Билл Клинтон (Bill Clinton): политика, биография, скандал. США в период правления Б

Приход к власти в 1992 дем-тов. При всей популярности внеш. курса респ-ца Буша в стране множество проблем: бюджет. дефицита (в 1992 – 290 млрд.$), госдолг – 4 трлн.$; в соц. сфере это дороговизна медобслуживания (льготами пользовались лишь 20% насел., ещё ок. 15% не имели возможн. обращаться к квалифицир. врачам) и проблема реформирования системы вспомоществования.

Респ-цы выдвинули на 2-й срок Буша; в его предвыб. агитации упор на твёрд. внешнепол. курс, обеспечивший США победу в «хол. войне» и мир. лидерство, +обещание некот. умер. вмеш-ва фед. властей в решение соц.-экон. проблем. Послед. обещание вызвало противодействие прав. респ-цев→ ослабление позиций партии.

Дем-ты выдвинули молод. пол-ка, губернатора Арканзаса Уильяма Клинтона. Он в целом поддерживал внеш. курс респ-цев, но обвинял их в нежелании решать острые соц. проблемы. В его предвыб. платформе призывы к возобновлению традиционной для дем-тов актив. соц. пол-ки сочетались с заявлениями о необходимости жёст. фин. пол-ки (преодоление бюджет. дефицита) и жёст. борьбы с преступностью (по-существу, пункты обыч. респ. программы).

3-й независимый кандидат – Росс Перо, к-рый. получил 19 млн. голосов, больше, чем какой-л. независимый кандидат в прошлом. Клинтон набрал 44 млн. голосов против 38 млн. у Буша. За дем-тами больш-во в Конгр.

Политика админ-ции Клинтона в 1-й пол. 90-х. Планы соц. реформ. Острая дискуссия вокруг плана Кл.(сент. 1993) о введении сист. всеобщ. мед. страхов . за счёт увелич. налогов на такие цели. Резко против – Амер. мед. ассоциация (такая нов. структура будет целиком под контролем гос-ва) и респ-цы (слишком дорого). =>Билль не прошёл даже через комитеты Конгр. В том же 1993 правит. план реформы сист. вспомощ. : оказание помощи бедным и безработ. за счёт выделения средств на их переквалификацию и повыш. образов., чтобы они стали более конкурентоспособны на рынке раб. силы. (Попытки таких реформ были ещё в 70-80-х, но из-за слишком круп. фин. расходов гос-ва они отбрасывались.) Этот план поддерживался больш-вом насел., но так и не был внесён Клинтоном в Конгр. (где было больш-во дем-тов (!)) из-за сильной оппозиции консерваторов и необходимости высоких расходов на его реализацию в условиях дефицита бюджета. =>Эти планы были отложены на более поздние сроки.

Осн. усилия админ. в это время – на преодоление бюджет. дефицита.→ авг. 1993 – нов. налог. реформа : увеличение max ставки подоход. налога и налога на доходы корпораций до 36%. + меры по борьбе с преступностью: ужесточение наказаний, усиление контроля за продажей оружия, численности правоохр. органов.



На промежут. выборах 1994 респ-цы вновь завоевали больш-во в Конгр. <= Недовольство традиц. дем. избирателей неспособностью Кл. осущ. 2 важнейших проекта соц. реформ. Значит. часть «сред. класса», наоборот, опасалась намерений през-та пойти на столь сильный бюджет. расходов и поддержала прогр. респ-цев возврата к рейганизму. + самые высокодоход. группы насел. были недовольны повышением налогов.

=> В 1995-96 борьба между Белым Домом и Конгр. из-за методов достиж. сбалансир. бюджета. Респ-цы в марте 1995 чуть было наконец не протолкнули конст. поправку об обязат-ти соблюдения сбалансир. бюджета (впервые такие идеи появились ещё при Трумэне). Респ. больш-ву Конгр. удалось добиться некот. сокращ. программ соц. помощи. В 1996 – закон об установл. max пятилетнего срока помощи по сист. вспомощ. и об обязательности участия её получателей в труд. деят-ти. (NB К сер. 90-х госпомощь по таким прогр. в основном получало чер. население, живущее в негрит. районах-гетто, не работающее и не учащееся целыми поколениями)

=> «Великая бюджет. война» 1995-96: из-за трений между Белым домом и Конгр. бюджет на 1996 фин. год не был принят в установл. сроки→ в нач. 1996 была даже приостановлена деят-ть фед. учреждений и посольств за рубежом.

