Чувашские дети. Воспитание детей, в чувашской культуре

Чуваши – третий основной народ Самарской области чуваши (84 105 человек, 2,7 % от общей численности населения). Они проживают в самой Самаре и в других городах, кроме того, в области есть немало сельских чувашских населенных пунктов. Наиболее компактно чуваши расселены в северных и северо-восточных районах области (Кошкинском, Челно – Вершинском, Шенталинском, Исаклинском, Похвистневском и др.). Они делятся на две основные группы: верховых (вирьял) и низовых (анатри), говорящих на разных диалектах чувашского языка и отличающихся некоторыми особенностями культуры.

На территорию Самарской области переселялись выходцы из различных мест проживания чувашей. Первые чувашские поселения в нашем крае возникли на Самарской Луке во второй четверти ХVII в., с конца ХVII в. и до конца ХVIII в. происходило заселение Заволжья.
Основным хозяйственным занятием самарских чувашей традиционно являлось пашенное земледелие в сочетании с животноводством и промыслами, игравшими менее значительную роль.

Селения обычно основывались около водных источников. Национальной особенностью расселения чувашей в области представляла своеобразная кучевая планировка селений, состоявших из родовых гнезд – «курмышей». В некоторых населенных пунктах и поныне сохраняется традиция беспорядочного расположения домов, и отсутствуют четко выраженные линии улиц.

Для возведения избы применялись различные строительные материалы: дерево, кирпич, саманный кирпич, реже – камень. Основным материалом служили бревна различных пород дерева. Характерной деталью внутреннего убранства дома являлись нары, которые служили и кроватью, и ларем для хранения домашних принадлежностей, а также местом содержания молодняка скота в зимний период. Наружное оформление жилища было скромным: украшались резьбой фронтон и наличники окон. Резной орнамент получил распространение в начале ХХ в. Облик современного жилища существенно изменился, но тяга к традиционному сохраняется в виде деревянной резьбы, вышитых и тканых изделий.

В национальной кухне главное место отводится блюдам из ржаной муки: кислому хлебу, лепешкам, пирогам с мясной и рыбной начинкой (хуплу). Чувашская кухня насчитывает также значительное количество мясных блюд из говядины, баранины, конины и домашней птицы. Традиционным чувашским угощением является колбаса – шарттан, приготовленная из овечьего желудка, начиненного мясом, чесноком и пряностями. Широкое распространение получили и молочные продукты. Традиционным хмельным напитком является пиво – сара, приготовленное из ячменного или ржаного солода. Пиво имело большое значение в обрядовой жизни чувашей.

Особый интерес представляет традиционная женская одежда чувашей. Она состояла из рубахи белого цвета (белый цвет считался священным), передника, различных украшений: шейных, нагрудных, наспинных, поясных подвесок. Украшения изготовлялись из монет, бисера, кораллов,раковин каури с применением тесьмы и кумача. Девушки носили шапочку (тухья) с остроконечным верхом или без него, расшитую бисером, бусинками и серебряными монетами. Женский головной убор хушпу имел отличия у разных групп чувашей. Например, заволжские хушпу имеют шлемообразную форму и сочетают в декоре серебряные монеты различного достоинства и кораллы, пришитые рядами. Остов связан из грубой шерстяной нити или сшит из холста, верх открыт, а к нему пришита цилиндрическая верхушка. Хушпу имеет хвост, украшенный монетами и бисером.

Мужчины носили рубаху и штаны, верхняя одежда состояла из холщового кафтана, поддевки из сукна, а зимняя – из шубы из овчины. Традиционной обувью служили лыковые лапти и кожаные сапоги.

Еще в ХVIII в. большинство чувашей приняло христианство, но и сегодня в некоторых населенных пунктах области (Афонькино, Рысайкино, Старое Ганькино, Чувашское Урметьево и др.) проживают чуваши – язычники. Язычество законсервировало традиционный образ жизни и способствовало сохранности элементов древней культуры. Это особенно касается похоронно – поминальной обрядности. Некрещеные чуваши имеют свои кладбища, которые располагаются иногда рядом, а чаще в некотором удалении от кладбищ христиан. Одна из особенностей обрядов чувашей – язычников заключается в установлении намогильного столба юпа. Прежде такой столб устанавливали только осенью, а сейчас обряд юпа проводится на сороковой день или же совмещается с днем похорон, в чем сказывается влияние православной обрядности. В обряде захоронения присутствуют такие моменты, как «приглашение» покойника с кладбища, изготовление столба с последующим обряжением его в одежды покойного, установление столба и ночное поминовение с исполнением специальных песен и плясок, приготовление поминальной каши, «проводы» покойного с перепрыгиванием через костер.

Среди некрещеных чувашей сохраняется почитание духов предков, а также духов – покровителей определенной местности.

Чуваши Самарской области бережно хранят свои традиции. Почти в каждом селе есть свои фольклорные коллективы, наиболее яркие из которых принимают участие в областных праздниках чувашской культуры и представляют народную культуру на региональных праздниках.

Популярным чувашским праздником является Акатуй (дословно переводится как «свадьба плуга»), который традиционно отмечался в связи с появлением растительности и началом полевых работ. Сегодня этот праздник обычно отмечают в начале лета.

Сложилась традиция проведения Акатуя в разных районах нашей области. Из многих населенных пунктов приезжают чуваши на любимый праздник. Звенят монеты и другие украшения на традиционных женских костюмах, звучат стихи и песни на родном языке, демонстрируются предметы народного творчества и блюда национальной кухни.

1. Игровая ситуация «Путешествие на воздушном шаре».

В группу залетает воздушный шар (наполненный гелием), а к ниточке привязан конверт. Воспитатель обращает внимание детей на происходящее и сообщает,что конверт не подписан, предлагает открыть конверт и посмотреть что там. Дети вскрывают конверт и находят письмо и разрезные картинки.

Воспитатель предлагает собрать разрезные картинки, чтобы узнать от кого оно. Дети собирают картинки, на картинке изображены девочка и мальчик в национальной чувашской одежде. Дети отвечают на вопрос: от кого это письмо? (от чувашских детей). Читают письмо:

«Здравствуйте дорогие ребята! Мы жители города Чебоксары — это столица чувашской республики. Хотим пригласить вас к нам в гости и познакомить с нашей культурой, традициями, бытом. Приезжайте мы вас ждём! Маршрут путешествия будет сложным, но увлекательным. Желаем удачи!»

