Что стало с иудой после смерти иисуса. Иуда - это кто? Как Иуда Искариот предал Христа? Все нечестивцы будут духовно ослеплены

Библейские истории - самая изученная часть мировой литературы, тем не менее они продолжают привлекать к себе внимание и вызывают горячие споры. Герой нашего обзора - Искариот, предавший Искариота как синоним предательства и лицемерия давно стало нарицательным, но справедливо ли данное обвинение? Спросите любого христианина: «Иуда - это кто?» Вам ответят: «Это человек, виновный в мученической смерти Христа».

Имя - не приговор

К тому, что Иуда - мы давно привыкли. Личность данного персонажа одиозна и бесспорна. Что касается имени, то Иуда - это очень распространённое еврейское имя, и в наши дни им часто нарекают сыновей. В переводе с иврита оно означает «хвала Господу». Среди последователей Христа есть несколько человек с этим именем, следовательно, ассоциировать его с вероломством, по меньшей мере, бестактно.

История Иуды в Новом Завете

В история о том, как Иуда Искариот предал Христа, представлена предельно просто. Тёмной ночью в Гефсиманском саду он указал на Него слугам первосвященников, получил за это тридцать серебряных монет, а когда осознал весь ужас содеянного, не выдержал терзаний совести и удавился.

Для повествования о периоде земной жизни Спасителя иерархи христианской церкви отобрали только четыре сочинения, авторами которых были Лука, Матфей, Иоанн и Марк.

Первым в Библии стоит Евангелие, приписываемое одному из двенадцати ближайших учеников Христа - мытарю Матфею.

Марк был одним из семидесяти апостолов, и его Евангелие относится к середине первого века. Лука не был среди учеников Христа, но, предположительно, жил в одно с Ним время. Его Евангелие относят ко второй половине первого века.

Последним идёт Евангелие Иоанна. Оно было написано позднее других, но содержит сведения, отсутствующие в первых трёх, из него же мы узнаём больше всего информации о герое нашего повествования, апостоле по имени Иуда. Это сочинение, как и предыдущие, было отобрано Отцами Церкви из более чем тридцати других Евангелий. Непризнанные тексты стали называть апокрифами.

Все четыре Книги можно назвать притчами, или воспоминаниями неизвестных авторов, так как доподлинно не установлено, ни кто их написал, ни когда это было сделано. Авторство Марка, Матфея, Иоанна и Луки исследователи ставят под сомнение. Фактом же является то, что Евангелий было не менее тридцати, но их не стали включать в каноническое Собрание Священного Писания. Предполагается, что часть их была уничтожена во времена становления христианской религии, а другие хранятся в строгой секретности. В трудах иерархов христианской церкви встречаются упоминания о них, в частности у Иринея Лионского и Епифания Кипрского, живших во втором-третьем веках, говорится о Евангелии Иуды.

Причина неприятия апокрифических Евангелий - гностицизм их авторов

Ириней Лионский - знаменитый апологет, то есть защитник и во многом основатель зарождающегося христианского вероучения. Ему принадлежит установление самых основных догматов христианства, как-то: учение о Святой Троице, а также примат Папы Римского как преемника апостола Петра.

Он высказал следующее мнение относительно личности Иуды Искариота: Иуда - это человек, придерживавшийся ортодоксальных взглядов на веру в Бога. Искариот, как считал Ириней Лионский, боялся, что с благословения Христа вера и установления отцов, то есть Законы Моисея, будет упразднены, поэтому и стал соучастником ареста Учителя. Из лишь Иуда был родом из Иудеи, по этой причине предполагается, что он исповедовал веру евреев. Остальные апостолы - галилеяне.

Авторитет личности Иринея Лионского не вызывает сомнений. В его сочинениях есть критика в адрес сочинений о Христе, бытовавших в то время. В «Опровержении ересей» (175-185 гг.) он пишет и о Евангелии Иуды как о гностическом произведении, то есть таком, которое не может быть признано Церковью. Гностицизм - это способ познания, основанный на фактах и реальных доказательствах, а вера - явление из разряда непознаваемых. Церковь требует повиновения без аналитических размышлений, то есть агностического отношения к себе, к таинствам и к Самому Богу, ибо Бог априори непознаваем.

Сенсационный документ

В 1978 году во время раскопок в Египте было обнаружено захоронение, где среди прочего находился папирусный свиток с текстом, подписанным как «Евангелие Иуды». Подлинность документа не подлежит сомнению. Все возможные исследования, в том числе текстологический и радиоуглеродный методы, выдали заключение, что документ написан в период с третьего по четвёртый век нашей эры. Исходя из приведённых выше фактов, сделан вывод, что найденный документ является списком с того Евангелия Иуды, о котором пишет Ириней Лионский. Конечно, его автор - не ученик Христа апостол Иуда Искариот, а некий другой Иуда, хорошо знавший историю Сына Господня. В этом Евангелии более ярко представлена личность Иуды Искариота. Некоторые события, присутствующие в канонических Евангелиях, в этом манускрипте дополнены подробностями.

Новые факты

По найденному тексту выходит, что апостол Иуда Искариот - святой человек, а отнюдь не негодяй, втёршийся в доверие к Мессии с целью обогатиться или прославиться. Он был любим Христом и предан ему едва ли не больше, чем другие ученики. Именно Иуде Христос открыл все тайны Неба. В «Евангелии Иуды», например, написано, что людей сотворил не Сам Господь Бог, а дух Саклас, помощник падшего ангела, имеющий грозный огненный облик, осквернённый кровью. Такое откровение противоречило основным доктринам, которые согласовывались с мнением Отцов христианской Церкви. К сожалению, путь уникального документа, прежде чем он попал в бережные руки учёных, был слишком длинен и тернист. Большая часть папируса оказалась разрушенной.

Миф об Иуде - это грубая инсинуация

Становление христианства - поистине тайна за семью печатями. Постоянная жесточайшая борьба с ересью не красит основателей мировой религии. Что такое ересь в понимании священников? Это мнение, противоречащее мнению тех, у кого власть и сила, а в те времена власть и сила были в руках папства.

Первые изображения Иуды были сделаны по заказу церковных чиновников для украшения храмов. Именно они диктовали, как должен выглядеть Иуда Искариот. Фотографии фресок Джотто ди Бондоне и Чимабуэ, изображающие поцелуй Иуды, представлены в статье. Иуда на них выглядит низким, ничтожным и отвратительнейшим типом, олицетворением всех самых гнусных проявлений человеческой личности. Но можно ли представить себе такого человека в числе ближайших друзей Спасителя?