Деят-ть админ-ции Клинтона была облегчена экон. бумом, начавшимся ещё в 1993. Резкий произ-ва и конкурентосп-ти, особенно в нов. отраслях, обеспечили США мир. экон. лидерство→ нов. раб. места→ сокращ. до 4,5% безработицы, низкая инфляция (<2%). => доходов фед. казначейства.→В 1997 админ-ции практически удалось добиться сбалансированного фед. бюджета (в 1997 его дефицит сост. 22 млрд.$, в 1998 впервые за неск. десятилетий он стал профицитным, а к 2000 профицит достиг 220 млрд.$). Были увеличены гос. расходы в соц. сфере, на образов. и здравоохр. В 1996 min з/п был с 4,25 до 4,75, а в 1997 – до 5,15 $/час. В янв. 1999 Кл. выдвинул план использов. части бюджет. профицита для укрепл. фин. базы сист. соц. страхов., для улучш. здравоохр., совершенствования сред. и высш. образов.

Но глав. внутрипол. проблемой 2-го срока Кл. стал скандал с Моникой Левински. После выборов 1996 админ. Кл. в целом стала сочетать в своей деят-ти принципы огранич, но эффектив. госрегулиров. с «ответствен. фин. пол-кой». +успеш. экон. деят-ть през-та. Таким образом, дем-ты перехватили у респ-цев их осн. прогр. установки, и те не смогли выдвинуть реальн. альтернативы курсу прав-ва. =>В преддверии выборов 1998 респ-цы попытались перевести борьбу из полит. в другую сферу и стали раздувать дело Левински. Правда, они перегнули палку с изобличениями, и этот скандал им мало что дал: на промежут. выборах 1998 они даже потеряли пару мест в Конгр., а попытка импичмента в нач. 1999 провалилась. Этот скандал скорее вылился, в конеч. счёте, в проведение бомбардировок в Югославии в марте-июне, т.к. Клинтону перед голосованием по импичменту и в преддверии выборов 2000 г. надо было устроить маленькую успешную войну для усиления позиций дем. админ-ции.

Внешняя политика Клинтона. Ратификация Конгрессом в нояб. 1993 договора о создании Североамер. ассоциации своб. торг. (НАФТА)<= Ослабл. к кон. 80-х экон. позиций США в мире.

Ставка в 1992-93 на укрепл. сотрудничества с Россией из-за лев. парл-та и её ослабления не удалась. => С 1994 курс на укрепл. мир. лидерства США с применением методов диктата во внешнепол. действиях. Основ. эл-том внеш. пол-ки админ. в 90-х стала воен. сила самих США или НАТО. После распада двухполюс. мира США стали претенд. на роль мир. суперарбитра. → Вмешат-во во внутриюгосл. конфликт в 1994-95, расширение НАТО, бомбардировки Ирака, события в Косово в 1999 (всё это в обход санкций ООН)→ ухудш. отнош. с Россией. Именно при Кл. в США начались разговоры о созд. НПРО, хотя окончательное решение по этому вопросу он оставил след. админ-ции.

1. Билл Клинтон (1946 г.р.) вошел в историю как один из самых популярных и динамичных американских президентов XX в. Первый президент, родившийся в послевоенное время, третий по молодости (после Т. Рузвельта и Дж. Кеннеди) - победил на выборах в возрасте 46 лет.

Победа Клинтона на выборах 1992 г. стала, с одной стороны, результатом его личных усилий и работы поддерживавших его сил, с другой - результатом благополучного стечения обстоя­тельств. Начав гонку как аутсайдер (никто из влиятельных де­мократов не решился соперничать с Бушем после Войны в За­ливе), губернатор штата Арканзас Билл Клинтон постепенно завоевывал авторитет американцев. В то же время Буш не осо­бенно серьезно относился к Клинтону (говоря о своем сопер­нике на выборах, Буш заявил: "Мой пес знает о политике боль­ше, чем Билл Клинтон") и почти не уделял внимания выборам. Кроме того, на Клинтона сработало то обстоятельство, что в 1992 г. выдвигался самый сильный "третий кандидат" за по­следние 40 лет - миллиардер Росс Перо, который набрал 19 млн голосов и в основном оттянул их у Буша, что дало пре­имущество Клинтону в большинстве штатов.

Победе Б. Клинтона также способствовали его супруга - Хил-лари Клинтон - талантливый политик и незаменимый соратник, а также очень высокий уровень образованности и интеллекта кандидата (Клинтон, выпускник трех лучших университетов -Йеля, Джорджтауна и Оксфорда, впоследствии был признан са­мым образованным и интеллектуальным из всех президентов США, оттеснив на второе место Т. Джефферсона).

2. Главный предвыборный лозунг Клинтона: "Сосредоточиться на внутренних проблемах Америки".

Во многом ему это удалось. В период правления администрации Клинтона :

Было создано свыше 10 млн новых рабочих мест - в США практически исчезла проблема безработицы (для квалифицированных и трудолюбивых кадров);

Распространена система Вэлфэра - денежной помощи безра-Щ ботным и иным нуждающимся;

1*/ установлена новая система медицинских страховок, которая облегчила доступ к здравоохранению более чем 35 млн чело-Щ--, век, ранее такой возможности не имевших;

; получила повсеместное распространение Всемирная компью- ; терная сеть Интернет.