Воспитатель сообщает, что маршрут состоит из ряда заданий, которые нужно выполнить.

Воспитатель даёт подсказку: Мячики лежат в лукошке, а лукошко у окошка.

Дети находят корзину с мячами, на каждом мячике цифра, а цифры соответствующие цифрам на мячах заранее расположены по всей группе, за каждой цифрой закреплено задание, которое надо выполнить (каждая следующая форма работы выполняется как задание, которое выбирается с помощью мячей)

Просмотр презентации «Чувашская республика».

Дети просматривают презентацию и отвечают на вопросы. Как называется столица Чувашии?

Какие достопримечательности Чебоксар вам большего всего понравились? Что обозначают символы на флаге Чувашии? Что изображено на гербе Чувашии? Какое основное население Чувашии?

Прослушивание гимна Чувашии.

Дети слушают гимн Чувашии.

Дидактическая игра «Собери герб и флаг Чувашии».

Дети собирают пазлы, сравнивают с образцом, комментируют свой выбор.

Физминутка.

Мы сначала будем топать,
А потом мы будем хлопать,
А потом мы повернёмся
И все вместе улыбнёмся.

Дидактическая игра «Звуковой анализ слова».

На доске висит картинка, обозначающая слово « дружба». Дети рассаживаются за столы, и каждый работает в кассах, тот, кто заканчивает первым, выкладывает результата на доске.

Сколько звуков мы слышим в слове дружба?

Какой первый звук в этом слове? (звук «д», твёрдый согласный звук)Какой фишкой мы обозначаем этот звук? (синей фишкой)

Какой второй звук в этом слове? (звук «р», твёрдый согласный звук). Какой фишкой мы обозначаем этот звук?

Какой третий звук в этом слове? (звук «у», гласный обозначается красной фишкой)

Дидактическая игра «Буквы заблудились».

Нарисованы буквы под ними цифры, дети отгадывают, какое слово зашифровано, расставляя буквы с цифрами по порядку (ромашка). Дети определяют количество слогов в слове, делают звуковой анализ.

Игра «Волшебный цветок».

Дети садятся в круг, и воспитатель рассказывает о том, что наш город многонациональный в нём живут люди разных национальностей и чтобы не было конфликтов между ними:что надо для этого делать? Дети высказывают свои мнения. Затем воспитатель предлагает собрать «Цветок Дружбы» для этого каждый должен взять лепесток и назвать хорошее качество, которым обладает человек и соединить лепесток с серединкой. Когда цветок собран дети аплодируют друг другу.

Беседа-рассуждение «Мы все разные, но дружные».

Дети рассматривают картинки с символикой разных национальностей. Называют национальности

Например: в Татарстане живут татары; в Армении армяне; в России русские; в Чувашии чуваши.

Называют на каком языке говорит каждый народ (Чуваши на чувашском, армяне на армянском и т. д).

Находят герб и флаг каждой национальности. Воспитатель подводит к выводу, что человек любой национальности может жить в разных местах (В России кроме русского населения есть и другое население, дети называют другие национальнсти, которые знают. У каждой национальности есть свой герб, флаг, язык.)

Рисование «Флаг Чувашии».

Дети рисуют флаг на альбомном листе, соблюдая все пропорции, раскрашивают флаг красками, не выходя за контур.

2. Беседа-исследование «В гостях у Хозяюшки».

Воспитатель сообщает детям, что сегодня они побывают в гостях у Хозяюшки только теперь из Чувашской республики. Хозяюшка встречает гостей показывает картинки чувашского подворья. Рассказывает о жилище чуваш, предметах быта, основном занятии. Спрашивает детей:что им знакомо? Как бы дети назвали показанные предметы?

Показ презентации «Жилище чувашского народа. Основные занятия».

Дети смотрят презентацию, а Хозяюшка рассказывает.

В старину чуваши занимались земледелием. Они сеяли рожь, овёс, ячмень. Держали домашних животных коров, свиней, овец, лошадей. Занимались пчеловодством. Раньше чуваши жили в избах-пюртах, которые отапливались печкой-по-чувашски она называется камаха. В избе вдоль стен были расположены сделанные из досок скамейки-нары, которые использовались как кровати

Посуду чуваши изготавливали из глины и дерева. Национальный костюм для мальчиков состоял из рубашки-кепе, штанов-стел. Чувашские девочки носили платье и передник, на голове у них не платок, а головной убор-сурпан. Чувашские девочки с детства учились шить и вышивать и поэтому становились искусными мастерицами. Чуваши очень любили украшать резьбой мебель, деревянную посуду, ворота. У чувашей есть много сказок, пословиц, поговорок, песен и танцев. Чуваши пели песни во время посиделок, хороводов, гуляний и праздников. Играли на таких инструментах, как волынка, гусли, барабан и гармонь.

Игровая ситуация «Бабушкин сундук».

Дети находят сундук и рассматривают вещи, которые в нём лежат(вещи с национальной вышивкой, предметы национального костюма, предметы быта)

Игра-инсценировка «Кто быстрее поможет хозяйке».

Хозяйка предлагает детям навести порядок в избе и накрыть стол к обеду. Дети ей помогают.

Конкурс «Тепел».

Хозяйка обращает внимание на то, что в крестьянском хозяйстве было много дел и забот. Одни приходились на лето, другие-на зиму; одни были заботой мужской, другие — женской. Начнём нашу игру с определения тех дел, которые традиционно считались женскими.

1 конкурс — дети перечисляют те виды работ, которые они считают традиционно женскими, пользуясь карточками. (огородничество, вышивка, заготовка воды, сбор ягод и грибов, жатва, прядение, приготовление пищи, ткачество, рубка и квашение капусты, шитьё, уход за скотом, воспитание детей, уборка в доме, растопка печи, выпечка хлеба, стирка, вязание и др.)

2 конкурс — «Рубашка».

Дети с помощью карточек составляют цепочку технологии изготовления рубашки. (посев конопли, прополка конопли, отделение семян, вымачивание, сушка конопли, мятие конопли, трёпка конопли, чесание конопли, прядение кудели в нитку, ткание на станках, выбеливание полотна, кройка рубашки, шитьё рубашки, вышивание оберегов на рубашке.

3 конкурс — «Сложи аккуратно рубашку».