Иуда изгонял бесов и исцелял больных

Мы хорошо знаем, что Иисус Христос исцелял больных, воскрешал мёртвых, изгонял бесов. В канонических Евангелиях сказано, что этому же Он научил и Своих учеников (Иуда Искариот - не исключение) и велел им помогать всем нуждающимся и не брать за это никаких подношений. Бесы боялись Христа и при Его появлении покидали тела мучимых ими людей. Как получилось, что демоны жадности, лицемерия, предательства и прочих пороков поработили Иуду, если он постоянно находился подле Учителя?

Первые сомнения

Вопрос: «Иуда - это кто: вероломный предатель или самый первый христианский святой, ожидающий реабилитации?» задают себе миллионы людей на протяжении всей истории христианства. Но если в Средние века за озвучивание этого вопроса неминуемо полагалось аутодафе, то в наши дни мы получили возможность добраться до истины.

В 1905-1908 гг. в «Богословском Вестнике» вышел цикл статей профессора Московской духовной академии, православного богослова Муретова Митрофана Дмитриевича. Назывались они «Иуда предатель».

В них профессор высказал сомнения, что Иуда, веря в божественность Иисуса, мог Его предать. Ведь даже в канонических Евангелиях нет полного согласия относительно сребролюбия апостола. История о тридцати сребрениках выглядит неубедительно как с точки зрения количества денег, так и с точки зрения сребролюбия апостола - слишком уж легко он с ними расстался. Если бы тяга к деньгам было его пороком, то другие ученики Христа вряд ли доверили бы ему распоряжаться казной. Имея в своих руках деньги общины, Иуда мог забрать их и уйти от товарищей. А что такое тридцать сребреников, полученных им от первосвященников? Это много или мало? Если много, то почему жадный Иуда не ушёл с ними, а если мало, то зачем он вообще взял их? Муретов уверен, что сребролюбие не было главным побудительным мотивом действий Иуды. Вероятнее всего, считает профессор, Иуда мог предать своего Учителя по причине разочарования в Его Учении.

Австрийский философ и психолог Франц Брентано (1838-1917 гг.), независимо от Муретова, высказал аналогичное суждение.

Хорхе Луис Борхес и в действиях Иуды видели самопожертвование и подчинение воле Бога.

Приход Мессии по Ветхому Завету

В Ветхом Завете есть пророчества, рассказывающие о том, каким будет пришествие Мессии - Он будет отвергнут священничеством, предан за тридцать монет, распят, воскрешён, а потом Его именем возникнет новая Церковь.

Кто-то должен был передать Сына Бога в руки фарисеев за тридцать монет. Этим человеком стал Иуда Искариот. Он знал Писания и не мог не понимать, что делает. Совершив заповеданное Богом и запечатлённое пророками в книгах Ветхого Завета, Иуда совершил большой подвиг. Вполне возможно, что он заранее обсудил предстоящее с Господом, и поцелуй - это не только знак слугам первосвященников, но и прощание с Учителем.

Будучи самым близким и доверенным учеником Христа, Иуда взял на себя миссию быть тем, чьё имя будет навеки проклято. Получается, что Евангелие демонстрирует нам два жертвоприношения - Господь послал к людям Своего Сына, дабы Он принял на Себя грехи человечества и смыл их Своей кровью, а Иуда принёс себя в жертву Господу, дабы исполнилось речённое через ветхозаветных пророков. Кто-то ведь должен был выполнить эту миссию!

Любой верующий скажет, что, исповедуя веру в Триединого Бога, невозможно представить человека, почувствовавшего на себе Благодать Господа и оставшегося не преображённым. Иуда - человек, а не падший ангел или демон, поэтому он и не мог быть злосчастным исключением.

История Христа и Иуды в исламе. Основание христианской Церкви

В Коране история Иисуса Христа представлена иначе, чем в канонических Евангелиях. Там нет распятия Сына Божия. Главная книга мусульман утверждает, что облик Иисуса принял некто другой. Этот некто и был казнён вместо Господа. В средневековых изданиях сказано, что облик Иисуса принял Иуда. В одном из апокрифов есть история, в которой фигурирует будущий апостол Иуда Искариот. Биография его, если верить данному свидетельству, с детства была переплетена с жизнью Христа.

Маленький Иуда был очень болен и, когда к нему подошёл Иисус, мальчик укусил его в бок, в тот самый бок, который впоследствии пронзил копьём один из воинов, охранявших распятых на крестах.

Ислам считает Христа пророком, чьё учение было искажено. Это очень похоже на правду, но Господь Иисус предвидел такое положение вещей. Однажды Он сказал своему ученику Симону: «Ты - Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её…» Мы знаем, что Пётр три раза отрекся от Иисуса Христа, по сути дела, три раза предал Его. Почему для основания Своей Церкви Он выбрал именно этого человека? Кто больший предатель - Иуда или Пётр, который своим словом мог спасти Исуса, но трижды отказался это сделать?

Евангелие Иуды не может лишить истинных верующих любви к Иисусу Христу

Верующим людям, испытавшим на себе Благодать Господа Иисуса Христа, трудно принять, что Христос не был распят. Можно ли поклоняться кресту, если открываются факты, противоречащие записанным в четырёх Евангелиях? Как относиться к таинству Евхаристии, во время которого верующие вкушают Тело и Кровь Господа, принявшего мученическую смерть на кресте во имя спасения людей, если не было мучительной смерти Спасителя на кресте?

«Блаженны невидевшие и уверовавшие», - сказал Иисус Христос.

Верующие в Господа Иисуса Христа знают, что Он реален, что Он слышит их и откликается на все молитвы. Это главное. А Бог продолжает любить и спасать людей, даже несмотря на то, что в храмах опять, как и во времена Христа, стоят лавки торговцев, предлагающих купить жертвенные свечи и прочие предметы за так называемое рекомендованное пожертвование, во много раз превышающее себестоимость продаваемых предметов. Лукаво составленные ценники вызывают ощущение близости фарисеев, предавших суду Сына Бога. Однако не стоит ждать, чтобы Христос снова пришёл на землю и погнал палкой торгашей из Дома Отца Своего, как Он это проделал две с лишним тысячи лет назад с торговцами жертвенными голубями и барашками. Лучше верить в Промысел Божий и не впадать в а принимать всё как дар Бога для спасения бессмертных людских душ. Ведь не случайно же Он заповедовал основать Свою Церковь тройному предателю.