3. Несмотря на изоляционистскую риторику в ходе выборов, США при Клинтоне активно участвовали во внешней полити­ке. Крупнейшими внешнеполитическими шагами администрации Клинтона были :

Налаживание тесных отношений с Россией;

Урегулирование гражданской войны в Боснии (Дейтонские со­глашения 1995 г.);

Успешная для США война 1999 г. против Югославии во главе со С. Милошевичем;

Попытки урегулировать арабо-израильский конфликт (заклю­чение договора 1993 г. о создании Палестинской автономии).

4. Правление Клинтона было омрачено громким политическим скандалом, связанным с романом с практиканткой Белого дома 22-летней Моникой Левински (zippergate от слова "zippe/ 1 " - ши­ринка). Скандал возник не столько из-за самого романа, сколь­ко из-за того, что Б. Клинтон солгал под присягой (совершил Клятвопреступление) о своих отношениях с Левински во время дачи показаний по другому делу. Это явилось формальным по­водом для начала процедуры импичмента. Импичмент изна­чально не имел перспективы, но цель этого процесса состояла в том, чтобы скомпрометировать Клинтона и демократов (что в конечном итоге и произошло) - Клинтон не был отрешен от должности (процедура импичмента была завершена 12 февраля 1999 года), но по репутации демократов был нанесен удар.

5. Несмотря на скандал, связанный с Левински, сам Б. Клинтон, его деятельность оставили хорошую память. Время Клинтона вошло в историю как "золотая эра" относительной безопасно­сти, благополучия, экономического процветания.

Современная политика США (после 2001 г.)

1. На выборах 2000 г. скандальную победу одержал республика­нец Джордж Уокер Буш (1946 г.р.) - губернатор штата Техас и старший сын 41-го президента США Дж. Буша (см. Воп­рос 44). Первые несколько месяцев своего правления Дж.У. Буш не мог определить приоритеты своей деятельности. Например, одним из своих первых указов президент стал регулировать размер дырок в разных сортах сыра, что несколько удивило американскую общественность.

Переломным событием в деятельности администрации Дж.У. Буша стали события 1Г сентября 2001 года - атака террористов, захвативших пассажирские самолеты, на здания Всемирного тор­гового центра в Нью-Йорке и Пентагон, в результате чего "баш­ни-близнецы" загорелись и рухнули. Погибли тысячи человек.

После указанных терактов основным приоритетом деятельно­сти администрации Буша стала борьба с терроризмом, которая велась по двум основным направлениям :

Внешнеполитическое:

Провозглашение "Оси зла", основу которой составляли ан­тиамериканские режимы в Афганистане, Иране, Ираке, КНДР, Сирии и Ливии;

Военные операции в Афганистане и Ираке, правительства которых были обвинены в поддержке мирового терроризма;

Политическое давление на Иран* КНДР, Сирию;

Внутриполитическое - создание в 2003 г. министерства внут ренней безопасности, главной целью которого является борьба с терроризмом, в т. ч. негласными методами.

Ранее, в 1997 г. была сформулирована новая стратегия нацио­нальной безопасности на XXI век. (Но именно при Дж.У. Буше она стала прямым руководством к действию для правительств;! США). Ее ключевые положения :

США должны быть сильным государством даже после оконча ния "холодной войны";

США будут сохранять свое лидерство в мире; случае угрозы безопасности страны американское правитель­ство будет вмешиваться в любой политический кризис в любой точке мира, даже без согласия ООН и НАТО.

Крупнейшими внешнеполитическими акциями администрации Дж.У. Буша стали военные операции в Афганистане и Ираке.

Война в Афганистане была начата почти сразу после событий 11 сентября 2001 года - 7 октября 2001 года. Поводами к войне стали :

поддержка радикальным исламским режимом "Талибан" миро­вого терроризма;

наличие в Афганистане центров подготовки террористов; предположительное нахождение на территории Афганистана "террориста № 1" Усамы бен Ладена.

Война была скоротечной и велась необычными методами :

Ставка была сделана на вооруженную оппозицию "Талибана" в самом Афганистане - "Северный альянс";

Армия США вела только "воздушную войну" - усиленные бом­бардировки позиций талибов;

Наземные бои при поддержке американцев с воздуха вели воо­руженные соединения "Северного альянса".

В результате указанной тактики силы "Талибана" были раз­громлены за 1,5 месяца; 12 ноября 2001 года армия "Северного альянса" взяла Кабул. Результатами скоротечной войны 2001 г. стали :

Свержение режима "Талибан", правившего в Афганистане 5 лет (1996-2001);

Прекращение 23-летней гражданской войны в Афганистане (1978-2001);

Приход к власти проамериканского правительства во главе с X. Карзаем.

Главный враг США - У. бен Ладен в ходе этой войны пойман или уничтожен не был.