Каждая команда складывает аккуратно рубашку, выигрывает тот, кто аккуратнее и быстрее сложит её.

4 конкурс — «Вышивка».

Детям даётся часть узора, они должны его закончить. Используется игра «Закончи узор».

5 конкурс — Посуда».

Дети с помощью карточек отвечают на вопрос: какими видами посуды пользовались чуваши в прошлом? (глиняными, деревянными чашками, ложками, кувшинами, ковшами и т. д.)

6 конкурс — «Вопрос-ответ».

Из чего делали плетёные изделия? (из лыка, лозы, корней)
- Какой вид обуви носили чуваши? (лапти, сапоги, валенки)
- На чём ткали дорожки, покрывала? (на ткацком станке)
- На каких изделиях и предметах выполнялась резьба по дереву? (домашняя посуда, мебель, ворота, игрушки)
- Какие музыкальные инструменты вы знаете? (шапар — волынка, гусли, балалайка, бубен, барабан, свистулька и др.)

Подводятся результаты конкурсов. Победители награждаются эмблемами.

Игра «Благородные поступки».

Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам.) Хозяюшка кидает мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию.

Ч. н. игра «Иголка, нитка, узелок»

Подготовка к игре. Все становятся в круг и берутся за руки. Выделяются и устанавливаются в ряд три игрока: первый иголка, второй нитка и третий узелок, все три на некотором расстоянии от остальных.

Игра. Иголка бежит то в круг, то, из круга, куда хочет. Нитки и узелок следуют только в том направлении и под теми воротами, где пробегала иголка. Если нитка ошиблась направлением, запуталась, или узелок поймал нитку, то игра начинается сначала, и выбираются новая иголка, нитка и узелок.

Правило. Играющие не задерживают и свободно пропускают иголку, нитку и узелок и поднимают руки.

Конструирование «Жилище чувашской семьи» в форме игры «Дом добрых дел».

Дети берут детали конструктора и строят большой дом, приговаривая при этом добрые поступки и дела, которые они совершают, помогая своим родным и близким. В конце рассматривают, какой большой дом мы построили. Сколько добрых дел мы можем сделать!

3. Беседа-исследование «Чувашский национальный костюм».

В гости приходят девочка и мальчик (куклы) в национальных костюмах. Дети рассматривают элементы чувашского костюма и отвечают на вопросы: какие элементы используются в чувашском национальном костюме для мальчиков, для девочек? Что характерно для национального костюма?

Как называются части чувашского костюма?

Дидактическая игра «Одень правильно куклу».

Дети одевают куклу в национальный костюм и называют предметы национального костюма.

Дидактическая игра «Разложи последовательно».

Перед детьми лежат картинки с изображением элементов женского и мужского национального костюма. Дети раскладывают картинки в том порядке в каком одевается одежда, сначала для женщин, а потом для мужчин.

Рассматривание альбома «Орнаменты и вышивка чувашского народа».

Дети рассматривают альбом. Знакомятся с элементами орнамента, основными цветами которые использовали чуваши, а также с определением каждого элемента в орнаменте (полоса-жизненный путь, дорога; крестик-межа, поля, раздел и т. д.)

Дидактическая игра «Закончи узор».

Детям даются образцы с узором и полоски с начатым, но не законченным узором. Дети с помощью вырезанных геометрических фигур должны закончить узор.

Проблемная ситуация «Национальная одежда».

Дети сравнивают национальную одежду русского и чувашского народа, а также отличительные черты каждого орнамента.

Дидактическая игра «Собери картинку».

Детям даётся ряд картинок с изображением различных ремёсел, из которых они выбирают только те, которые относятся к чувашским. Рассказывают об этом ремесле(как называли ремесленника, что он изготавливал, какие орудия труда использовал)

Чувашская народная игра «Луна или солнце (Уйохпа хевель)

Выбирают двух игроков, которые будут капитанами. Они договариваются между собой, кто из них луна, а кто солнце. К ним по одному подходят остальные, стоящие до этого в стороне. Тихо, чтобы другие не слышали, каждый говорит, что он выбирает: луну или солнце. Ему так же тихо говорят, в чью команду он должен встать. Так все делятся на две команды, которые выстраиваются в колонны - игроки за своим капитаном, обхватив стоящего впереди за талию. Команды перетягивают друг друга через черту между ними. Перетягивание проходит весело, эмоционально даже тогда, когда команды оказываются неравными.

Правила игры. Проигравшей считается команда, капитан которой переступил черту при перетягивании.

Дидактическая игра «Найди чувашский орнамент».

Детям даётся ряд картинок с изображением орнаментов русского, армянского, татарского и чувашского народа дети должны выбрать только те, которые относятся к чувашскому орнаменту.

Дидактическая игра «Исправь ошибку».

Национальные куклы одеты неправильно, дети должны одеть их правильно.

Рисование «Чувашский орнамент в полосе».

Дети с помощью гуаши делают фон в полосе, а затем рисуют узор, используя геометрические фигуры (ромбы и треугольники)

4. Показ презентации «Чувашские народные праздники».

Просмотр презентации. Дети высказывают своё мнение об услышанном и увиденном.

Проблемная ситуация «Праздники у разных народов»

Дети сравнивают названия праздников у изученных народов, как праздновали праздники русские, армяне, татары, чуваши, какие обряды происходили, как готовились к праздникам.

«Знакомство с малым фольклором Чувашии»

Дети вспоминают, что относится к малым фольклорным формам. Воспитатель напевает колыбельную: Чуччи-чуччи, чундалай,

Глазки крепко закрывай.
Старый вяз кору припас
Тебе на колыбельку.
Мягкий лён, белый лён
Подарил постельку.
Гибкая рябина
Качалку подарила,
Липа-верёвочку,
Яблоня-крючок.
Чуччи-чуччи, баиньки,
Засыпай, сынок!

Дети отвечают на вопросы. К какому виду фольклора относится этот? Когда пели колыбельную? Какие колыбельные знаете вы?

Воспитатель сообщает, что у каждого народа есть свои приметы, по которым люди определяют какая будет погода или, когда лучше сеять. Знакомит детей с приметами чувашского народа.

Дети, которые умеют читать зачитывают пословицы и поговорки. Делают вывод, зачем народ использовал пословицы и поговорки (с помощью них люди коротко высказывали своё мнение, это мудрые короткие мысли). Дети обсуждают смысл пословиц и поговорок.

