говоря, - звон судового колокола в полдень . В рынду бьют каждые полчаса для обозначения времени (бьют склянки), также для извещения о пожарной тревоге и для подачи сигналов при тумане. Три удара в рынду (три склянки) обозначают полдень . Обычно рынды устанавливаются на всех современных кораблях и судах.

Профиль колокола проектируется по ГОСТ 8117-74.

Корабельный устав ВМФ России устанавливает следующий порядок отбития склянок:

Рында (корвет)

Корвет «Рында»:

  • «Рында» - винтовой парусный корвет, построенный в 1856 году, участник экспедиции русского флота к берегам Северной Америки в 1863-1864 годах.
  • «Рында» - бронепалубный корвет, корабль типа «Витязь», построенный в 1885 году; 8 мая 1917 был переименован в «Освободитель».

Рында (бухта)

Рында - бухта в акватории Японского моря, у западного берега Русского острова (Приморский край, Россия).

Берега бухты высокие и обрывистые, покрытые лесом и кустарником. В вершине бухты располагается песчано-галечниковый пляж. Имеется туристическая база, причал для катеров. Зимой покрыта припаем. Летом хорошо прогревается.

В 2012 году район стал известен благодаря местному каннибалу, убившему от 3 до 6 человек.

Рында (залив)

Залив Ры́нда - крупный залив в Тернейском районе Приморского края, на западном побережье Японского моря. Юго-западный входной мыс - мыс Якубовского. Северо-восточный входной мыс - мыс Егорова. Открыт к юго-востоку, вдаётся в материк на 6 км . Ширина у входа 9,3 км. Глубина до 30 м.

Впервые описан в 1859 году военными топографами Асташевым и Григорьевым. Обследован подробно в 1888 году экипажем корвета «Рында». Им же назван в честь своего корабля.

Залив Рында последний крупный относительно хорошо укрытый залив на побережье Приморского края. Далее на север простирается открытое побережье. Лишь в Хабаровском крае, в Советской Гавани, имеется следующий большой, хорошо укрытый от ветров и волнения залив. Залив Рында разделён на две акватории: в его западной части располагается бухта Пластун, а в северной - бухта Джигит. Первая - относительно небольших размеров бухта, на южном побережье которой построен порт Пластун, а близ нее расположен посёлок Пластун. В бухту впадает небольшая река Пластунка. В бухту Джигит впадает крупная река Джигитовка, сама бухта большая, открыта к югу. В вершине бухты находится протяжённый песчаный пляж . На склоне сопки , с западной стороны пляжа, находятся остатки крепостного вала культуры Мохэ.

Зимой в заливе возможно появление сала , шуги. В вершине бухты Пластун иногда образуется узкая полоса припая.

Примеры употребления слова рында в литературе.

Подвиг пяти моряков-черноморцев повторили техник-лейтенант Водынин, краснофлотец Власенко и сержант Рында , бросившиеся со связками гранат под вражеские боевые машины.

Иван Грамотин снял горлатную шапку, обошел рынд и у ступеней трона чуть нараспев сказал архиепископу, что, по указу царского величества, грамота царя Теймураза отдана на перевод, своевременно будет выслушана и ответ на нее в свой срок будет учинен приказными людьми.

Неопрятная, парализованная старуха медленно поднимает единственную живую правую трясущуюся руку, берет веревку от корабельной рынды и.

Держит в руке веревку от обледенелой корабельной рынды -- той самой, что сейчас висит у Бабушки над головой.

В какую-то секунду она уже протягивает руку к веревке от рынды , как вдруг явственно раздается счастливый смех ее дочери.

Тяжелый медный язык корабельной рынды отрывается и падает Бабушке точно на голову.

По старинному обычаю, рынды для великокняжеского двора набирались из неженатых юношей, которые, придя в возраст, заменялись другими.

И прежде чем торопливые рынды успели поймать золоченое стремя, Дмитрий соскочил с седла и пошел к реке.