2. Военная операция против Ирака - "Шок и трепет" - была проведена с 20 марта по 2 мая 2003 года. Поводами к войне стали :

Предположение, что в Ираке находится оружие массового уничтожения (не было найдено ни до, ни после войны);

У предположение, что президент Ирака С. Хусейн поддерживает мировой терроризм (также не было доказано).

Действительной причиной войны было желание руководства США свергнуть антиамериканский режим С. Хусейна и укре­пить позиции США в Ираке - стране, обладающей 10% миро­вых запасов нефти.

Война была проведена односторонне США и Великобританией бе.ч санкции ООН. Требования союзников США - Германии, Фран­ции и Италии решить конфликт мирным путем были проигнори­рованы, что внесло раскол в ряды союзников США по НАТО-

В отличие от операции "Буря в пустыне" 1991 г., в 2003 г. ар­мии США и Великобритании сразу начали наземную опера­цию, продвигаясь вглубь Ирака с территории Кувейта. Армия Ирака оказывала упорное сопротивление только в первые дни войны. По мере приближения американских войск к Багдаду сопротивление начало угасать. 9 апреля 2003 года армия США почти без боя взяла Багдад. Армия Ирака во главе с верховным главнокомандующим бежала с поля боя. Многие высшие гене­ралы Ирака были подкуплены. Режим Саддама Хусейна, пра вивший Ираком 24 года, был свергнут. Партия БААС, нахо^ дившаяся у власти 35 лет (1968-2003), была объявлена вне за кона. Через 7 месяцев, 13 декабря 2003 года, Саддам Хусейн был пленен близ родного города Тикрит на севере Ирака и арестован.

Несмотря на военную победу, война в Ираке стала крупным по литическим поражением Дж.У. Буша. Администрация США не продумала систему управления Ираком после войны. После свержения режима С. Хусейна, 24 года державшего разношер стное иракское общество в повиновении, образовавшийся по литический вакуум был заполнен многочисленными ислам скими и экстремистскими силами. В Ираке фактически нача лась партизанская война против американцев и гражданская война группировок между собой.

Несмотря на формальную передачу власти иракцам в конце июня 2004 г., гражданская война в Ираке и вооруженное со противление американцам в Ираке продолжаются, что сильно снижает авторитет администрации Дж.У. Буша.

Тема Ирака стала одной из основной в ходе президентской кампании 2004 г. Она расколола американское общество при мерно пополам. Часть американцев считает, что свержение ан тиамериканских режимов, в конечном итоге, укрепляют безо пасность США и влияние США в мире (в основном, это электорат республиканцев). Другая часть общества, наоборот, считает Что военные операции за границей снижают авторитет США в мире, приводят к ненужным жертвам и ничего не дают простым американцам (в основном, это избиратели демократов).

Несмотря на жесткую критику за начатую им войну в Ираке, Дж. У. Буш одержал победу на президентских выборах 2004 г. И был переизбран на 2-й срок (до января 2009 г.).

При рождении Билл получил имя Уильям Джефферсон Блайт-четвертый. Его отец Уильям Джефферсон Блайт-третий погиб в автомобильной катастрофе за три месяца до рождения сына. Мать - Вирджиния Келли - вышла второй раз замуж за продавца машин Роджера Клинтона, и в пятнадцатилетнем возрасте Билл взял фамилию отчима. Среднее образование будущий президент США получил в школе городе Хот-Спрингс (шт. Арканзас). С юных лет он стремился к политической деятельности, в 1962 представлял Арканзас на съезде молодежной организации Американского легиона , где познакомился с президентом Джоном Кеннеди . В 1968 Билл окончил факультет международных отношений Джорджтаунского университета в Вашингтоне. Во время учебы в Вашингтоне в течение года работал в аппарате сенатора Уильяма Фулбрайта . В студенческие годы Клинтон принимал активное участие в молодежном движении протеста против войны во Вьетнаме, уклонился от призыва в армию.

Получив специальную стипендию Родса , Клинтон смог продолжить образование в Оксфордском университете в Англии (1968-1970), а затем на юридическом факультете Йельского университета , где защитил степень доктора права. В 1972 в Техасе он участвовал в организации избирательной кампании кандидата в президенты от Демократической партии Джорджа Макговерна.

Вернувшись в Арканзас, начал преподавать юриспруденцию в Арканзасском университете, принял активное участие в работе местной организации Демократической партии. В 1974 безуспешно пытался добиться избрания в члены Конгресса США от Арканзаса. В 1975 Клинтон женился на Хиллари Родхем , с которой познакомился во время учебы в Йеле. В 1980 у супругов родилась дочь Челси.

В 1976 был избран генеральным прокурором (атторнеем) Арканзаса (1977-1979), возглавлял группу поддержки Джимми Картера в Арканзасе на президентских выборах (1976). В 1978 Клинтон был избран губернатором штата Арканзас, став самым молодым губернатором страны. Он занимал этот пост в 1979-1981, 1983-1992. Будучи губернатором провел реформу системы образования, содействовал развитию промышленности с помощью предоставления налоговых льгот.