Чувашская национальная игра «Кого вам?» («Тили-рам?»)

В игре участвуют две команды. Игроки обеих команд строятся лицом друг к другу на расстоянии 10 — 15 м. Первая команда говорит хором: «Тили-рам, тили-рам?» («Кого вам, кого вам?») Другая команда называет любого игрока из первой команды. Он бежит и старается грудью или плечом прорвать цепь второй команды, взявшейся за руки. Потом команды меняются ролями. После вызовов команды перетягивают друг друга через черту.

Правила игры. Если бегущему удается прорвать цепь другой команды, то он уводит в свою команду одного из двух игроков, между которыми прорвался. Если бегущий не прорвал цепь другой команды, то он сам остается в этой команде. Заранее, до начала игры, устанавливается количество вызовов команд. Победившая команда определяется после перетягивания каната.

Дидактическая игра «Отгадай загадки»

Воспитатель спрашивает детей: зачем пользовались загадками?(чтобы дети росли умными, в них только рассказывается о чём-то, а о чём именно-нужно догадаться самим. Воспитатель загадывает загадки:

Кораллы и агаты нанизаны на шнур. (Бусы)

Одна сторона покрыта лубком, другая монетами. (Шулкеме)

Большая перепёлка собирает весь народ. (Волынка)

У одной мыши 2 хвоста. (Лапти)

Конь железный, хвост льняной. (Иголка с ниткой)

Он толстая, квадратная-оделась в белый халат. (Печка)

Чуть дотронешься, со звуком разобьётся. (Стекло)

В одной рубашке 50 человек, все они в красных шапочках. (Спички)

Чтение чувашской легенды «Легенда о начале хлебопашестве»

Дети слушают легенду. После прослушивания обсуждают главную мысль произведения, характеры главных героев.

Как назывались реки, на берегах которых происходили действия? (Свияга, Сура)
- Чем кормились люди до начала хлебопашества? (Дичью, мёдом)
- Как звали братьев? (Якиш, Велюк)
- Каким был Якиш? (Злым)
- Каким был Велюк? (Добрым)
- Чем занимался Якиш? (Охотой)
- Чем занимался Велюк? (Пчеловодством)
- Из-за чего умер Якиш?
- Что велел сделать Велюку бог Тор?
- Как появился первый хлеб?

Дидактическая игра «Разложи иллюстрации по порядку»

Дети раскладывают иллюстрации к легенде по порядку. С помощью иллюстраций пересказывают легенду.

Рисование по замыслу

Дети с помощью цветных карандашей рисуют понравившийся им эпизод из легенды.

5. Игровая ситуация «Весёлое путешествие».

Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие. С помощью загадки дети определяют вид транспорта, на котором отправятся в путешествие.

Не летит, не жужжит,
Жук по улице бежит.
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Машина)

Игра-имитация «Мы шофёры».

Все дети исполняют роль шофёров, садятся на стульчики, берут в руки руль, делают вид,что едут на машине, имитируя движение машины жестами и звуками.

Дидактическая игра «Вопрос-ответ».

Воспитатель сообщает детям, что они приехали в лес. Дети садятся в круг и рассматривают картинку, отвечают на вопросы.

Что нарисовано по середине поляны? (Дерево)
- Что нарисовано справа от дерева? (Пруд с утками)
- Сколько уток?(4)
- Покажите эту цифру!
- Что нарисовано слева?(Грибы)
- Сколько?(2)
- Покажите цифру 2.!
- Чего не хватает на картине, что бы вы нарисовали?
- А когда ничего нет, пусто, каким числом мы обозначаем?(0)
- Покажите!
- Давайте с помощью счётных палочек построим домик на полянке.
- Сколько счётных палочек вам понадобилось?
- Из каких геометрических фигур состоит ваш домик?

Дидактическая игра «Ручеёк».

Какой ручеёк? (Узкий, короткий)
- Мы можем его перешагнуть? (Дети перешагивают и сразу натыкаются на речку.)
- Что это? (Речка)
- Какие реки протекают в чувашской республике? (Свияга, Сура)
- Какие они? (Широкие, глубокие, длинные)
- Как перейти через речку? (Надо построить мост)

Дети с помощью полосок бумаги выстраивают мост через реку.

Игра-имитация «Кто первый, кто последний».

Дети проходят на цыпочках через мост.

Посмотрите, кто сидит на пеньке? (Ёжик)

Где сидит ёж? (На пеньке)

Он хочет с нами поиграть.

Дидактическая игра «Назови правильно».

Дети должны угадать, куда делся ёжик (ёжик сидит на пеньке, около, за, перед).

Воспитатель сообщает детям, что следы обратно кто-то запутал, предлагает детям расставить всё по местам. Дети выкладывают числовой ряд от 1 до 10 по порядку.

Дидактическая игра «Устрани поломку».

Дети выявляют ошибку в геометрической закономерности. Правильно составляют машину с помощью геометрических фигур, называют эти фигуры.

Воспитатель сообщает, что теперь мы отправимся в путешествие пешком.

Экскурсия в библиотеку филиал №3.

Дети просматривают презентацию, слушают рассказ библиотекаря о прошлом, быте, традициях, обрядах чувашского народа. Просматривают чувашские мультфильмы. Разглядывают и примеряют чувашские украшения.

Создание мини-музея в группе «Чувашская национальная культура».

После экскурсии дети выбирают из «Бабушкиного сундука» предметы, которые относятся к чувашской культуре и выкладывают их на полку, как экспонат(предметы рукоделия, чувашская национальная кукла, альбомы о чувашском народе и т. д.)

Ситуативный разговор «Чувашская национальная кухня»

Дети рассматривают кулинарную книгу. Рассказывают о своих любимых блюдах.

По одной из гипотез чуваши являются потомками болгар. Также и сами чуваши считают, что их далекими предками были булгары и сувары, которые когда-то населяли Булгарию.

Другая гипотеза гласит, что данная народность принадлежит к объединениям савиров, которые в далекие времена откочевали на северные земли из-за того, что отказались от общепринятого ислама. Во времена Казанского ханства предки чувашей входили в его состав, но были достаточно самостоятельным народом.