Раздались четыре удара в рынду , и капитан третьего ранга Эд Моррис приступил к исполнению своих новых обязанностей.

Едва успевали мы выплеснуть в сухой песок около мартена бурый, подобно пережженному сахару, остывающий шлак, как у вагранки опять звенела рында , приглашая литейщиков брать чугун.

Даже и на великого князя не смотрят так, хотя он в праздничной сряде, в золотом оплечье и бобровой шубе едет теперь верхом в сопровождении рынд и дружины в митрополичий дворец.

Смех относился к знакомой нам фигуре в нахлобученной на уши панамке, которая маячила на носу теплохода возле самой рынды .

И оказался в мире своей мечты: курсант-дневальный в хорошо пригнанной, отутюженной форме, ярче солнца сверкающая рында , модель судна.

На широком камне стал он на колени и пил пригоршнями воду, хотя рында уже стоял позади с узорным чеканным ковшом в полотенцем, перекинутым через руку.

Вольга уцелел лишь потому, что в войске Пестрого все знали княжеского рынду , но никто в суматохе последнего дня не заметил, что рында исчез.

Сможете ли вы ответить на вопрос о том, что объединяет судовой колокол, средневекового оруженосца-телохранителя, реку на и бухту в Приморском крае? Скорее всего, нет.

Общим для всех перечисленных понятий является название - рында. Это один из тех случаев, когда в русском языке существительное может быть как именем собственным, так и нарицательным. Давайте узнаем, какие значения имеет это слово, как и когда оно появилось в нашем языке.

Происхождение слова

Среди лингвистов нет единства относительно происхождения слова «рында». Одни настаивают, что произошло оно от старославянского «рындать» — «трясти». Другие филологи утверждают, что, возможно, оно было заимствовано из средневекового немецкого языка, и рында — это видоизмененное по звучанию слово ridder — «рыцарь».

Еще одна гипотеза утверждает, что слово «рында» перешло в русский язык из английского. Обучавшиеся у британцев морскому делу русские моряки переделали команду ring the bell в более понятную и легко выговариваемую - «рынду бей».

Однако оставим историкам и филологам споры по этимологии, а сами будем разбираться в том, каково значение слова «рында», в каких случаях оно используется.

Начнем с наиболее старого исторического значения.

Дворцовый чин

Сегодня о том, что рындами называли княжеских оруженосцев-телохранителей допетровской эпохи, знают в основном ученые, изучающие российскую историю XVI-XVII веков. Оказывается, рында - это придворная должность, занять которую могли только юноши из богатых и влиятельных семейств. Основной их задачей было сопровождение и охрана правителя во время путешествий и различных поездок. Во время важных приемов во дворце они выстраивались по обе стороны от трона хозяина. Рынды всегда были одеты в парадную одежду и вооружены тяжелыми топорами-бердышами. В начале XVIII века эта должность была упразднена.

В современном русском языке слово «рында» в значении «телохранитель» или «оруженосец» не используется и является историзмом.

Флотские привычки

Сегодня, когда говорят «рында корабельная», имеют в виду судовой колокол, которым еще с петровских времен оснащается каждый корабль. Не были исключением и подводные лодки.

Вообще-то, если говорить по всем правилам, то рында - это не сам колокол, а его звук, который должен символизировать начало новых суток на корабле. Таким образом, используемое на протяжении веков название корабельного колокола - рында - стало уже традиционным.

Несмотря на то что все современные корабли оснащены и более современными рында все еще используется как на речных, так и на морских судах в сложных ситуациях, например при движении в тумане или возникновении экстренной ситуации на борту.

Когда она появилась на русском флоте?

Во времена Петра I, активно развивавшего русский флот и обучавшегося у иностранцев искусству судовождения российских моряков, вместе с новыми терминами, командами и правилами появилась рында корабельная. Русские матросы парусного флота, на кораблях которого использовалась английская команда «бей в колокол» (ring the bell), выполняли ее, не особо задумываясь над смыслом. Со временем непонятная иностранная команда превратилась в более короткую - «рынду бей».