Как политик Клинтон отличался повышенным вниманием к вопросам образования, здравоохранения, потребительских прав, экологии. Пребывание на посту председателя Национальной ассоциации губернаторов США (1986-1987) способствовало его превращению в политика общенационального масштаба. Несмотря на обвинения в многочисленных любовных похождениях, в 1992 он был избран кандидатом на пост президента США от Демократической партии и на президентских выборах в ноябре 1992 сумел нанести поражение республиканцу Джорджу Бушу-старшему и независимому кандидату Россу Перо. Успех на президентских выборах Клинтону удалось повторить в 1996, когда он победил республиканца Боба Доула.

Став президентом, Клинтон выступил с внутриполитической программой инвестирования 700 млрд. долларов на образование, борьбу с безработицей и другие социальные нужды за счет сокращения военных расходов, увеличения налогов. Но в 1994 демократы впервые за сорок лет потеряли большинство в Конгрессе и президенту с большим трудом удавалось согласовать государственный бюджет. Республиканцы требовали значительного сокращения государственных расходов. Клинтон выступил с программой снижения бюджетного дефицита, но возражал против попыток сократить затраты правительства на социальные программы. Разработанные вместе с супругой Хиллари Клинтон предложения президента по реформированию системы здравоохранения были блокированы республиканским большинством Конгресса.

В области внешней политики Клинтон продолжил линию предыдущих президентов на закрепление за США роли мирового арбитра при решении международных конфликтов. В 1993 при содействии США было подписано мирное соглашение между Израилем и Организацией освобождения Палестины, а в 1994 аналогичное соглашение между Израилем и Иорданией. В 1995 при активном участии США были подписаны соглашения по урегулированию боснийского кризиса. Клинтон неоднократно предпринимал попытки наладить диалог противоборствующих сторон в Северной Ирландии, стал посредником в заключении мирного договора между противоборствующими сторонами. Однако посылка американских воинских контингентов в Сомали, на Гаити, позиция США в отношении расширения НАТО на восток подвергались критике как в самих США, так и в мировом сообществе. В годы президентства Клинтона Америка переживала рост экономики, что позволило существенно повысить благосостояние населения. Впервые за три десятилетия бюджет страны выполнялся с профицитом.

Последние годы пребывания Клинтона на посту президента были омрачены скандалом, связанным с интимной связью президента с молодой сотрудницей Белого дома Моникой Левински. Президент отрицал эту связь в ходе судебного разбирательства, но затем был вынужден признаться во лжи. В 1998 против него был начат процесс импичмента. Клинтон обвинялся в ложных показаниях суду и в создании препятствий правосудию, но был оправдан сенатом (1999). В 2000 Хиллари Клинтон была избрана сенатором США от штата Нью-Йорк. Сам Клинтон в отставке занялся общественной деятельностью, выступает с лекциями в США и за рубежом.

Мало кто знает, что Клинтон - это фамилия отчима 42-ого президента США. Уильям Джефферсон Блайт III родился в городе Хоуп штата Арканзас, отец 4-летнего мальчика погиб в автокатастрофе. Мать Билла вышла замуж за Роджера Клинтона, а 15 лет будущий президент взял фамилию отчима. Политикой Билл решил заняться после школьной встречи с президентом Джоном Кеннеди. В 1968 году Билл окончил Джорджтаунский университет, а в 1973 году окончил юридический факультет Йельского университета.

До 1976 года Клинтон преподавал в школе права Университета Арканзаса, там же он сделал свои первые политические шаги. Так, в 1974 году он принял участие в выборной гонке Палаты представителей от демократов, но не прошел. А в 1976 году Билл все же был избран генеральным прокурором штата Арканзас, еще через два года -губернатором. В 1982 году Клинтон был переизбран на должность. Супругой будущего президента стала его однокурсница - Хиллари Родэм. У пары родилась дочь в 1980 году, ее назвали Челси.

В 1990 году стал руководить Советом демократического руководства, эта организация занималась сдвигом позиции партии к политическому центру. Так, в 1992 году Билл стал участником президентских выборов, он победил президента Буша-старшего и миллиардера Росса Перо. У Клинтона и его правой руки - Альберта Гора было 43 процента голосов избирателей и 68,7 процента - выборщиков.

Будучи впервые у руля страны, Клинтон сделал много правильных шагов и совершил некоторые промахи. В 1996 году Билл снова победил в выборах, на этот раз он собрал 49,2 процента голосов избирателей и 70,4 процента голосов выборщиков. Против него снова «играл» Росс Перо, еще одним соперником стал Боб Доул.