Культура и быт чувашского народа

Основной хозяйственной деятельностью чувашей было оседлое земледелие. Историки отмечают, что этот народ преуспел в земельном деле намного больше, чем русские и татары. Это объясняется тем, что чуваши жили в небольших деревнях, поблизости которых не было городов. Поэтому работа с землей была единственным источником пропитания. В таких деревнях просто не было возможности отлынивать от работы, тем более что земли были плодородны. Но даже они не могли насытить все деревни и избавить людей от голода. Основными взращиваемыми культурами были: рожь, полба, овес, ячмень, пшеница, гречиха и горох. Также здесь выращивался лен и конопля. Для работы с сельским хозяйством чуваши использовали сохи, косули, серпы, цепы и другие приспособления.

В давние времена, чуваши жили в меленьких деревнях и поселениях. Чаще всего они воздвигались в речных долинах, рядом с озерами. Дома в деревушках выстраивались в ряд или кучевым способом. Традиционной избой была постройка пурт, которая ставилась в центре двора. Также встречались избы под названием лась. В чувашских поселениях они играли роль летней кухни.

Национальным костюмом были одежды типичные для многих поволжских народов. Женщины носили туникообразные рубахи, которые украшались вышивкой и различными подвесками. И женщины и мужчины поверх рубахи надевали шупар, кафтанообразную накидку. Женщины покрывали головы платками, а девушки носили шлемообразный головной убор - тухъю. Верхней одеждой служил холщевый кафтан - шупар. В осенний период чуваши одевались в более теплый сахман - поддевку из сукна. А зимой все носили приталенные овчинные шубы - кёрёки.

Традиции и обычаи чувашского народа

Чувашский народ бережно относится к обычаям и традициям своих предков. Как в древности, так и сегодня народы Чувашии проводят старинные праздники и обряды.

Одним из таких праздников является Улах. В вечернее время молодежь собирается на вечернее собрание, которое устраивают девушки, когда их родителей нет дома. Хозяйка с подругами садились в круг и занимались рукоделием, а в это время парни усаживались между ними, наблюдали за происходящим. Они пели песни под музыку гармониста, танцевали и веселились. Изначально целью таких встреч был поиск невесты.

Другим национальным обычаем является Саварни, праздник проводов зимы. Этот праздник сопровождается весельем, песнями, плясками. Люди наряжают чучело, как символ уходящей зимы. Также в Чувашии принято в этот день наряжать и лошадей, запрягать их в праздничные сани и катать детей.

Праздник Манкун - это чувашская Пасха. Этот праздник является самым чистым и светлым праздником для народа. Перед Манкуном женщины убирают в своих избах, а мужчины прибирают во дворе и за двором. К празднику готовятся, наполняют полные бочки пива, пекут пироги, красят яйца и готовят национальные блюда. Манкун длится семь дней, которые сопровождаются весельем, играми, песнями и танцами. Перед чувашской Пасхой на каждой улице ставились качели, на которых катались не только дети, но и взрослые.

(Картина Ю.А. Зайцева "Акатуй" 1934-35 гг. )

К праздникам, связанным с земледелием относятся: Акатуй, Синсе, Симек, Питрав и Пукрав. Они связаны с началом и окончанием посевного сезона, со сбором урожая и приходом зимы.

Традиционным праздником чувашей является Сурхури. В этот день девушки гадали - ловили в темноте овец, чтобы повязать им веревочку на шею. А утром приходили посмотреть на цвет этой овцы, если она была белой, то у суженого или суженой будут светлые волосы и наоборот. А если овца будет пестрой, то пара не будут отличаться особой красотой. В разных районах Сурхури отмечается в разные дни - где-то перед Рождеством, где-то в Новый год, а некоторые празднуют в ночь под Крещенье.

Самая древняя наука на Земле - наука о воспитании детей. Этнопедагогика- народная наука о воспитании детей. Она существовала у всех народов нашей планеты, без нее не смог бы выжить и сохраниться ни один народ. Первым исследователем, разработавшим и выделившим этнопедагогику как науку, был чувашский ученый Волков Геннадий Никандрович.

Зичe пил. В чувашской культуре существует понятие зичe пил - семь благословений. Считалось, что если человек соответствует этим семи благословениям, то это совершенный, воспитанный человек. В разных преданиях и записях встречаются разные упоминания о зичe пил. Так, например, в чувашских преданиях об Улгп говорится о семи причинах счастья человека: здоровье, любви, хорошей семье, детях, образованности, умении работать, родине.

И. Я. Яковлев в своем «Духовном завещании чувашскому народу» упоминает дружбу и согласие, любовь к родине, хорошую семью и трезвую жизнь, уступчивость, трудолюбие, честность, скромность.

В чувашских народных пожеланиях маленьким детям говорится: «Сахалпупле, нумайитле, юлхав ан пул, зынран ан кул, шятсгмахнезeкле, пузнапипг ан зeкле». (Говори мало, больше слушай, ленивым не будь, над людьми не насмехайся, шутливое слово принимай, голову не задирай.)

Такие благопожелания встречаются у многих народов. У христиан имеется десять заповедей, в которых упоминаются требования: не убивай, почитай отца и мать, не желай богатств твоего соседа, уважай свою жену, мужа, не лги. По правилам мусульман, каждый обязан помогать бедным и не должен употреблять спиртные напитки. В буддизме существуют запреты на убийство, воровство, ложь, разврат, пьянство.

Виды воспитания.

В чувашскойэтнопедагогике можно выделить семь видов воспитания, как семь благопожеланий, чтобы вырастить ребенка достойным и счастливым человеком.

1. Трудовое. Это воспитание давало ребенку умение и привычку к труду, знание многих ремесел, отвращение к лени и безделью.

2. Нравственное. Оно развивало в детях желание быть справедливым и добрым, уважать старость, беречь семью, уметь дружить; воспитывало патриотизм - любовь к Родине и народу, уважение к своим и чужим традициям, языкам.

3. Умственное. Это воспитание развивало в детях ум, память, учило их размышлять, давало разные знания, обучало грамоте.

4. Эстетическое. Уметь видеть и создавать красоту - цель этого воспитания.

5. Физическое. Воспитывало ребенка здоровым и приучало беречь свое здоровье, развивало силу и смелость.

6. Экономическое. Это воспитание давало детям умение беречь вещи, труд людей и природу; приучало быть неприхотливыми.

7. Этическое. Воспитывало в детях умение вести себя в обществе, общаться с людьми; давало возможность обладать правильной и красивой речью, быть скромным, а также прививало отвращение к пьянству.

