Дифференциация соноров конспекты занятий в доу. Конспект логопедического занятия "автоматизация соноров в связной речи"

Разделы: Коррекционная педагогика

Цель: учить ребенка различать звуки[с]-[сь] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно их использовать.

Задачи:развивать фонематическое восприятие, память, мышление, мелкую моторику, учить правильно обозначать мягкость согласного кружком соответствующего цвета; формировать навыки звукового анализа.

Оборудование: картинки с изображением язычка, большого насоса и маленьких насосиков, дедушки, девочки с бусами, лист бумаги с контурным изображением больших и маленьких насосов, карандаши, таблица из трех пустых окошечек, кружки зеленого и синего цветов, тетрадь.

Ход занятия

1. Организационный момент с пальчиковой гимнастикой.

Отгадай, кто так кричит:

"Кря - кря - кря"?
Раз - два - шли утята.
Три - четыре - за водой.
А за ними плелся пятый,
Позади бежал шестой.
А седьмой от них отстал.
А восьмой уже устал.
А девятый всех догнал.
А десятый испугался _
Громко - громко запищал:
- Пи -пи -пи - не пищи!
- Мы тут рядом, поищи!

Поочередно сгибать и разгибать все пальцы правой (затем левой) руки,

Начиная с большого, а со звуков "Пи - пи - пи:" - ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук.

2. Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков.

Пальчики размяли, теперь

"Научим язычок слушаться".

Пошлепаем непослушный язычок. Приоткрыть рот, широкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу. Пошлепывая язык губами, произносить "пя, пя, пя" на одном выдохе.

"Широкий язык".

Посмотри, какой ленивый язычок. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать язык на губе, так, чтобы края касались уголков рта. Удерживать так язычок под счет до 5(10). Долго он может так лежать?

"Почистим зубки".

Ну - ка, язычок, почисти зубки. Улыбнуться и поводить языком по внутренней стороне нижних зубов из стороны в сторону, потом вверх - вниз. Вот, какие чистые стали зубки.

"Язычок - силач".

Язычок стал сильным. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, язык упирается в зубы. Напрягать язык. Повторить 3 - 5 раз.

3. Дыхательная гимнастика.

Но тут прилетел Ветерок, он хочет поиграть с тобой в футбол. Вот это мяч (ватный комок).

"Загоним мяч в ворота".

Вытянуть губы трубочкой, дуть на ватку, стараясь загнать его в ворота. Струя воздуха непрерывная, длительная.

4. Характеристика звуков [С]-[СЬ] по их артикуляционным и акустическим признакам.

Наш насос, наш насос
Надувает колесо:
С -С - С, С -С -С!
Как надует - так поедем
С другом на велосипеде.

(Выкладывается картинка большого насоса)

Это папа - насос. Давай вместе споем песенку большого насоса. Губы улыбаются. Кончик языка лежит внизу, упираясь в передние зубки. Воздушная струя длительная, холодная, выходит по желобку по - середине языка. Звук [С] - твердый, глухой. Давай вместе споем песенку большого насоса.

(Выкладываются картинки с изображением маленьких насосиков)

А для маленьких колесиков

Звал сыночков он - насосиков.

Губы улыбаются. Кончик языка внизу, упирается в передние зубки. Средняя часть язычка поднимается вперед вверх. Воздушная струя длительная, холодная, выходит по желобку по - середине языка. Звук [СЬ] - мягкий, глухой. Повтори звук [СЬ].

5. Дифференциация изолированных звуков [С] - [СЬ].

Подними большой насос, если услышишь звук [С], маленький насосик, если звук [СЬ].

С, С, СЬ, С, СЬ, СЬ, С, СЬ.

6. Дифференциация звуков [С] - [СЬ] в слогах.

(Перед ребенком выкладывается лист бумаги с контурными изображениями больших и маленьких насосов, расположенных в два ряда).

Насосики очень любят рисовать.

Слушай внимательно слоги, повторяй и раскрашивай большой насос синим цветом, если услышишь звук [С], маленький насосик - зеленым, если услышишь звук [СЬ].

(Произносятся слоги с гласными а,о,у,ы,и,у,е,я,ю).

7. Дифференциация звуков [С] - [СЬ] в словах.