Второй срок для Клинтона стал непростым. Внешняя политика требовала особой жесткости и реакции. Президент смог добиться расширения НАТО в Восточной Европе, а в 1998 году Клинтом нанес воздушные удары по Ираку. Это случилось после того, как страна отказалась сотрудничать с международными инспекторами по вооружениям. Еще одна военная операция стартовала в 1999 году, силами НАТО США кинулись в Югославию защищать албанское население Косово. Еще одним важным действием Клинтона во внешней политики стало учреждение Международного уголовного суда. Его впоследствии упразднил Буш-младший. Что касается внутренней политики, за время власти Клинтона в США впервые за долгие годы был зафиксирован профицит бюджета, а также упал уровень инфляции и безработицы.

Самое любопытное в президентских сроках Клинтона - скандалы. Так, в 1994 году началось расследование по делу корпорации Whitewater. Компания стала банкротом, а супругов Клинтон подозревали в финансовых махинациях. Прокурором по делу являлся Кеннет Старр, который не смог привлечь президента к ответственности. Далее делом занялся Роберт Рей, он признал, что доказательственной базы на Клинтона нет.

Тот же прокурор Старр занимался делом о связи президента с некой практиканткой из Белого дома по имени Моника Левински. На этот раз Клинтон признался - с Левински у главы государства были «неподобающие отношения». Заявление президент сделал в 1998 году, в тот же год его хотели «убрать», за импичмент проголосовала Палата представителей Конгресса. Однако, Сенат реабилитировал Клинтона, перед народом президент извинился за свой поступок. Когда пришло время выборов, популярность Клинтона заметно погасла, его преемник Гор проиграл республиканцу Бушу-младшему в 2000 году.

После освобождения от должности президента Билл занялся общественно й деятельностью, в 2005 году, в тандеме с Бушем-старшим, Клинтон возглавил общенациональную благотворительную кампанию по сбору средств в помощь жертвам урагана «Катрина». Что же касается Хиллари Клинтон, в 2000 году она тоже влилась в политику - заняла пост сенатора от штата Нью-Йорк, там она проработала 2 срока. Все попытки женщины занять пост президента не увенчались успехом. В 2009 году Хиллари стала государственным секретарем США, а Билл специальным посланником ООН по Гаити.

В 1980-х и начале 1990-х гг. экономика США столкнулась с серьёзными дестабилизирующими процессами, объединяющими циклический и структурный кризисы, стагфляцию (сочетание падения темпов экономического роста и рост инфляции) с обострением международных экономических отношений и валютно-финансовых проблем. Экономические проблемы США 70-х гг. привели к пересмотру теоретических основ, методов и направлений государственного регулирования экономики. Кейнсианская концепция сменяется неоконсервативным подходом, реализованным в виде монетаризма .

Нерешённые социально-экономические проблемы 70-х гг. XX в. показали, что методы государственного регулирования и экономическая политика государства 60-70-х гг. не соответствовали новым условиям экономического развития. Кризис начала 80-х гг., который затронул как традиционные, так и новые отрасли экономики, выявил определенную негибкость экономической политики государства и несоответствие методов регулирования изменениям в экономической ситуации.

Рональд Рейган

В феврале 1981 года президент США Рональд Рейган дал старт новой экономической политике, которая вошла в историю под названием рейганомики. Он предложил в течение трёх лет сократить расходы бюджета на 49 млрд. долл. и налоги на 36 процентов.

Рекомендации Джона Кейнса по государственному регулированию экономики постепенно утрачивали смысл, так как стимулирование роста за счёт бюджета далее было недопустимым, - раздувавшийся дефицит порождал риски неконтролируемой инфляции и кризис на долговых рынках.

Тогда Рейган обратился к рецептам монетаризма и сэплай-сайд экономики. Его советником стал Милтон Фридмен. Резкое уменьшение налоговых ставок на доходы бизнеса, свертывание социальных программ, других государственных расходов, сократили централизованное перераспределение доходов. Начавшийся после этого спад сменился в конце 1982 г. подъёмом экономики.

Кейнсианские и неокейнсианские методы государственного регулирования экономики более не действовали — заявляли представители Чикагской школы Милтон Фридман и Фридрих фон Хайек, которые обосновали необходимость уменьшения государственного вмешательства в экономику и поиска новых методов государственного регулирования, соответствующих реальной экономической ситуации.

Неоконсервативное направление выдвинуло на первый план задачи рационализации и повышения эффективности производства, его структурной и технологической перестройки, усиление интернационализации капитала. Внедрение новых технологий требовало накопления значительных инвестиционных ресурсов и вложения их в передовые отрасли.