Трудовое воспитание. Самым важным воспитанием чуваши считали трудовое. Только на его основе можно было дать все остальные виды воспитания. Ленивый человек не станет трудиться, чтобы помочь кому-нибудь. Только трудом можно решить сложную задачу. Чтобы сделать что-то красивое - надо потрудиться. Самый лучший способ развития мышц - физический труд.

Чувашский ребенок уже с 5-6 лет начинал трудиться - помогать своей семье.

По записям Г. Н. Волкова, в 50-х годах прошлого века чувашские ученые опросили старых людей 80-90 лет и узнали, какую работу они могли выполнять в 10-12 лет.

Наши предки считали, что человеку нужно не просто любить труд, а иметь привычку, потребность трудиться, не проводить время впустую. Даже понятие «свободное время» в чувашском языке переводится не как «ирeклeвгхгт» (ирeк- свобода), а как «пушвгхгт» - пустое время.

Свою трудовую школу маленький чуваш начинал рядом с отцом-матерью, бабушкой-дедушкой. Сначала он просто подавал инструменты и наблюдал за работой, потом ему доверяли «закончить» работу, например, отрезать нитку на шитье, до конца забить гвоздь. Подрастая, ребенок тянулся к более сложной работе и так постепенно учился всем ремеслам, которые знали его родители.

С раннего возраста каждому ребенку выделяли свои особые грядки, которые он сам поливал, полол, соревнуясь с братьями и сестрами. Осенью сравнивали полученный урожай. Были у детей и «свои» животные-детеныши, за которыми они сами ухаживали.

Так постепенно, посильным трудом дети входили в рабочую жизнь семьи. Хотя слова «труд» и «трудно» очень похожи, но труд на благо семьи приносил много радости.

Любовь к труду у маленьких чувашей проявлялась с ранних лет, и иногда они, подражая взрослым, могли перестараться в своем усердии и «потрудиться» не так, как надо. Например, взять и выкопать поздний сорт картошки раньше времени, недозревшим, да умудриться спустить его в подпол. Тут взрослые не знали, что делать, то ли хвалить, то ли ругать таких «работничков». Но, конечно, дети были серьезными и важными помощниками во всех делах семьи. Старинные традиции трудового воспитания до сих пор сохраняются во многих чувашских семьях.

Нравственное воспитание. Как приучить ребенка всегда поступать так, чтобы не навредить ни людям, ни себе? Маленький ребенок, появившись на свет, не знает, как надо жить, не знает, что такое хорошо, а что такое плохо. В древности у людей не было телевизоров, Интернета, разных журналов и видеофильмов. И маленький человек рос, наблюдая за окружающими его людьми и за природой. Он подражал и учился всему у своих родителей, бабушек-дедушек, родственников, соседей. И постепенно понимал, что всё на земле живет и трудится, что люди стремятся помогать друг другу, что человек тоскует без родины и что у всего на свете есть свой родной язык, и что ни одно живое существо не обходится без семьи и детенышей. Так маленький чуваш и получал нравственное воспитание.

Умственное воспитание. В древности у чувашских детей не было школьных зданий, специальных учебников, учителей. Но деревенская жизнь, вся окружающая природа, сами взрослые давали детям разные знания, развивали в них ум, память.

Особенно много знали дети о природе - растениях, насекомых, птицах, зверях, камнях, реках, облаках, почве и т. п. Ведь они изучали их не по «мертвым картинкам» в книгах, а вживую.

Вообще загадкам в умственном воспитании детей отводилась особая роль. Они приучали видеть предметы и явления с необычной стороны и развивали абстрактное мышление.

Современный ребенок обычно играет с игрушками, которые ему уже кто-то сделал, или делает игрушки из готовых деталей, например конструктора. В древности дети не только сами изготавливали, но и сами находили и выбирали материал для игрушек. Такие действия очень развивают мышление, ведь в «природном конструкторе» куда больше разных деталей, чем в пластмассовом.

Если селения разных этносов находились рядом, то обычно уже 5-6-летние дети свободно говорили на 2-3 языках, например чувашском, марийском, татарском, русском. Известно, что полноценное владение несколькими языками очень влияет на развитие мышления.

Детям постарше задавали специальные математические задачи, причем их решали в уме или палочкой рисуя схему на песке. Очень многие такие задачи приходилось решать во время построек или ремонта зданий, заборов и т. п.

Эстетическое воспитание. Многие исследователи отмечали высокий художественный вкус чувашских изделий.

Помимо всех умений каждую девочку обучали вышивке, а мальчика - резьбе по дереву. Из всех сохранившихся образцов чувашской вышивки (а их несколько сот) нет двух одинаковых. И среди всех резных ковшов нет копий.

Каждая чувашская женщина была настоящим художником. Каждый мужчина-чуваш владел художественным ремеслом.

Музыкальное воспитание детей было одним из первых воспитаний и начиналось с самого раннего детства. Музыка и песни окружали ребенка со всех сторон и в играх, и в труде. Сначала он пел и танцевал, подражая взрослым, а потом сам слагал стихи и придумывал музыку. Каждый чувашский ребенок умел петь, танцевать и играть на музыкальных инструментах. Каждый взрослый чуваш был поэтом-песняром и умел танцевать. По сравнению с современными детьми чувашские дети получали полноценное эстетическое воспитание.

Физическое воспитание. Многие дети в прошлом были физически гораздо сильнее, чем их современные сверстники.

Дети часто занимались физическим трудом, играли на свежем воздухе, не ели сахар и конфеты, обязательно пили молоко, и, самое главное - у них не было телевизора, который заставляет современного человека долго сидеть неподвижно.

Очень многие детские игры были настоящим спортом - бег наперегонки (особенно по пересеченной местности), метание, прыжки в длину и высоту, игры с мячом, катание на лыжах, деревянных коньках (тгркгч).

Для своих детей чуваши изготавливали специальные маленькие музыкальные инструменты: скрипки, гусли, свирели и т. п.

Маленьких детей от рождения и до того, как ребенок начинал ходить, каждый день купали. Дети постарше все лето проводили на природе, купались в речке или пруду, но только в определенных неопасных местах. Мальчики и девочки - отдельно, потому что купались голышом, и это было гораздо полезнее, чем потом бегать в мокрой одежде. В теплое время года дети ходили босиком. Все это было настоящим закаливанием.