Основные функции

Колокол-рында играл важную роль в жизни корабля и служил не только для определения времени, но также для сбора команды на построение или по тревоге, обозначения своего присутствия в условиях шторма или тумана. Кроме того, моряки считают ее своеобразным талисманом судна и берегут.

Устанавливается рында на носу корабля, и на нее наносится название судна. Для определения времени моряки «бьют склянки» через каждые полчаса. Связано это с тем, что раньше на кораблях были только с максимальным интервалом в 30 минут. Специальный матрос отслеживал момент, когда песок пересыпался из верхней чаши в нижнюю, переворачивал часы и бил склянки. Корабельный устав четко определяет, сколько склянок нужно бить, так как на флоте сутки делятся на четыре временных отрезка, в каждый из которых отбивается строго определенное количество ударов. Так, в 12 часов дня, то есть в полдень, бьют три раза.

Для моряков рында - это не только и не столько сигнальный инструмент. Обычно это талисман, на внешней стороне которого, как сказано выше, располагается

Морские приметы

Моряки - народ суеверный, и с таким важным корабельным символом, как рында, связано множество примет, в которые они и сегодня верят:

  • Одной из самых древних примет, пришедших еще с считается, что сильным звоном судовой рынды можно утихомирить сильный шторм и прогнать разбушевавшегося морского дьявола.
  • Если по какой-то причине корабль меняет название, то рында остается той же и со старым названием.
  • В том случае, если на корабле рождался ребенок, то его зачастую крестили или под звук корабельной рынды, а иногда и в ней самой.
  • Когда корабельный колокол трескается или звонит без причины, то экипаж ждут какие-то неприятности и проблемы.
  • Тот, кто украдет или повредит судовую рынду, сам на себя наводит беду.
  • Услышать звон судового колокола - к серьезным испытаниям или к гибели.

Географические названия

Но, кроме исторического и морского значения, рында используется и в географических названиях. На карте России есть бухта Рында на острове Русском в Приморском крае и река с таким названием на Кольском полуострове. Интересно то, что название реки, по всей видимости, произошло от старорусского «рындать», значащего "трясти", а вот бухта получила свое название в честь российского бронепалубного корвета «Рында», плававшего в Тихом океане в XIX веке.

Река Рында расположена на северо-востоке Кольского полуострова и впадает в Баренцево море.

Течение этой реки довольно активное, и на ней расположено три красивейших водопада. В верхней части берега крутые, скалистые и высокие, а порожистые участки перемежаются с ямами. В нижней части Рынды берега более пологие и низкие. Как пороги, так и водопады предоставляют достаточно возможностей для того, чтобы «рындать». Славится эта река своей рыбалкой, в нее заходит и крупный атлантический лосось, и морская форель, обитают кумжа и На плесах верхних участков много налима, щуки и окуня.

В Приморском крае, на острове Русском, входящем в городскую черту Владивостока, находится бухта Рында, фото которой вы можете увидеть ниже.

Относится она к акватории Японского моря и расположена в западной части острова, между бухтами Воевода и Бабкина. Длина каменистой и обрывистой береговой линии бухты Рында - около 5 километров, вдоль нее расположены пляжи, давно ставшие популярными у местных жителей. Здесь находятся: причал для катеров, туристическая база, а также платный пляж с интересным названием «Дом отдыха Рыбаков». По отзывам любителей рыбалки, именно здесь лучше всего клюет камбала.

Вопрос охраны государя при самодержавии был весьма деликатным. Традиция предусматривала особое отношение народа к личности помазанника Божьего, который олицетворял величие страны. Казалось, что никто не посмеет поднять руку на государя — на священную фигуру. И всё-таки нередко жизнь монархов и членов царской семьи подвергалась серьёзной опасности — в особенности, в бунташное смутное время.

Ясное дело, политическая жизнь идиллической не бывает, а власть всегда нуждается в надёжной охране. Кроме того, институт телохранителей был необходим по канонам дворцового этикета. Московский двор стремился не отставать от иноземных, поражал изысканной роскошью и экзотикой придворных порядков.