Время перемен

Вероятно, находка артефакта, известного как Кодекс Чакоса, с Евангелием Иуды является началом конца легенды о злодее Иуде. Пришло время пересмотреть отношение христиан к этому человеку. Ведь именно ненависть к нему породила такое отвратительное явление, как антисемитизм.

Тора и Коран писались людьми, не привязанными к христианству. Для них история Иисуса из Назарета - лишь эпизод из духовной жизни человечества, причём не самый значительный. А совместима ли ненависть христиан к евреям и к мусульманам (подробности о крестовых походах заставляют ужасаться жестокости и алчности рыцарей креста) с их главной заповедью: «Да любите друг друга!»?

Тора, Коран и известные, уважаемые христианские учёные не осуждают Иуду. Не будем и мы. Ведь апостол Иуда Искариот, житие которого мы вкратце затронули, ничем не хуже других учеников Христа, того же апостола Петра, например.

Будущее - за обновлённым христианством

Великий русский философ основоположник русского космизма, давший импульс развитию всех современных наук (космонавтики, генетики, молекулярной биологии и химии, экологии и прочих) был глубоко верующим православным христианином и считал, что будущее человечества и спасение его - именно в христианском вероучении. Мы должны не осуждать прошлые грехи христиан, а стремиться не совершать новых, быть добрее и милосерднее ко всем людям.

Иуда был любимым учеником Христа, и его предательство являлось актом веры - именно такую интерпретацию древнего апокрифического текста, известного как Евангелие от Иуды, представило в Вашингтоне Национальное Географическое общество. «Евангелие от Иуды предлагает интригующее альтернативное видение отношений между Иисусом и Иудой. В канонических Евангелиях от Матфея, Марка, Луки и Иоанна Иуда предатель. А это недавно открытое Евангелие представляет Иуду любимым учеником, близким другом. И он предал Христа на казнь по Его собственной воле ради грядущего спасения», - поделился представитель Национального географического общества Терри Гарсия.

Открытие артефакта

«Данный документ не может восходить к Иуде Искариоту просто по той причине, что Иуда повесился в день распятия Христа, и никакого Евангелия от Иуды быть не может. Вероятнее всего, это произведение было создано одной из гностических сект III-IV столетия…».

Священник Андрей Кураев,

из интервью «Интефаксу»

Папирус с письменами на коптском языке был обнаружен в начале 1970-х годов вблизи городка Эль-Минья (Египет) неизвестными археологами. Текст, принадлежащий самому знаменитому в мировой истории предателю, по предположению ученых, представляет собой перевод с греческого и датируется примерно 300 годом нашей эры. Он является частью более крупного собрания документов (по мнению археологов первоначальный вариант содержал 62 варианта папируса), которое в науке принято называть Кодексом Чакоса (по имени владельцев документа). В составе Кодекса находятся также «Первое откровение Иакова», письмо Петра Филиппу и некоторые другие тексты. До нас дошло примерно 26 страниц.

Датировку документа и его подлинность подтверждает серия исследований, в том числе, радиоуглеродный, мультиспектральный, химический анализы, палеографические и контекстные свидетельства. Средний разброс дат - 220 - 340 годы. По-видимому, он является переводом более раннего оригинала, написанного по-гречески и датируемого II веком.

Таинственный свиток несколько раз перекупался коллекционерами, пока его не приобрел Фонд Мекенас, взявшийся за его перевод. Работу над манускриптом возглавил священник, бывший профессор Университета Женевы Рудольф Кассер, которого считают крупным исследователем коптской культуры. После пяти лет упорного труда по переводу «Евангелие от Иуды» было представлено широкой публике.

Самый интригующий фрагмент текста начинается со слов: «Тайная запись откровения, изложенного Иисусом в беседе с Иудой за три дня до Пасхи». В нем содержатся прямые указания на то, что Иуде были доверены особые тайны, его Иисус выделял, как любимого ученика, и ему сказал буквально следующее «Ты будешь проклят потомками и станешь повелевать ими». Один из теологов, присутствовавших на пресс-конференции, отметил: «Текст Евангелия от Иуды превращает акт предательства Иуды в акт повиновения».

Новое евангелие опровергает содержащуюся в Новом Завете историю о том, что Иуда предал Учителя (Иисуса Христа) из корысти. Из текста следует, что этот ученик был единственным, кто полностью понял суть учения Христа, и тот сам попросил сдать его властям. О том, что произошло после распятия, ничего не говорится.

Евангелие Иуды

(33) Сокровенное слово, которое Иисус рассказал, говоря с Иудой Искариотом в откровении за восемь дней до трёх дней, когда Он ещё не пострадал.

На землю придя, Иисус творил чудеса и великие знамения ради спасения человечества. И некоторые идут по пути праведности, другие <же> ходят в своём преступлении.

Были призваны двенадцать учеников. Он начал говорить с ними о таинствах не от мира сего и о том, что станет в конце. Часто он являлся ученикам не в собственном облике, а находился среди них как дитя.

Однажды был он со своими учениками в Иудее и нашел их собравшимися вместе и сидящими в соблюдении благочестия. Когда он [приблизился к] своим ученикам, собрались вместе, и сидели, и совершали благодарственную молитву над хлебом, [он] засмеялся.

Ученики сказали [ему]: "Учитель, почему ты смеешься над [нашей] благодарственной молитвой? То, что мы делаем - достойно!»

Он сказал им в ответ: «Я смеюсь не над вами, и не над тем, что вы делаете это по своей воле, но над тем, что ваш "бог" получит благословение».

Сказали они: «Учитель, Ты […] Сын нашего Бога?»

Иисус им сказал: "Откуда меня знаете? Истинно говорю вам, ни один род человеческий, который среди вас, не узнает меня".

Услышав это, ученики разгневались, и разъярились, и хулить его стали в сердцах своих.

Иисус же, заметив их [неразумение, сказал] им: "Почему волнение привело вас в гнев? Ваш бог, что внутри вас, и […] возбудил гнев [в] душах ваших. [Пусть] любой из вас, кто [достаточно силен] среди людей, явится человеком истинным и встанет перед лицом моим".