Самым лучшим способом физического воспитания был труд. Чувашские дети копали грядки, подметали двор, носили воду (в маленьких ведрах), рубили ветки, залезали на сеновал за сеном, поливали овощи и т. д.

Экономическое воспитание. Чувашский ребенок с раннего возраста начинал участвовать в работе. И он видел, с каким трудом появляются вещи и еда, поэтому относился ко всему этому бережно. Дети обычно донашивали старую одежду братьев и сестер. Рваные и сломанные вещи обязательно ремонтировались.

Чуваши всегда старались иметь хороший запас продуктов, при этом питались без излишеств. Можно сказать, что экономическое воспитание дети получали, беря пример со взрослых.

Те дети, чьи родители занимались торговлей или что-то изготовляли на продажу, помогали им и с раннего возраста начинали заниматься предпринимательством. Известно, что первый чувашский купец и бизнесмен П. Е. Ефремов с детства помогал отцу торговать зерном и подписывал за него необходимые документы.

Вообще чувашский язык действительно считается очень мягким, в нем нет грубых ругательств и нецензурных слов.

Очень важным считалось умение вести себя в обществе. И к этому детей приучали заранее. К людям старше себя требовалось обращаться с почтением, а к младшим - ласково, но в любом случае вежливо.

Многие исследователи отзывались о чувашских детях, как о спокойных, сдержанных, скромных и вежливых.

2.3. Традиционные семейные отношения чуваш

Безусловно, чувашское родоведение и его источниковедение имеет свои особенности, диктуемые национальной самобытностью чуваш. Эти особенности важно знать и иметь в виду при изучении чуваш как народа.

По представлениям древних чувашей, каждый человек обязательно должен был сделать два важных дела в своей жизни: поухаживать за стариками-родителями и достойно проводить их в «другой мир», вырастить детей достойными людьми и оставить их после себя. Вся жизнь человека проходила в семье, и для любого человека одной из главных целей в жизни было благополучие его семьи, его родителей, его детей .

Особым почетом в чувашской семье пользовались родители.

Старинная чувашская семья (кил - йыш) обычно состояла из трех поколений: дедушки-бабушки, отца-матери, детей. В чувашских семьях к старикам-родителям и к отцу-матери относились с любовью и уважением, Это очень хорошо просматривается в чувашских народных песнях, в которых чаще всего рассказывается не о любви мужчины и женщины (как в очень многих современных песнях), а о любви к своим родителям, родственникам, к своей родине. В некоторых песнях рассказывается о чувствах взрослого человека, переживающего потерю своих родителей. С особой любовью и почетом относились к матери. Слово «амăш» переводится как «мать», но для своей родной матери у чувашей есть особые слова «анне, апи», произнося эти слова, чуваш говорит только о своей маме. Анне, апи, атăш — для чувашей понятие священное. Эти слова никогда не использовали в бранной речи или в насмешках.

О чувстве долга перед матерью чуваши говорили: «Ежедневно угощай мать блинами, испеченными на своей ладони, - и то не отплатишь ей добром за добро, трудом за труды». Древние чуваши считали, что самое страшное проклятье - материнское, и оно обязательно сбудется.

Жена и муж в чувашской семье. В старинных чувашских семьях жена была равноправна с мужем, и не было обычаев, унижающих женщину. Муж и жена уважали друг друга, разводы были большой редкостью.
О положении жены и мужа в чувашской семье старики говорили: «Хĕрарăм - кил турри, арçын - кил патши. Женщина - божество в доме, мужчина - царь в доме».

Если в чувашской семье не было сыновей, то отцу помогала старшая дочь, если в семье не было дочерей, то матери помогал младший сын. Всякий труд почитался: хоть женский, хоть мужской. И при необходимости женщина могла взяться за мужской труд и мужчина мог выполнять домашние обязанности. И ни один труд не считался важнее другого.

Дети в чувашской семье. Главной целью семьи было воспитание детей. Радовались любому ребенку - и мальчику, и девочке. Во всех чувашских молитвах, когда просят божества дать много детей, упомиыают ывăл-хĕр — сыновей-дочерей. Желание иметь больше мальчиков, а не девочек появилось позднее, когда землю стали распределять по количеству мужчин в семье (в XVIII веке). Вырастить дочь или несколько дочерей, настоящих невест, было престижно. Ведь по традициям в женский костюм входило много дорогих серебряных украшений. И только в трудолюбивой и богатой семье можно было снабдить невесту достойным приданым.

Об особом отношении к детям говорит и то, что после рождения первого ребенка муж и жена начинали обращаться друг к другу не упăшка и арăм (муж и жена), а ашшĕ и амăшĕ (отец и мать). И соседи начинали называть родителей по имени их первого ребенка, например, «Таливан амăшĕ - мать Таливана», «Атнепи ашшĕ - отец Атнепи».

В чувашских селениях никогда не было брошенных детей. Сирот забирали к себе родственники или соседи и растили их как своих собственных детей. И. Я. Яковлев в своих записях вспоминает: «Семью Пахомовых я считаю моей родной. К этой семье до сих пор я храню самые родственные теплые чувства. В семье этой меня не обижали, относились как к родному ребенку. Я долго не знал о том, что семья Пахомовых мне чужая. Только когда мне исполнилось лет 17 … я узнал, что это не родная мне семья». В этих же записях Иван Яковлевич упоминает, что его очень любили.

Одними из самых важных воспитателей детей были бабушки и дедушки. Как и у многих народов, девушка, выходя замуж, переезжала в дом к мужу. Поэтому обычно дети жили в семье с матерью, отцом и его родителями — с асатте и асанне. Сами эти слова показывают, как важны были для детей бабушки-дедушки. Асанне (аслă анне) в дословном переводе - старшая мать, асатте (аслă атте) - старший отец. Мать и отец были заняты на работах, им помогали старшие дети, а младшие дети, начиная с 2-3 лет больше времени проводили с асатте и асанне. Но и родители матери не забывали своих внуков, дети часто гостили у кукамай и кукаçи.

Все важные проблемы в семье решали, советуясь друг с другом, обязательно прислушивались к мнению стариков. Всеми делами в доме могла руководить старшая женщина, а вопросы вне дома обычно решал старший мужчина.