Московское царство даже для любителей истории во многом остаётся «таинственным островом» в прошлом нашей страны. Только величественные храмы и крепости напоминают о двух эпохах расцвета Московии. Первая, конечно, связана с правлением Ивана Третьего, прозванного Великим. Он и впрямь был и остаётся одним из величайших политиков в истории нашей страны. Вторая пришлась на XVII век, когда, после преодоления смуты, величие государства восстанавливали первые Романовы — патриарх Филарет, цари Михаил Фёдорович и Алексей Михайлович.

Оруженосцы московских великих князей и царей — рынды — запомнились всем иностранным гостям Кремля. Во время торжественных приёмов иностранных послов они стояли по обе стороны царского трона, облачённые в парадную одежду, с серебряными топориками. На других церемониях каждый рында был вооружён бердышом. Рындами назначались самые рослые и широкоплечие знатные юноши — из стольников да стряпчих. Жалованья они не получали, служили ради чести, а к праздникам получали царские подарки, в том числе традиционные «именинные пироги». Была у них своя иерархия: главный рында — «с большим саадаком», у каждого рынды — свои подрынды, «податня». Когда царь выезжал к войскам, рынды непосредственно выполняли обязанности телохранителей-оруженосцев — в их ведении было царское военное облачение. Царский эскорт был экипирован по-царски: рынды носили роскошные турецкие кафтаны, отороченные горностаем, остроносые сапоги и высокие шапки. На груди сверкали две длинные золотые цепи.

Кроме приближённых к государю рынд, обязанности охранников исполняли караульные войска, многочисленная царская кремлёвская стража.

Стража строго-настрого охраняла честь и безопасность государева двора. Сюда нельзя было проникнуть с оружием — и западные кавалеры, приходившие к русскому царю по посольской надобности, нередко спорили, не желая расставаться со шпагой или жезлом.

Уложение предписывало суровое наказание за произнесение «непригожего, непристойного слова» в царских покоях. Караульные следили и за чистотой речи жильцов и гостей царского двора.

Основой внутридворцовой стражи также были именитые стольники. Днём и ночью дежурили у дверей и крылец «столовые сторожа и боярские дети царицына чину». На ближних подступах к дворцу денно и нощно дежурили сотни стрельцов. На главном карауле — у Красного крыльца — бывало по триста воинов, а у Спасских ворот — в десять раз меньше. Таким образом, и во времена Алексея Михайловича Кремль был одним из наиболее кропотливо охраняемых объектов мира. Без ведома караула здесь и муха пролететь не могла. Тогда-то и проявились качества русского солдата, снискавшие ему славу отменного телохранителя: терпеливость, преданность делу, сосредоточенность. И, конечно, бесстрашие, с которым караульные были готовы отдать жизнь, сохраняя покой государева двора. Есть полулегендарные сведения, что в личной охране китайских императоров династии Мин выходцы из русских земель проявили себя наиболее преданными и подготовленными.

Новое время изменило и ритуалы, и быт царёвой охраны. Пётр Великий упразднил должность рынды. Это был император-воин, сроднившийся со своими потешными полками, а затем — с гвардией. Медлительный чинный регламент прошлых веков претил лихорадочно деятельной натуре великого правителя. Герметически замкнутый мир прежних бояр и государей не подходил к размахам петровского времени. И царь, и его сподвижники были ближе к армии, ближе к собственным слугам. Легче стало при дворе и иностранцам с их непривычными для московитов обычаями.

Возникла лейб-гвардия (буквальный перевод, как известно, — охрана тела) телохранителей, всегда готовых умереть за царя. В лейб-гвардию были набраны лучшие офицеры, доказавшие личную преданность государю. Подготовка солдат велась постоянно — разумеется, в Российской армии не было более вышколенных солдат. Репутацию «лучших из лучших» не знавшая отступлений лейб-гвардия подтвердила и в боях. Воистину справедливы слова песни лейб-гвардии Преображенского полка: «Знают турки нас и шведы и про нас известен свет! На сраженья, на победы нас всегда сам царь ведет!». Какие ещё телохранители могли бы стать столь же надёжным щитом императорской особы?