И все сказали: "Мы сильны".

Но ни у кого из них не хватило духа встать перед [ним], кроме Иуды Искариота. Он сумел встать перед ним, но не мог смотреть ему в глаза и отвернулся.

Иуда сказал ему: "Я знаю, кто ты и откуда пришел. Ты из бессмертного царства Барбело. А я недостоин произнести имя пославшего тебя".

Зная, что Иуда размышляет о предмете высоком, Иисус сказал ему: «Отделись от них. Я расскажу тебе таинства царства, ибо тебе возможно войти в него, но ты будешь очень опечален! (36) Ведь иной будет вместо тебя, чтобы двенадцать учеников стали совершенными в своём "боге"».

И сказал Ему Иуда:

«В какой день Ты расскажешь это мне и взойдёт великий день света поколения […]»

Когда же он сказал это, Иисус оставил его.

И сначала, когда это произошло, Он явился Своим ученикам, и они сказали Ему:

«Учитель! Куда Ты удалился? Что Ты делаешь, оставив нас?»

Сказал им Иисус:

«Я удалялся к иному великому поколению, святому».

Сказали Ему Его ученики:

«Господи! Что это за великое поколение, превосходящее нас и святое? Оно не в этих веках ныне?»

И, услышав это, Иисус рассмеялся. Он сказал им:

«Почему вы думаете в сердце своём о поколении крепком и святом? (37) Аминь! - Я говорю вам: все порождения века сего не увидят поколения этого, и никакое воинство ангелов звёзд не будет царствовать над поколением этим, и никакое порождение человеческое смертное не сможет прийти к нему, ибо поколение это не приходит […] появился […] Поколения людей, которые среди вас, от поколения человечества. […] сила […] иные силы. Вы - цари среди них».

Услышав это, Его ученики возмутились в духе своём; ни один не нашёл, что сказать.

Иисус пришёл к ним на другой день. Они сказали Ему:

«Учитель! Мы видели Тебя в видении, ибо этой ночью мы видели великие сны […]»

Он сказал:

«Почему вы […] осудив себя?»

(38) Они же сказали:

«Мы видели огромный дом и огромный жертвенник в нём, и двенадцать человек - мы говорим: священники - и имя. Толпа же ожидала, пока не [вышли (?)] священники и не приняли служение, мы же ожидали».

Сказал им Иисус:

«Как выглядят священники?»

Они же сказали:

«Некоторые […] две седмицы; иные же приносят в жертву собственных детей; иные - жён, благословляя и презирая друг друга; иные - мужеложники; иные совершают убийство; иные творят множество грехов и беззаконий; и люди, стоящие над жертвенником, призывают Твоё имя. (39) И во всех делах их изъяна исполняется жертвоприношение […] это».

И, сказав это, они замолчали, смущённые. Сказал им Иисус:

«Почему вы смутились? Аминь! - Я говорю вам: вы - священники, стоящие над жертвенником этим, призывая Моё имя, - и ещё Я говорю вам: Моё имя написано на […] поколений звёзд поколениями человеческими. И они насадили во имя Моё деревья бесплодные».

И со стыдом сказал им Иисус:

«Вы - принявшие служение жертвеннику, который вы видели. Это "бог", которому вы служите; и двенадцать людей, которых вы видели, - это вы; и жертвенные животные, которых вы видели, - множество, которое вы ввели в заблуждение.

(40) На жертвеннике этом встанет [архонт мира сего (?)] и так он воспользуется Моим именем, и будут призывать его поколения благочестивых. После него иной человек поставит блудников, и иной поставит детоубийц, иной же мужеложников и постников, и остальные - нечистоту и беззаконие и заблуждение.

И говорящие: "мы равны ангелам", они - звезды, совершающие всякое дело, ибо сказано поколениям людей: "Вот, бог принял вашу жертву от рук священников, то есть служителей заблуждения; Господь же повелевающий, Тот, Который Господь над всем, в конце дней посрамит вас"».

(41) Сказал им Иисус:

«Перестаньте приносить жертву […] на жертвенник. Они выше ваших звёзд и ваших ангелов. Приготовившись, пусть они будут [бороться (?)] перед вами и идут […]

[не менее 15 строк утрачено ]

в поколениях […] Невозможно хлебопеку накормить (42) всё творение, которое под небом. И […] их […] вас. И […]».

Сказал им Иисус:

«Перестаньте бороться со Мной! У каждого из вас есть своя звезда, и всякий […]

[не менее 17 строк утрачено ]

(43) пришёл […] дерево […] века сего […] после времени […] но он пришёл напоить рай Божий и род, который пребудет, ибо он не осквернит путь поколения этого, но […] от века до века».

Сказал Ему Иуда:

«Рабби, каким плодом обладает это поколение?»

Сказал Иисус:

«Все поколения человеческие - их души умрут, эти же, они, когда будет завершено время царства, и Дух отделится от них, их тела умрут, души же их будут спасены и вознесены».

Сказал Иуда:

«Что же будут делать остальные поколения людей?»

Сказал Иисус:

«Невозможно (44) сеять на скале и получить плод. Так ещё […] рода скверного и мудрости тленной […] рука, сотворившая человека смертного. Их души войдут в эоны, которые в высоте. Аминь! - Я говорю вам: […] ангел […] сила. Как […] этот. Те, которые […] поколение святое […] их».

Сказав это, Иисус удалился. Сказал Иуда:

«Учитель! Как ты слушал их всех, выслушай и меня, ибо я видел великое видение».

Иисус же, услышав, рассмеялся и сказал ему:

«Перестань утруждаться, тринадцатый бес! Но рассказывай, Я потерплю тебя».

Сказал Ему Иуда:

«Я видел себя в видении, и двенадцать учеников побивали меня камнями. Они сильно (45) преследовали меня, и я вновь ушёл в место […] за Тобой.

Я видел дом - мои глаза не смогут измерить его, и великие люди окружали его. И у него была единая крыша. И посреди дома множество […] Учитель, прими и меня с этими людьми!»

Ответил Иисус, сказал:

«Твоя звезда ввела тебя в заблуждение, Иуда, поскольку недостойно никакое порождение человеческое, смертное, войти в дом, который ты видел, ибо место это оберегает святых. Место, в котором солнце с луной не будут царствовать ни дня, но будут стоять всегда в вечности с ангелами святыми. Вот, Я рассказал тебе таинства царства (46) и научил тебя о блуждании звёзд и [двенадцати архонтов (?) …], которые над двенадцатью эонами».