Самым важным воспитанием чуваши считали трудовое. Только на его основе можно было дать все остальные виды воспитания. Ленивый человек не станет трудиться, чтобы помочь кому-нибудь. Только трудом можно решить сложную задачу. Чтобы сделать что-то красивое — надо потрудиться. Самый лучший способ развития мышц — физический труд.

Чувашский ребенок уже с 5—6 лет начинал трудиться — помогать своей семье. По записям Г. Н. Волкова, в 50-х годах прошлого века чувашские ученые опросили старых людей 80—90 лет и узнали, какую работу они могли выполнять в 10—12 лет. Пожилые мужчины назвали 100—110 видов труда (например, колоть дрова, вить веревки, плести лапти, корзины, ремонтировать кожаную обувь, ухаживать за скотом, косить, жать, складывать стога, запрягать лошадь, пахать, боронить и т. д.), пожилые женщины — 120—130 видов (растапливать печь, варить еду, мыть посуду, убирать дом, ухаживать за маленькими детьми, прясть, ткать, шить, стирать, доить коров, косить, жать, полоть сорняки и т. п.).

Предки чуваш считали, что человеку нужно не просто любить труд, а иметь привычку, потребность трудиться, не проводить время впустую. Даже понятие «свободное время» в чувашском языке переводится не как «ирĕклĕ вăхăт» (ирĕк — свобода), а как «пуш вăхăт» — пустое время .

Свою трудовую школу маленький чуваш начинал рядом с отцом-матерью, бабушкой-дедушкой. Сначала он просто подавал инструменты и наблюдал за работой, потом ему доверяли «закончить» работу, например, отрезать нитку на шитье, до конца забить гвоздь. Подрастая, ребенок тянулся к более сложной работе и так постепенно учился всем ремеслам, которые знали его родители.

С раннего возраста каждому ребенку выделяли свои особые грядки, которые он сам поливал, полол, соревнуясь с братьями и сестрами. Осенью сравнивали полученный урожай. Были у детей и «свои» животные-детеныши, за которыми они сами ухаживали.

Так постепенно, посильным трудом дети входили в рабочую жизнь семьи. Хотя слова «труд» и «трудно» очень похожи, но труд на благо семьи приносил много радости.

Любовь к труду у маленьких чувашей проявлялась с ранних лет, и иногда они, подражая взрослым, могли перестараться в своем усердии и «потрудиться» не так, как надо. Например, взять и выкопать поздний сорт картошки раньше времени, недозревшим, да умудриться спустить его в подпол. Тут взрослые не знали, что делать, то ли хвалить, то ли ругать таких «работничков». Но, конечно, дети были серьезными и важными помощниками во всех делах семьи. Старинные традиции трудового воспитания до сих пор сохраняются во многих чувашских семьях.

Нравственное воспитание. Как приучить ребенка всегда поступать так, чтобы не навредить ни людям, ни себе? Маленький ребенок, появившись на свет, не знает, как надо жить, не знает, что такое хорошо, а что такое плохо. В древности у людей не было телевизоров, Интернета, разных журналов и видеофильмов. И маленький человек рос, наблюдая за окружающими его людьми и за природой. Он подражал и учился всему у своих родителей, бабушек-дедушек, родственников, соседей. А также смотрел на солнце, звезды, домашних и лесных животных, следил, как растут травы и вьют гнезда птиц и постепенно понимал, что всё на земле живет и трудится, что люди стремятся помогать друг другу, что человек тоскует без родины и что у всего на свете есть свой родной язык, и что ни одно живое существо не обходится без семьи и детенышей. Так маленький чуваш и получал нравственное воспитание.

После христианизации чувашей постепенно исчез обычай многоженства и левирата. Большие неразделённые семьи уже в 18 веке были редки. Основным типом семьи во 2-й половине 19 века стала малая семья. Мужчина являлся основным владельцем семейного имущества, жена владела своим приданым, самостоятельно распоряжалась доходами от птицеводства (яйцами), животноводства (молочными продуктами) и ткачества (холсты), в случае смерти мужа становилась главой семьи. Дочь имела право наследования наряду с братьями. Девушка готовила приданое с 12-13 лет. В хозяйственных интересах поощрялись ранняя женитьба сына и относительно позднее замужество дочери (поэтому часто невеста была на несколько лет старше жениха). Размеры современной семьи у чувашей в среднем больше, чем у русских (3,1 чел.). Сохраняется традиция минората (младший сын остаётся с родителями как наследник) .

Свадьба продолжалась 4-5 дней, проходила в домах невесты и жениха, а также одного из родственников-покровителей новой семьи (хайматлах). Основные её элементы: обращение старшего дружки с приветственным монологом к родителям невесты, выкуп ворот (символическая плата за въезд во двор невесты), плач невесты, переезд невесты в дом жениха. Первую брачную ночь молодые проводили в клети или другом нежилом помещении, где по обычаю молодая разувала мужа. Во второй день свадьбы совершался ряд обрядов (хождение новобрачной за водой, проверка её хозяйственных способностей). Последний день завершался обрядом снятия покрывала (пёркенчёк) с молодой. После свадьбы происходило посещение молодыми родственников мужа (сен сын кёртни) и новобрачной родительского дома (сурпан сари - буквально показ сурпана). Церковное венчание могло быть как до, так и после свадьбы, нередко спустя значительное время. Известны браки с похищением невесты (с её согласия или насильно). В конце 19 в. существовали различия в свадебных обрядах различных групп чувашей. У вирьял обряды стали упрощаться быстрее, чем у низовых чувашей. В 20 в. сохранились основные элементы традиционной свадьбы: поезд жениха, пир в доме невесты, ее увоз, пир в доме жениха - сочетающиеся с современными обрядами; часть обрядов исчезла (плач невесты, смена головного убора), другие приобрели игровой характер (выкуп приданого и др.) .

Чуваши: этническая история и традиционная культура / Афторы-сост.: В.П. Иванов, В.В. Николаев, В.Д. Димитриев. М.: Издательство ДИК, 2000.96 с.: ил., карт.)

Каховский, В.Д. Происхождение чувашского народа. - 3-е изд., перераб.- Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2003. - 463 с.

Данилов, В.Д. Павлов Б.И. История Чувашии (с древнейших времен до конца XX века): Учеб. пособие. - Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 2003. - 304 с.

Матвеев, А.Г. Мифы, традиции и обряды чувашей. Конспект лекций. Чуваш. ун-т. Чебоксары, 2002. 44 с.