Основные положения неоконсерваторов были применены на практике в ведущих индустриальных странах в 80-е гг. XX в. с некоторыми различиями в методах реализации. Основными направлениями государственного регулирования экономики являлись:

— стимулирование совокупного предложения (вместо стимулирования совокупного спроса в рамках кейнсианской концепции государственного регулирования);

— возрастание роли кредитно-денежной политики с целью контроля над динамикой денежной массы;

— приватизация — передача в различных формах объектов государственной собственности (государственных предприятий, акций, облигаций, муниципального жилья и т. д.) в частную собственность;

— дерегулирование экономики: уменьшение административно-правовых ограничений деятельности, ликвидация контроля над заработной платой, предоставление большей хозяйственной свободы государственным предприятиям;

— изменение роли государства в социальных программах;

— рост государственного стимулирования НИОКР. Изменение концепции государственного регулирования не означало полного отказа от проведения государственной экономической политики, а предполагало ее перестройку. Основной целью переориентации государственного регулирования было уменьшение прямого вмешательства государства в экономику и повышение роли косвенных экономических методов регулирования, в первую очередь денежно-кредитного регулирования. Одновременно возрастала роль рыночных регуляторов экономики.

Основные положения неоконсервативной теории определили концептуальную платформу экономической политики президента Р. Рейгана (1981-1988), которая получила название рейганомика. Для нее были характерны защита экономических принципов свободного рынка, конкуренции и открытой экономики, сбалансированность бюджета и снижение налогов для поощрения предпринимательской активности. Одновременно правительство принимало меры для стимулирования инвестиционного роста, подавления инфляции и повышения конкурентоспособности страны на международном рынке. При такой направленности экономического регулирования проблемы занятости и благосостояния отходили на второй план.

Экономическая политика США в этот период основывалась на концепции приоритета стимулирования предложения и рейганомика являлась одним из вариантов неоконсервативной политики государства, которая применялась но всех развитых странах в 80 — начале 90-х гг.

Основными целями экономической политики Р. Рейгана были:

— рационализация производства;

— рост концентрации производства;

— технологическая перестройка экономики;

— структурная перестройка экономики;

— снижение государственного долга;

— снижение инфляции и безработицы.

Для достижения этих целей были определены основные направления экономической политики государства, основанные на сокращении государственного вмешательства в экономику.

Налоговая политика. Сокращение налогов было первым шагом экономической политики Р. Рейгана. Налоги рассматривались как главный инструмент фискальной политики государства. Достижение долгосрочного неинфляционного роста предполагает необходимость воздействия непосредственно на производство путем целенаправленного снижения налогов, сокращения уровня предельных налоговых ставок на прибыли корпораций и личные доходы.

Было принято новое налоговое законодательство, направленное на снижение ставок налогов на бизнес и подоходного налога. В соответствии с ним максимальная ставка налога на прибыль сокращалась с 46 до 34%, а максимальная налоговая ставка на недвижимость и незаработанные доходы сокращалась с 70 до 50%.

Такая налоговая политика стимулировала рост инвестиционной активности, повышение технологического уровня производства, создание новых рабочих мест и рост объемов производства. В свою очередь, повышение занятости и рост объемов производства приводили к увеличению налоговых поступлений в бюджет, несмотря на снижение ставок налогов.

Было проведено поэтапное сокращение индивидуального подоходного налога. Максимальная его ставка сократилась в общей сложности с 50 до 28%. Были установлены только две ставки подоходного налога: 15% — на налогооблагаемые годовые семейные доходы ниже 29 750 долл. и 28% — на доходы, превышающие этот уровень. Налоговая политика повышала статус самых богатых американцев и одновременно дала возможность среднему классу улучшить свое материальное положение.

Для увеличения инвестиционных ресурсов были изменены условия амортизации оборудования, что позволило увеличить амортизационные отчисления. Для производственных зданий и сооружений срок амортизации составлял 10-15 лет, для оборудования — 5 лет, для исследовательского оборудования — 3 года.

Бюджетная политика. Рост государственных расходов, направленных на стимулирование различных составляющих совокупного спроса в соответствии с кейнсианской концепцией, в 70-е гг. не проявил себя как эффективная антикризисная мера, а приводил к обратным результатам — к росту цен и инфляции. Более того, в этот период кризисные явления в экономике стали сопровождаться не снижением, а ростом цен. Необходимы были новые направления бюджетной политики.

Бюджетная политика Р. Рейгана в качестве основного направления определила сокращение дефицита бюджета. Основным инструментом ее реализации было сокращение государственных расходов. В первую очередь сокращение расходов государственного бюджета коснулось расходов на социальные программы, программы поддержания уровня жизни и на борьбу с бедностью. Ориентация бюджетной политики на стимулирование производства и инвестиций приводила к снижению социальных гарантий.

Элементом социальной политики Р. Рейгана была программа нового федерализма, в соответствии с которой произошло разделение функций федеральной власти, власти штатов и местных органов власти по реализации социальных программ. Федеральное правительство должно было финансировать медицинскую помощь бедным. Все остальные социальные программы должны были реализовывать правительства штатов. Был создан федеральный фонд, средства которого направлялись на реализацию социальных программ в течение 4 лет.

Значительней всего были сокращены программы, направленные на поддержание беднейших слоев населения, — были отменены продовольственные карточки и уменьшены пособия для матерей-одиночек. Одновременно с этим программы, направленные на поддержание уровня жизни средних слоев населения, на пенсионное и медицинское страхование, практически не изменились.