Сказал Иуда:

«Учитель, пусть моё семя никогда не подчинится архонтам!»

Ответил Иисус, сказал ему:

«Пойди […] тебя […], но ты будешь весьма опечален, видя царство и всё его поколение».

Услышав это, Иуда сказал Ему:

«Какую пользу я получил, что Ты отделил меня от этого поколения?»

Ответил Иисус, сказал:

«Ты станешь тринадцатым и будешь проклят остальными поколениями. И ты будешь одолевать их. В последние дни они будут […] твои обращения ввысь, (47) к поколению святому».

Сказал Иисус:

«Пойдём, Я научу тебя о [сокровенном, которого не] видел ни один человек, ибо есть великий эон и бесконечный, меры которого не видело ни одно поколение ангелов, и великий Дух незримый в нём, Тот, Которого глаз ангельский не видел, и мысль сердца не вместила, и не был Он назван никаким именем.

И явилось в месте том облако светлое, и Он сказал: "Пусть появится ангел для предстояния Мне!" И вышел из облака великий ангел Саморожденный, Бог света, и появились от Него ещё четыре светила из иного облака, и они появились в предстоянии Саморожденному ангелу.

И сказал (48) Саморожденный: "Пусть появится […] и она появилась […]. И Он создал первое светило, чтобы царствовать над ним, и сказал: "Пусть появятся ангелы для служения ему". И появились мириады бесчисленные.

И Он сказал: "Пусть появится эон светлый". И он появился. Он установил второе светило, чтобы царствовать над ним, с бесчисленными мириадами ангелов для служения.

И так Он создал остальные эоны света и заставил их царствовать над ними. И Он создал для них бесчисленные мириады ангелов для служения им.

И был Адамас в первом облаке света, в том, которого не видел ни один ангел из тех, кого все называют богами.

(49) И […] этот […] образ […] и по подобию этих ангелов. Он явил нетленное поколение Сифа […] двенадцати […] двадцать четыре […]

Он явил семьдесят два светила из поколения нетленного по воле Духа, и семьдесят два светила явили триста шестьдесят светил из поколения нетленного по воле Духа, чтобы стало их число - пять для каждого. И это их Отец.

Двенадцать эонов двенадцати светил, и во всяком эоне шесть небес, чтобы стало семьдесят два неба семидесяти двух светил. И в каждом (50) из них пять твердей, чтобы стало всего триста шестьдесят твердей. Дана им власть и великое воинство ангелов бесчисленное для прославления и служения […] ещё девы духовные для прославления и служения всем эонам и небесам и твердям.

И всё это множество бессмертных было названо "миром" - то есть "тлением - Отцом, и семьюдесятью двумя светилами, которые с Ним, Саморожденным и Его семьюдесятью двумя эонами, Тем, из Кого явился первый человек и его нетленные силы.

Эон же, явившийся с его поколением, тот, в котором облако Знания, а ангел, называемый (51) Ил[илиф (?)] и […] эон […] После этого сказал […] "Пусть появятся двенадцать ангелов, царствуя над бездной и адом".

И вот, явился из облака ангел, и лицо его истекает пламенем, облик же его осквернён кровью. Есть у него имя - Небро, его переводят - "отступник", иные же - "Ялдаваоф". И ещё иной ангел вышел из облака - Сакла.

Небро же сотворил шестерых ангелов - и Сакла - для предстояния, и они породили двенадцать ангелов в небесах, и каждый взял часть в небесах, и сказали двенадцать архонтов с двенадцатью ангелами: "Пусть каждый из вас (52) […] ангел.

Первый - Сиф, называемый Христом; второй - Армафоф, который […]; третий - Галила; четвёртый - Иобил; пятый - Адонай. Это пятеро, ставшие царями над адом, и первый над бездной.

Тогда сказал Сакла своим ангелам: "Сотворим человека по подобию и по образу. Они же вылепили Адама и его жену Еву, называемую в облаке Зоей (Жизнью), ибо под этим именем все поколения ищут его и каждое из них называет её этими именами.

Сакла же не (53) приказал […] если не […] поколения […] это […]

И сказал ему архонт: "Твоя жизнь стала временем для тебя и твоих сынов"».

Иуда же сказал Иисусу:

«Какая польза, что человек будет жить?»

Сказал Иисус:

«Почему ты удивляешься, что Адам и его поколение получили своё время в месте, в котором он получил своё царство вместе с его архонтом?»

Сказал Иуда Иисусу:

«Дух человеческий умирает?»

Сказал Иисус:

«Образ таков: "бог" повелел Михаилу дать дух людям взаймы, для служения; Великий же повелел Гавриилу дать дух великому поколению, не имеющему царя, дух и душу. Поэтому остальные души […]

(54) […] свет […] окружить […] дух в вас. Вы заставили его обитать в этой плоти, в поколении ангелов. Бог же заставил их дать знание Адаму и тем, кто с Адамом, чтобы цари бездны и ада не господствовали над ними».

Иуда же сказал Иисусу:

«Что же будет делать это поколение?»

Сказал Иисус:

«Истинно Я говорю вам: звёзды совершаются над ними всеми, и когда Сакла завершит своё время, определённое для него, придёт новая звезда и поколение, и они завершат то, что сказано. Тогда будут блудить во имя Моё и умертвят своих детей, (55) и они […] и […] Моего имени […] и он будет […] твоя звезда над тринадцатым эоном».

И после этого Иисус рассмеялся. Сказал Иуда:

«Учитель, […]»

Ответил Иисус, сказал:

«Я смеюсь не над вами, но над заблуждением звёзд, ибо эти шесть звёзд заблуждаются с этими пятью воинами, и все они погибнут с их творением».

Иуда же сказал Иисусу:

«А что будут делать крестившиеся во имя Твоё?»

Сказал Иисус:

«Истинно Я говорю тебе: это крещение (56) […] Моё имя […] Меня.

Истинно Я говорю тебе, Иуда, что приносящие жертву Сакле […] бог […] что […] всякие злые дела. Ты же превзойдёшь их всех, ибо человека, который носит Меня в себе, ты принесёшь в жертву.