Маленькие насосики предлагают тебе поиграть с ними в игру

(Подвижная игра "Прыгай, приседай"). Услышишь в слове [С] - повтори, присядь и встань, а звук [СЬ] - повтори, а потом прыгай на месте.

Сытый, синий, доска, кисель, гусята, полоса, брось, трос, лось, лис.

8. Физкультминутка.

"Сделай так". Ребенку предлагается схематичное изображение человека в различных позах, нужно повторить положение рук и ног (5-6 изображений).

9. Определение места звука в слове.

Хозяин насосов - дедушкалюбит рассматривать картинки и играть в игры с картинками.

Послушай слова и определи, на каком месте находится звук [С] или [СЬ]: в начале, середине или конце слова, и положи кружок нужного цвета в соответствующую клетку.Песенку папы - насоса будем обозначать кружочком синего цвета. А песенку насосиков кружками зеленого цвета.

(Перед ребенком таблица из трех окошек, поочередно выкладываются картинки).

Сом, сито, пес, хвост, осина, нос.

Ребенок определяет какой в слове звук, выбирает нужный кружок, кладет в клетку.

10. Звуки [С], [СЬ] в предложениях.

Разучивание скороговорки. Ребенок проговаривает скороговорку с изменением интонации (.!?).

Купила Марусе бусы бабуся.

Составление схемы предложения в тетради.

Взрослый предлагает ребенку послушать рассказ, а потом пересказать его.

Буратиний нос

На Новый год все ребята в детском саду должны были в кого-нибудь нарядиться. Никита решил сделать себе длинный нос и намазать щеки краской, ну, как будто он - Буратино.

Сел Никита на пол, нарезал ножницами бумагу, намазал ее клеем и свернул трубочкой. Посмотрел, а это не нос, а целый носище получился.

Надоело мне этот Буратиний нос делать, - бурчит Никита. - Лучше привяжу его нитками к голове и буду носорогом.

Начал наматывать нитки. Наматывал, наматывал - ничего не получается. Надулся Никита.

Наклею его лучше прямо на голову.

Намазал голову клеем и приложил нос. Волосы склеились, а нос набок свалился.

Надоел мне этот носорог. Лучше приду после Нового года и скажу, что был одет невидимкой, потому они меня и не видели.

Дифференциация звуков М – Н

После того, как поставлены и автоматизированы звуки М, Н, необходимо провести их дифференциацию, чтобы ребенок не путал эти звуки.

Практический материал на дифференциацию звуков М - Н

1. Повтори слоги.

Ма - на
Ма - на - ма - на
На - ма
Мы - ны - мы - ны
На - ма - на
Мо - но - мо - но
Ма - на - ма
Му - ну - му - ну

Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков т-д для детей старшего дошкольного возраста

Яськова Мария Михайловна учитель-логопед МАДОУ № 21 «Искорка», г. Бердск

Данная разработка рассчитана на детей старшего дошкольного возраста и предназначена для учителей-логопедов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, родителей.

Цель: Коррекция звукопроизношения и дифференциации звуков т-д
Задачи:
Закреплять правильное произношение звука [к] изолированно, в слоге, в словах, в предложениях, учить дифференцировать звуки [т] и [д] в словах.
Развивать слуховое и зрительное внимание, фонематическое восприятие, мышление и память.
Формировать интерес к логопедическим занятиям.

Оборудование: игрушка паровоз, куклы Даня и Таня, предметные картинки (кошка, котенок, собака, щенок, утка, утенок; паровоз, девочка Таня и мальчик Даня, Незнайка), карточки, аудиозапись со звуком проезжающего паровоза.

Ход занятия:

I Организационный момент
- Послушай, что это к нам приближается, как ты думаешь?
- Правильно - паровоз.

Посмотри на станции стоят животные, назови их. Выкладываются предметные картинки (кошка, котенок, собака, щенок, утка, утенок).






Эти животные спешат к ребятам, помоги им сесть в вагоны.
- Каких животных ты посадил бы в один вагон, почему?
- Какой звук ты слышишь во всех словах?
- Правильно, [к].
Чтобы правильно произносить этот звук мы сделаем артикуляционную гимнастику.

II Артикуляционная гимнастика
Упражнение "Улыбка-дудочка" .
- Улыбнулись солнечному дню,
поиграли в дудочку ду-ду.
Упражнение "Чистим зубы"
Упражнение "Качели"
- После сели на качели
и до неба подлетели.