С образованием Российской империи сам вид государевых охранников должен был говорить о разнообразии традиций необъятного государства, в котором Европа перемешалась с Азией.

В годы имперского расцвета, следуя примеру первого в мире императора Александра Македонского, русские государи нередко приближали к себе удальцов из числа аборигенов присоединённых территорий. Известно, что Екатерина Великая демонстративно окружила себя охранниками крымскими татарами во время поездки по Новороссии и Тавриде. Этот жест был с уважением пересказан в Европе: императрица показывала мощь растущего государства. Позже отменными охранниками считались представители покорённых народов Северного Кавказа — и служба при дворе русского царя, ясное дело, воспринималась как высокая честь. Слухи о такой службе заставляли горделивых горцев смириться с властью «белого царя». Так, третий сын непримиримого Шамиля Моххамед Шафи шестнадцать лет служил в конвое Александра II, а в отставку вышел убелённым сединами генерал-майором и настоящим ветераном гвардии. Известно, что сам имам воспринял такой поворот в судьбе сына с гордостью.

Армия — и прежде всего лейб-гвардия — была своего рода плавильным котлом, в котором представители разных народностей успешно обрусевали. Разумеется, этика русского воинства формировалась в сердце коренной России и в казачьей среде. Так, чаще всего Екатерину Великую сопровождали донские казаки под командой легендарного атамана Алексея Ивановича Иловайского, доказавшего свою верность престолу в годину пугачёвщины. Сформировать подразделение для собственного ея величества конвоя предложил Г.А.Потёмкин. Охраняли донцы и императора Павла — Павёл произвёл Иловайского в генералы от кавалерии. Алексей Иванович получил этот чин первым из донских казаков не только благодаря «конвойным» заслугам, но во многом и за безукоризненную охрану государя. Казаки из поколения в поколение передавали премудрости конвойной службы, назубок изучив все её секреты. Продолжалась эта традиция вплоть до воцарения Николая Павловича.

Формально собственный конвой государя образовался при Николае Первом — императоре, который знал толк в документальной кодификации любого явления. Но при Николае охранные функции конвоя были по существу декоративные. Царь демонстративно разгуливал по столице без охраны, без охраны выходил к народу, молился в храмах, совершал паломничества в монастыри. Об этом истинно русском обычае восторженно писал Михаил Загоскин («Москва и москвичи»): «О, вы не можете себе представить, как прекрасен этот Кремль, когда державный его хозяин посетит свою Москву! Эта дворцовая площадь, на которой теперь так пусто, покроется и закипит вся народом, из которого многие ночевали на этой площади для того только, чтоб занять повыгоднее место и взглянуть лишний раз на своего государя. Вы посмотрели бы на Кремль тогда, как загудит наш большой колокол и русский царь, охваченный со всех сторон волнами бесчисленной толпы народа, пойдет через всю площадь свершать молебствие в Успенском соборе. — Как? — прервал Дюверние. — Да неужели ваш государь идет по этой площади пешком при таком стечении народа?.. — Да, да, пешком; и даже подчас ему бывает очень тесно. — Что вы говорите!.. Но, вероятно, полиция?..— Где государь, там нет полиции. — Помилуйте! Да как же это можно?.. Идти посреди беспорядочной толпы народа одному, без всякой стражи... — Я вижу, господа французы, — сказал я, взглянув почти с состраданием на путешественника, — вы никогда нас не поймете. Нашему царю стража не нужна: его стража весь народ русский». И сегодня эти строки Загоскина трогают патриотическую струну в каждом из нас.