Уже твой рог вознёсся, и твой гнев наполнился, и твоя звезда закатилась, и твоё сердце захвачено.

(57) Истинно Я говорю тебе, твои последние […]

[не менее двух строк утрачено ]

архонт, и он погибает. И тогда поднимется образ великого поколения Адама, ибо до неба и земли и ангелов пребывает это поколение благодаря эонам.

Вот, тебе рассказано всё. Подними свои глаза, и ты увидишь облако и свет, который в нём, и звёзды, окружающие его, и звезду путеводную. Это твоя звезда».

Иуда же поднял глаза, увидел светлое облако и вошёл в него. Стоящие на земле услышали исходящий из облака голос, говоривший: (58) […] великое поколение […] образ

[не менее пяти строк утрачено ]

И первосвященники роптали, что Он вошёл в комнату Своей молитвы. Были же некие их книжников, наблюдавшие, чтобы схватить Его на молитве, ведь они боялись народа, ибо Он был для них всех как пророк.

И они встретили Иуду, они сказали ему:

«Что делаешь здесь ты?! Ты ученик Иисуса!»

Он же ответил согласно их желанию. И Иуда взял деньги, он предал им Его.

Имя Иуда для всякого современного человека является нарицательным — так звали новозаветного предателя, благодаря которому родоначальник христианства оказался схваченным римлянами и впоследствии казненным.

И на протяжение всей истории христианства Иуду клеймили как христоубийцу. Хотя на самом деле об Иуде нам известно очень и очень мало…

Иуда в Евангелиях носит добавочное имя Искариот. В русском языке это однозначно переводится как Иуда из Кариота, следовательно, Кариот — это такое место или такой город. Но никакого Кариота, как говорят историки, тогда не существовало. Единственный городок подходит хотя бы по созвучию — Крайот в Иудее, но является ли он родиной Иуды — вопрос открытый. Кроме места рождения, еврейское «иш-керийот» может также переводиться как «муж из пригорода», потому что «керийот» — это пригород. Так что наш Иуда мог быть родом не из неизвестного Кариота, а просто из села рядом с Иерусалимом.

Официальная история

В том же Новом Завете, кроме Иуды Искариота, есть еще Иуда Симонов. И некоторые ученые считают, что наш Иуда Искариот — это и есть Иуда Симонов. Правда, кто такой этот Симон, столь же темно — то ли отец, то ли старший брат.

Одно об Иуде известно точно: он -один из двенадцати учеников Иисуса и по совместительству казначей этой маленькой общины. Вот тут-то и становится понятным употребление к Иуде уважительного «муж»: казначей — должность ответственная и так просто на нее не назначали. Также известно, что Иуда был бережлив и плохо отзывался о бесполезных или необоснованных тратах, он знал цену деньгам.

Ученикам Иисуса вряд ли это нравилось, они его упрекали в скупости, а потом родилась легенда и о том, что Иуда крадет из общей казны. Скорее всего, это неправда: вор не удержался бы на должности казначея при живом Иисусе. А то, что он не любил расточительность, вполне понятно: ученики были людьми небогатыми, они на благотворительные сборы кормились.

Официальная история Иуды очень короткая. Неизвестно, как и откуда он пришел в ученики Иисуса, мы сразу видим его казначеем и даже становимся свидетелями его упреков Марии из Вифании в расточительстве, когда она умастила ноги Иисуса миром за 300 динариев, на которые можно накормить нищих.

В другой раз нам предъявляют Иуду во время Тайной вечери, когда они едят за общим столом и обмакивают хлеб в общее блюдо, а Иисус произносит свою сакраментальную фразу о том, что один из учеников, сидящих за этим столом, его предаст, и он тот, кто вместе с Иисусом обмакивал хлеб в это блюдо. Поскольку обмакивали все, то воцарилась общая растерянность.


Дальнейшая судьба Иуды неоднозначна: по одной версии, он получил деньги за предательство и вернул их, раскаявшись в содеянном, а потом повесился, подругой — он получил деньги, купил себе на них поле, которое называется полем горшечника, потому что им прежде владел горшечник, и то ли умер от несчастного случая, то ли повесился.

Поскольку первая версия не была связана с покупкой поля, то евангельские тексты это быстро исправили: поле на возвращенные деньги купили члены синедриона и стали использовать как кладбище для странников. А смерть Иуды обставили красиво: он сунул голову в петлю, веревка его веса не выдержала (очевидно, действительно, «муж» и человек был крепкий), он свалился и внутренности у него выпали.
Но все в истории с Иудой крайне запутано.

Невнятные подробности

Во-первых, непонятна сама сумма в 30 сребреников, как непонятно даже, что это были за деньги. Если в виду имелась обычная мелкая серебряная монета, которой рассчитывались во времена Иисуса, то на 30 таких монет купить даже такое убогое поле было нельзя. Если это так называемые тирские тикли, то — увы! -тоже нельзя. Так что и поле странное, и стоимость его тоже.

Во-вторых, Иуда повесился на дереве (это считалось у евреев позорной смертью). Но на каком? Новый Завет в русском переводе дает однозначно осину. И даже указывает, что после этого у осины появилась особенность дрожать от пережитого страха. Но где в Иудее растут осины? Нигде. Поэтому на роль дерева для Иуды (а в тексте оно там не осина, а иудино дерево) христиане подбирали разные деревья, исходя из отечественного ландшафта — березу, бузину, рябину и т.п.


В-третьих, то ли он расшибся и «живот раскрылся, а сам он распух», то ли покончил с собой. Но если он умер от болезни, то себя не убивал. Если покончил с собой — отчего выпали внутренности? Вот эта смерть с выпавшими внутренностями наводит на одно странное обстоятельство дела: это при каких повреждениях могут выпасть внутренности? Да только в одном случае: если тело было вспорото от паха до горла, то есть если Иуда был убит кинжалом и повешен, а потом веревка не выдержала!

Но повесился ли Иуда? Или был повешен? Или ни то, ни другое?