III Характеристика звука

- Как звучит звук?(к-к-к) расскажи, где находится язычок, когда ты произносишь звук [к]. В каком положении находятся губы? А теперь произнеси звуки [т] и [д], расскажи как они звучат.
IV Дифференциация звуков [т] и [д] в словах.
- Пока мы делали гимнастику животные доехали. Давай познакомимся с их друзьями. Появляются куклы(мальчик - Даня и девочка - Таня).


Мальчика зовут - Даня, а девочку – Таня (картинки выкладываются на стол).
- Какой первый звук в имени мальчика и девочки? На столе выложены карточки со словами (том, трель, тачка, тушь, точка, дачка, дом, дачка, дрель, душ).
- Как ты думаешь, чьи это слова, раздай их ребятам. Объясни свои действия.
- Таня и Даня любят играть, давай поиграем с ними.
- Если любишь ты играть,
Надо быстро сесть и встать.
Руки в стороны, поднять
И ладошки растирать.
А потом немного уши,
Чтобы было лучше слушать.


V Дифференциация звуков в близких по звучанию словах.

- У ребят есть друг Незнайка (выкладывается картинка).

Ему в школе задали задание, а он все перепутал. Помоги Незнайке разобраться в предложениях. Послушай предложения и произнеси правильно.
- По реке плывут плоды. Зреют на ветвях плоты.
- Воду черпай из катушки. Нитки сматывай с кадушки.
- Я читаю толстый дом. Архитектор чертит том.

VI Автоматизация звуков [к], [т] в разных позициях в словах.
- Повтори за мной слова.
кабачок комок казак кубик каблук клубок кусок конек косяк кукла
санки танки детки ветки каски маски мышки кепки мушки
гимнаст гитара ватка тратить дарить кидать смотреть картошка селедка.

VII Итог занятия
- Тане и Дане пора с нами прощаться. Тебе понравились игры и задание, которые мы выполняли вместе с ребятами? Какие звуки нам сегодня встречались чаще всего?

Дифференциация соноров в связной речи

Цели

1. Закреплять навык правильного произношения соноров в связной речи.

2. Дифференцировать звуки Р, Рь, Л в связной речи.

3. Совершенствовать фонематический слух и слоговую структуру сложных слов на предлагаемом на занятии речевом материале.

4. Совершенствовать лексико-грамматический строй речи на предлагаемом на занятии речевом материале.

5. Совершенствовать связную речь и навык работы с сюжетными сериями.

6. Совершенствовать навыки фонематического анализа и синтеза, навык чтения.

7. Совершенствовать навыки владения темпо-ритмической и интонационной сторонами речи.

8. Формировать навыки сотрудничества и коллективной работы,

развивать языковое чутье.

Ход занятия

Оргмомент

Разминка-приветствие («Доброе утро…»)

Артикуляционная разминка.

Фонетико-фонематическая разминка («На планете Рычандия», слоговые ряды, чистоговорки).

Основная часть

Лексико-грамматический строй:

Лабиринт (КРИ «Назови ласково»: уменьшительно-ласкательная форма существительных, «Считалка»: согласование существительных с числительными, «Чего не стало»: Р.п существительных в предложении, «Эхо»: запоминание ряда слов, «Один-много»: единственное и множественное число существительных).

- «Четвертый лишний» (выделение слов по заданному звуку, притяжательные прилагательные и их согласование в роде и числе).

Фонематический анализ и навык чтения:

Решение ребусов.

Фонематический анализ слов по выбору.

- «Зашифрованная чистоговорка» (навык чтения, память, просодика).

Физминутка

Орешковый массаж «Сидит белка на тележке…».

-«Летим, едем, плывем…»(внимание, переключение, движение).

Связная речь

Составление сложных предложений (КРИ «Для чего нужно…»: согласование слов в предложении со сложными предлогами, работа с предложением).

Сюжетная серия (составление рассказа по серии, додумывание продолжения, название рассказа).

Итог

Фонетическая разминка «Кррра, кричит ворона…» (память, выразительность речи, интонация).

Подведение итогов (чем занимались? что было интересно? самооценка и оценка деятельности других).

Сюрпризный момент.

Эльвира Федирко
Конспект НОД «Незнайка в гостях у ребят. Звуки [Л] - [Й]». (Дифференциация сонорных звуков)

НЕЗНАЙКА В ГОСТЯХ У РЕБЯТ . ЗВУКИ ЛЬ ,Й.