Николай Павлович был едва ли не последним русским царём, кому удавалось поддерживать о себе восторженную народную молву. Особенно радовали царя легенды (нередко — правдивые) о его простоте и бесстрашии. Он и с питерской детворой на санках с гор катался, и на охоте самолично добывал зверя… Постоянные телохранители при таком образе жизни были лишними. Другое дело — конвойные эскадроны, это уже вопрос государственного престижа. В мирные дни — роскошная придворная декорация, в дни войны — передовой отряд храбрецов, подающий пример самоотверженности и боевого искусства.

Конвой существовал как уникальное элитное подразделение, демонстрировавшее колоритную удаль в близости от монарха. Но необходимо добавить: конвой отличался не только при дворе: с первых лет существования два полуэскадрона Конвоя участвовали во всех основных кампаниях. Сначала в 1828 году был образован лейб-гвардии Кавказский Горский полуэскадрон. Первым командиром конвоя стал Султан Азамат-Гирей, потомок крымских ханов. Полуэскадрон, собранный из самых родовитых горцев, был многонациональным. Наибольшим было представительство кабардинцев — 12 человек. Они считались королями джигитовки: на полном скаку пролезали под брюхом лошади, метко стреляли на полном скаку из луков. В 1831 году подразделение отличилось в боях с польскими повстанцами. И далее — от войны к войне, от кампании к кампании, череда подвигов.

Царь Николай издавна ценил храбрость казаков-линейцев, отличал этих непобедимых вояк особым расположением. В том же 1831 году Бенкендорф описал генералу Паскевичу замысел нового (хотя, как мы видим, вполне традиционного по составу) конвойного подразделения: «Государь император желая ознаменовать благоволение к линейным Казачьим полкам, повелел избрать из их среды 50 человек, которые составят конвой главной императорской квартиры и вместе с тем дать всем чинам сего конвоя преимущество старой гвардии и особенный мундир». Так был образован лейб-гвардии Кавказский линейный полуэскадрон, продолжавший в государевом конвое традиции казаков, издавна охранявших царей. В эту часть отбирали самых крепких, рослых и искусных в джигитовке казаков.

У царского кабинета неотлучно дежурили один унтер-офицер и два казака. А вот во время официальных церемоний государя сопровождали семь молодцов из конвойных эскадронов — «для снятия пальто».

Позже состав императорского конвоя не раз увеличивался, изменялось соотношение в нём представителей разных народов: добавились представители Закавказья. Так, первый взвод лейб-гвардии Кавказского эскадроны был образован из родовитых грузин; принимали в конвойные войска и знатных армян. В одном традиция была неизменной: царский конвой состоял из русских казаков и кавказских джигитов.

Новая глава в истории царской охраны началась в середине XIX века, когда участились покушения на государственных чиновников и миссия самодержца Российского стала как никогда опасной. По существу, тогда и началась постсамодержавная эпоха: реформы 1860-х разрушили прежнюю систему и в экономике, и в системе государственного управления. На это наслаивалось новое движение — радикально-революционное, не гнушавшееся прямого террора. 4 апреля 1866 года 26-летний революционер Дмитрий Каракозов у ворот Летнего сада совершил покушение на императора Александра Николаевича. Царскую жизнь тогда спас не телохранитель, а шапочных дел мастер Осип Комиссаров, который, как тогда говорили, «отвёл руку душегуба». Как и в 1613 году, династию спас костромской мужик… Началась война террористов со слугами престола. С того времени в деле охраны высочайших особ важную роль играли секретные службы. За первым громким покушением последовали новые, потрясшие основы общественного согласия. Казаки и горцы с ещё большим усердием упражнялись в ловкости, чтобы предотвратить покушение, чтобы грудью заслонить императора. Уваровское триединство «Православие — Самодержавие — Народность» отныне воспринималось как устаревшая декорация. И, когда Николай II говорил: «я управляю Россией как встарь, как мои предки» - в этом прочитывается изрядная доля самообмана. Благолепное единение царя и народа рассеялось — и труд телохранителей стал важнее, чем прежде, понадобились квалифицированные и отчаянные профессионалы. Но это — предмет особого разговора.