Неканоническая биография

Согласно неканонической версии, Иуда родился в самый несчастливый день в году — 1 апреля, и перед его рождением мать видела страшный сон, что этот ребенок принесет гибель ее семье, поэтому, недолго думая, положила новорожденного в ковчежец и бросила в ближайшую реку. Иуда не погиб и точно исполнил предсказание: он вырос на острове Кариофе (вот вам и Кариоф!), вернулся домой и, как герой греческой трагедии Эдип, убил своего отца и вступил в кровосмесительную связь со своей мамой. Когда несчастный узнал,что за грехи он совершил (не будучи в этом виновным), то на протяжении тридцати трех лет каждый день ходил на гору с водой во рту и поливал там сухую палку, пока та не покрылась листвой. После этого он стал учеником Иисуса.


По другой легенде, Иуда и Иисус в детстве были соседями, и, поскольку мальчик был болезненный, мать привела его к маленькому Иисусу, о котором уже пошла слава как о целителе. Иисус начал лечить Иуду, на что последний разозлился и так куснул своего спасителя за бок, что у того навсегда остался шрам, а место, в которое его укусил Иуда, стало местом, куда римский легионер вогнал свое копье. Зато Иуда исцелился и стал учеником Иисуса, когда вырос. По этой версии, Иуда и вовсе был братом Иисуса, и очень завидовал ему. По другой версии — завидовал Иуде Иисус, а Иуда так любил брата, что сам делал все чудеса, а приобретенную за это славу отдавал Иисусу.

А по версии новообретенного Евангелия от Иуды, где о его жизни до встречи с Иисусом ничего не говорится, Иуда после смерти Иисуса с собой не покончил и от болезни не умер.

Скрытое Евангелие


В этом Евангелии Иуда предстоит совершенно не тем предателем и негодяем, каковым был для христиан все две тысячи лет. Иуда — вполне вменяемый человек и достойный ученик своего учителя. И то, что выглядит как предательство, таковым не является. Именно ему Иисус открывает самые тайные знания о мироздании и судьбе человечества. Именно он для Иисуса — самый преданный и верный ученик, и на него возложена страшная миссия предать своего учителя, чтобы свершилось его предназначение, и принести его человеческую сущность в жертву Отцу Небесному, и Иуда эту миссию исполняет, понимая, что останется для последователей новой веры презренным предателем, потому что ни этого приказа Иисуса, ни сути жертвы потомки не поймут.

Иисус дал Иуде войти в облако славы небесной, увидеть свою звезду и исполнить свое предназначение. И когда Иуда вошел в облако славы и увидел свою звезду, он все понял и пошел к первосвященникам, предал Иисуса и взял деньги.

Недаром после публичного ознакомления с этим апокрифом несколько крупных чиновников из Ватикана поставили вопрос о пересмотре отношения к Иуде. Правда, кроме восстановления справедливости по отношению к оклеветанному Иуде, они ставят и другую, более мирскую задачу — оправдав Иуду, покончить с антисемитизмом. Ведь одна из причин антисемитизма — обвинение христианами евреев именно в том, что они стали христопродавцами.

Ученые смогли доказать подлинность «Евангелия от Иуды»

Результатом новых исследований манускрипта «Евангелия от Иуды» с описанием ранее неизвестной версии библейских событий стало подтверждение подлинности древнего текста.

Евангелие от Иуды было обнаружено учеными в 2006 году. В манускрипте, написанном на древнеегипетском языке, говорится о том, что Иуда Искариот вовсе не был предателем Христа, а наоборот - его верным союзником в подготовке к воскрешению Спасителя. Согласно этому тексту, обратиться к властям Иуду попросил сам Иисус, надеясь на помощь, которая ему будет оказана при вознесении на небеса. В этой версии ни о предательстве, ни о 30 сребрениках не упоминается.

С целью определить подлинность текста группа американских ученых во главе с Джозефом Бараби из Иллинойса провели анализ чернил, которыми написано Евангелие, сравнив их с чернилами на египетских свидетельствах о браке, а также документах на недвижимость, датируемых тем же периодом.

В те времена египтяне использовали чернила, которые предварительно подвергались особой обработке, что, собственно и позволило экспертам доказать - Евангелие не поздняя подделка. И даже несмотря на то, что документ фрагментирован, подлинность его уже не вызывает никаких сомнений.

Бараби специализируется на проверке подлинности древних документов, а также различных предметов искусства. Они нередко помогают ФБР выявлять фальшивую живопись.

Этот библейский персонаж стал известен благодаря тому, что явился предателем своего учителя, Иисуса Христа.

Последнее время многих людей интересует вопрос о том, кто такой Иуда в Библии. Отечественные и зарубежные исследователи пытаются рационально объяснить причины предательского поступка ученика Спасителя. Они хотят узнать, почему человек с высокими духовными качествами (на первый взгляд) продал своего наставника за 30 серебряников.

Образ Иуды в Библии

Образ Иуды Искариота покрыт большой тайной, несмотря на известную роль в драме, произошедшей в Великую Среду . Евангелисты чрезвычайно скупятся на описание жития предателя Христова. О мотивах духовной крамолы пишет Иоанн, а о покаянии и суициде - апостол Матфей.

Иуда Искариот

На заметку! Имя Иуда обладало широким распространением на территории Древней Иудеи. Это государство получило название благодаря «первому» упомянутому Иуде, праотцу Израильского народа. Во всех книгах Библии насчитывается 14 персонажей с этим именем. Прозвище Искариот трактуется неоднозначно: существует несколько различных версий происхождения.

Он являлся одним из двенадцати апостолов . Отличие его характеристики в том, что он родился не в Галилеи (севере Палестины), а именно в Иудеи. Отцом Иуды Искариота являлся Симон, о котором в Евангелие нет вообще никакой информации, что вызывает удивление, потому что Библия повествует о значимых людях подробно.