Задачи : - развивать фонематические представления;

Упражнять в дифференциации звуков ЛЬ – Й ;

Развивать просодические качества, умение подбирать слова на заданную схему;

Воспитывать выдержку, уважение к товарищам.

Материал : иллюстрации военных профессий, картинки для игры в «Домики звуков » , схемы предложения, изображение Незнайки , мяч.

Ход НОД

1. Оргмомент. Развитие фонематического восприятия

Проходит на ковер тот, кто правильно повторит : ой-оль, уль-уй, эй-эль, ыль-ый, аль-ай, оль-ой, уй-уль, эль-эй, ый-ыль, ай-аль.

2. Сообщение темы. Выделение звуков л’ , й из слов.

Ребята , к нам в гости пришел Незнайка , он снова просит нас о помощи. «Ребята , видимо, я заболел. Когда мне нужно сказать слово «чай» , то у меня получается «чаль» , вместо «лиса» , говорю «йиса» , вместо «майка» - «малька» . Что же со мной случилось, ребята ? Вы можете мне помочь?»

3. Сравнение звуков по артикуляционным и акустическим признакам

4. Развитие фонематического восприятия

Д/И «Домики звуков »

Покажем Незнайке , как вы умеете различать звуки ЛЬ и Й . Расселите в домики картинки : если в слове есть звук ЛЬ , то картинку нужно поставить в домик с буквой Л, если в слове звук Й , то картинку поселим в домик с буквой Й.

5. Произношение звуков в слогах . Развитие просодии

Послушай, Незнайка , как наши дети умеют различать звуки и говорить разной интонацией :

Ай-аль? Ай-аль? Эй-эль-эй? (Вопросительно.)

Эй-эль-эй! (Утвердительно.)

Ий-иль-иль! (Со страхом.)

Ий-иль-иль. (Как бы успокаивая.)

Аль-ай-ай. (С грустью.)

6. Словоизменение существительных

А ещё наши ребята знают разные военные профессии. И они тебе о них расскажут, Незнайка .

Д/И «Один – не один»

Моряк – моряки

Пехотинец – пехотинцы

Сапер – саперы

Пограничник – пограничники

Танкист - танкисты

7. Физминутка

Загадайте военного и изобразите его положением своего тела, а я попробую отгадать.

8. Фонематическое восприятие

А сейчас Незнайка предлагает нам поиграть в игру «Измени словечко» . В названном слове нужно заменить –ль- на –й- или наоборот.

Мой – моль гайка - Галька

Койка – Колька Полька – пой-ка

9. Словотворчество детей

Подбор рифм к словам : май (чай, мой (пой) ; зайка (майка, чайка, сайка, Незнайка ) . А теперь сочиним стихотворение :

Идет Незнайка ,

Видит - плачет. (Зайка) .

Эй, косой, что с тобой?

Видишь, Незнайка ,

Испачкалась. (майка) .

Мама ругает, домой не. (пускает) .

Купили Зайке

Полосатую (майку) .

Похвастался чайке

Хвастливый наш (Зайка) :

Смотри-ка, чайка,

Какая (майка)

Чайка удивилась

И на Зайку (рассердилась :)

Ты мне, Зайка, (не мешай-ка)

Рыбку (ловить,

Птенчиков своих (кормить) .

10. Обучение грамоте, фонематический анализ и синтез

А давайте Незнайку научим составлять новые слова. А поможет нам вот эта схема.

Й (май, мой, бой, пой, пей, лай)

Й __ __ (зайка, майка, мойка, сайка, гайка, лайка, лейка, чайка)

11. Связная речь. Развитие предложно – падежного управления.

Ребята , расскажите Незнайке кем вы станете , когда вырастете. Будем говорить так «Я буду артиллеристом» .

12. Составление схемы предложения.

(составленных ранее в п. 10)

13. Рефлексия

Ребята , что нового вы узнали сегодня? А чему мы научили Незнайку ? Незнайка говорит вам «спасибо» и «До новых встреч» .

Список литературы :

1. Формирование словаря у дошкольников с ОНР – Антипова Ж. В., М., 1998.

2. С детьми играем – речь развиваем : в 2 ч. - Рудик О. С., М., 2012.