Политика дерегулирования (ограничение государственного регулирования предпринимательской деятельности) представляла собой комплекс мероприятий, направленных не на отказ от государственного регулирования экономики, а на изменение его стратегии и приоритетов. Условием ее реализации было перераспределение функций регулирования между государством и бизнесом. Политика дерегулирования была направлена на рост экономической свободы предпринимателей и ослабление бюрократического давления.

Были сокращены требования и отменены некоторые правила, применяемые ранее к производственной и рыночной деятельности: контроль над ценами на нефть и контроль государства за уровнем минимальной заработной платы. Были ослаблены некоторые требования по экологическим стандартам и охране окружающей среды: снижены требования к степени очистки воды и воздуха промышленными, энергетическими и другими компаниями. Для снижения бюрократического влияния на развитие экономики и повышения эффективности управления были приняты меры по сокращению численности государственного аппарата и уменьшены расходы на его содержание.

Жесткая кредитно-денежная политика. Основным направлением кредитно-денежной политики государства было антиинфляционное регулирование денежной массы. Правительство США поддерживало меры Федеральной резервной системы по уменьшению темпов роста денежной массы в целях сдерживания инфляционного роста цен.

Результаты экономической политики Р. Рейгана были неоднозначными. Наблюдались позитивные результаты по борьбе с безработицей и инфляцией. Если индекс инфляции в 1980 г. составлял 12,5% , то в 1988 г. — 4,5%. За этот же период уровень безработицы сократился с 7 до 5,4%. В экономике было создано более 17 млн новых рабочих мест. Некоторое снижение кредитных процентных ставок стимулировало покупку населением домов и автомобилей.

В 1989 г. ВНП превысил предкризисный максимальный уровень на 28%, объем личного потребления вырос на 1 /3. Экономическому подъему способствовало также завершение структурной перестройки экономики и ускорение процесса обновления основного капитала, стабилизация курса доллара и переход к более открытому типу экономики.

Однако снижение налогов не привело к ожидаемому инвестиционному росту и ускорению темпов развития экономики. Не удалось решить задачу бездефицитного бюджета. Сокращение расходов на социальные цели не могло компенсировать рост военных расходов со 134млрддолл.в 1980 г. до 282 млрд долл. в 1987г. Рост военных расходов не только дестабилизировал бюджет, но и ограничивал возможности для инвестиций в другие сферы экономики. Возросла дифференциация доходов населения. Доходы самых богатых американцев возрастали значительно более быстрыми темпами, чем средних и беднейших слоев населения.

Экономическая политика Билла Клинтона

В конце 80-х гг. XX в. экономика США вступила в период замедления темпов экономического роста, связанного не только с циклическим характером совокупного спроса, но и с кризисными процессами в кредитно-финансовой сфере. Дефицит государственного бюджета — 290 млрд долл., растущий государственный долг привели к сокращению инвестиционной активности в стране.

Экономический спад, затронув автомобильную промышленность США в связи с расширением экспансии японских автомобильных фирм, автоматически привел к падению производства в металлургии, а кризис в строительстве повлек за собой снижение производства стройматериалов. В лучшем положении в этот период оказались отрасли экспортной ориентации — машиностроение и приборостроение. Увеличение экспорта одновременно с замедлением импорта способствовало уменьшению дефицита торгового баланса.

Главной стратегической задачей экономической политики Б. Клинтона было оздоровление американской экономики на основе стимулирования роста инвестиционной активности, повышенное внимание к долгосрочным проблемам. Правительство проводит политику, направленную на поддержание НИОКР, стимулирование деятельности малого бизнеса, развитие государственной инфраструктуры и усиление роли государства в решении социальных проблем.

План стабилизации экономики демократической администрации Б. Клинтона предполагал три основных направления:

— финансирование роста числа рабочих мест на основе развития системы образования, профессиональной подготовки, переподготовки и системы общественных работ. На эту программу предусматривалось направить 30 млрд долл.;

— стимулирование инвестиций на основе льготного финансирования частных инвесторов и целевых капиталовложений в наиболее важные отрасли экономики. На эту программу предусматривалось направить 140 млрд долл.;

— сокращение дефицита бюджета как необходимого условия долгосрочного экономического роста на основе сокращения правительственных расходов и повышения налогов. Были повышены ставки подоходного налога и налога на прибыль корпораций. Максимальная ставка подоходного налога составила 36%, был дополнительно введен 10% налог с дохода свыше 250 тыс. в год. Ставка налога на прибыль возросла на 2% и составила 36%.

Реализация этих направлений экономической политики в течение первых двух лет привела к определенным позитивным результатам: сократился уровень безработицы и инфляции, было создано 6 млн новых рабочих мест, более эффективно стали работать структуры бизнеса, снизился дефицит госбюджета, расширилась внешняя торговля.

Подробнее см. на https://studme.org