Молитвы святым апостолам:

  • При перечислении учеников Христа в Священных Писаниях этот апостол всегда упоминается в самом конце списка. Чрезвычайно выразительно делается акцент на самом факте духовного предательства.
  • Иуду Искариота избрал Сам Господь для проповедования апостольского учения. Он обязывался одушевлять веру в будущее Небесное Царство, где главою станет Спаситель. Предатель имел силы, какие наблюдались у других учеников: Иуда нес благие вести, исцелял больных от тяжёлых недугов, воскрешал почивших и прогонял нечисть из тел.
  • Искариот отличался умением вести экономические дела. Он являлся казначеем общины, образовавшейся вокруг Иисуса. Этот апостол носил с собою небольшой ковчег и хранил там пожертвованные верными христианами финансы.
  • Предатель Христов родился первого апреля. В некоторых повериях эта дата считается неблагоприятной. О молодых годах его жития сообщает «Сказание Иеронима». Здесь говорится, что родители Иуды бросили одинокого младенца в море, потому что узрели предзнаменования о бедствиях, идущих от их сына. Через несколько десятилетий Искариот пребывает на родной остров, убивает отца и вступает в связь со своею матерью.
  • Иисус принял его в собственную общину, когда Иуда раскаялся в преступлении, долго совершая аскетические поступки.
  • Часто некоторые ученые представляют предателя как необходимое орудие в руках Всевышнего. Иисус называет Искариота несчастнейшим человеком, потому что спасение возможно и без предательства.
  • Нельзя точно указать, вкусил ли Иуда тела и крови Сына Божьего и установился ли в Таинстве Евхаристии (соединения с Богом). Ортодоксальная точка зрения настаивает на том, что предатель не вошел в Царствие Господа, но сделал лживый вид и осудил Мессию.
Интересно! Искариот считает единственным иудеем среди всех учеников Христа. Между жителями Иудеи и Галилеи царила неприятная вражда. Первые считали вторых невеждами в Законе Моисеевой религии и отвергали их как соплеменников. Иудеи не могли признать факта пришествия Мессии из территории Галилеи.

Различные версии мотивации предательства

Самые авторитетные апостолы (Матфей, Марк и Лука) вообще ничего не сообщают из бытия предателя. Только святой Иоанн обращает внимание на то, что Искариот страдал сребролюбием. Главный вопрос о предательстве трактуется по-разному.

Лука. Поцелуй Иуды

  • Среди писателей выделяются некоторые, желающие оправдать этот поступок. С религиозной точки зрения такая позиция выглядит кощунственной. Она заключается в следующем: Иуда знал об истинной сущности Мессии и совершил своё преступление, потому что ощущал надежду на чудесное спасение Христа и его воскресение.
  • Еще одно оправдательное предположение заключается в том, что Иуда искренне желал увидеть скорейшее восхождение Сына Божьего в собственной славе, поэтому обманул того, кто доверял.
  • Ближе к истине является точка зрения, рассматривающая Искариота в качестве религиозного фанатика, который разочаровался в истинности царствования Мессии. Иуда считал Христа ложным защитником народности и моральных устоев Святой земли. Не найдя подтверждения своим вожделениям, Искариот не признал Иисуса за настоящего Мессию и решил придать «законному» наказанию от рук государственной и народной структуры.
  • Евангелисты точно указывают: мотивацией к духовной крамоле явилась безграничная любовь к деньгам. Никакое иное толкование не имеет такого авторитета. Искариот заправлял казной Христовой общины, а сумма, предложенная ему, соблазнила на свершение отвратительного плана. На эти деньги можно было приобрести участок земли.
  • Корыстолюбие покрывает образ предателя мрачной пеленою. Любовь к деньгам сделала Иуду грубым материалистом, в отличие от остальных апостолов, любивших Спасителя и Христову Церковь. Предатель оказался совершенно глухим к религиозным наставлениям учителя. Он символизировал отказ от христианства всего народа Иудеи. В душе Искариота затаился демон ложного мессианизма, не позволяющего чистым сердцем взглянуть на деяния Сына Божьего. Его материалистический ум породил корыстолюбие, уничтожившее духовную чувствительность.
На заметку! Христос, зная о присутствии среди его учеников диавола, не спешил открывать тайну апостолам. Он только ограничивался некоторыми намеками.

Мирские исследователи предполагают, что Мессия не знал этого точно, однако евангелисты утверждают, что замысел Божий протекал по определенному заранее плану. Через пять месяцев, в Тайную вечерю, Иисус раскрыл имя предателя святому Иоанну.

О других апостолах Христа:

Судьба несчастного апостола

Этот вопрос также является тяжелым и спорным. Матфей утверждает: Искариот раскаялся в совершенном деянии и выбросил проклятые серебряники в храме, когда не смог вернуть их первосвященникам.

Однако сожаление о собственном преступлении возникло у Иуды не от искренней веры в Спасителя, а от обыкновенного угрызения совести. Матфей заключает, что после раскаяния предатель ушел и удавился.


После всех событий ученики Христа намерились выбрать нового апостола вместо Искариота. Этот человек должен был присутствовать в общине все время, когда Божий Сын проповедовал знание, от Крещения до смерти на кресте . Жребий бросили между двумя именами, Иосифа и Матфия. Последний стал новым апостолом и обязался нести христианское учение в округе.

На заметку! Имя Иуды стало нарицательным и обозначает предательство, а его поцелуй - символическое обозначение наивысшего коварства. Несмотря на то, что этот духовный крамольник изгонял бесов, исцелял больных и совершал знамения, он навсегда лишился Царства Небесного, так как в душе своей был и остался разбойником и коварным вором, стремящимся к наживе.

Изображения в живописи

Библейский сюжет предательства Мессии всегда вызывал большой интерес и споры.

Творческие люди, вдохновленные этой драмой, создали множество индивидуальных произведений.

  • В европейском искусстве Иуда представляется духовным и физическим антагонистом Христа. На фресках Джотто и Анжелико он изображен с черным нимбом.
  • В византийской и русской иконографии принято разворачивать образ в профиль, чтобы зритель не встретился с коварным дьяволом глазами.
  • В христианской живописи Искариот - темноволосый молодой человек, со смуглой кожей, без бороды. Нередко представлен как отрицательный двойник Иоанна Богослова. Ярким примером такой позиции является сцена Тайной вечери.
  • На иконе, имеющей название «Страшный Суд», Иуда изображен сидящим у сатаны на коленях.
  • В искусстве Средних веков наблюдаются картины, где на плече коварного изменщика располагается демон, манипулирующий сознанием.
  • Самоубийство - распространенный мотив с эпохи Возрождения. Предатель часто изображен повешенным с выпавшими наружу кишечными внутренностями.
Важно! Иуда Искариот - один из 12 апостолов, несущих учение Мессии. За 30 серебряников продал Сына Божьего первосвященникам, а после раскаялся и удавился на дереве.

В среде исследователей библейских историй возникают споры о мотивах его преступного поступка и дальнейшей судьбе. Единой точки зрения добиться не удается, но самой авторитетной всегда считается та, что описана евангелистами.

Протоиерей Андрей Ткачев об Иуде Искариоте