Ариадна: Герои мифов и легенд - Мифологическая энциклопедия. Дионис и ариадна Женой кого стала ариадна

Все величие женщин, принадлежащих к дионисийскому культу, воплощается в Ариадне. Она - идеальный образ чистой красоты, способной сотворить при помощи любви вечную жизнь. Но прекрасной девушке предстоит пройти и путь смерти, полный печали и вечной скорби.

Ариадну открыто называют женой Диониса. Не смотря на то, что Ариадна была рождена смертной, ей, как и Семеле, предстоит раздлить с божеством бессметрие. По словам Гесиода, ради своего сына Диониса Зевс даровал ей вечную жизнь и вечную молодость. Вот почему она парит так высоко над землей в чудесной колеснице Диониса. Согласно легенде, бог увел Ариадну на вершине горы на острове Наксос, где они бесследно исчезли.

Ариадна была одной из дочерей Миноса. Насколько нам известно из сохранившихся источников, почитали Ариадну, в основном, на островах (Наксос, Кипр, Делос и, конечно, Крит), хотя существуют упоминания о присутствии её культа и в других местностях.

Сюжет о похищении Ариадны и её ужасной печали составляет основную часть всех связанных с ней мифов. Самая известная легенда повествует о том, как Тесей похитил Ариадну из Крита и бросил её на побережье пустынного острова. Но внезапно её стоны и плачь заглушил безумный рёв и гул, а затем появился и сам Дионис, чтобы спасти Ариадну и сделать её владычицей дионисийского мира.

Существует и другая, более древняя версия этого мифа, согласно которой Ариадна уже состояла в отношениях с Дионисом, когда её похитил Тесей. И еще до прибытия на остров ей пришлось дорого заплатить за свою измену.

Итак, сменяющие друг друга печаль и блаженство, уже известные нам из культа Диониса, присутствуют и в культе Ариадны. Их единство является одним из ключевых концептов всех мифов, связанных с возлюбленной Диониса. Стоит только зловещей фигуре Тесея появиться в мифе (а миф об Ариадне без него немыслим), жизнь девушки омрачнается невыносимой печалью и горем. Природа божества и смертного противостоят друг другу. И смертный появляется перед нами как отражение божественного. Дионис скрывался на морском дне с Фетидой, Тесей же был сыном морского бога Посейдона. По дороге на Крит, он опускается в морскую пучину, чтобы получить от Амфитрита корону и принести её в дар возлюбленной. Сама Ариадна тоже близка к морю и водной стихии - будучи рожденной на острове и похищенной в море сыном Посейдона, она присоединилась к Дионису, подобно так называемым “морским девам”, последовавшим за богом к Аргосу. Но Ариадна не просто одна из последовавшим за Дионисом женщин. Она - настоящая царица дионисийских женщин. Миф повествует, что она была единственной достойной находиться подле божества и разделить с ним бессмертие.

Изображение 12.

Дионис и Ариадна в сопровождении сатиров и менад (VI век до н.е.)

Изображение на чаше. Коллекция Музея Метрополитан.

Ариадна во многом подобна Афродите как божественному архетипу чарующей красоты и милосердия. В Аматусе (остров Крит) она почиталась как Ариадна-Афродита. Согласно легенде, она перенесла древнюю статую богини из Крита в Делос, а во время празднований на делосском фестивале Афродиты, о котором мы еще будем упоминать далее, образ Ариадны также имел весьма важное значение. Примечательно и то, что храм Афродиты располагался недалеко от святилища Диониса в Аргосе, где Ариадна, согласно одной из версий мифа, была погреблена. Но наиболее примечательным остается имя Ариадны, которое, как уже упоминалось, часто напрямую связывалось с именем Афродиты. Имя “Ариадна” - это диалектическая форма имени “Ариагнэ”, которое часто встречается на древних вазах. Имя часто использовалось и в культе Афродиты (например, на острове Делос) и означало “святейшая”. Однако, упоминание святости не должно ввести нас в заблуждение, так как не имеет никакого отношения к христианскому пониманию этого понятия. Слово “чистейшая” также не может полностью удовлетворить нас, поскольку само понятие чистоты в таком контексте подразумевало бы некую связь с моральными добродетелями. Поэтому наиболее приемлемым было бы слово “неприкосаемая”, поскольку речь идет о неприкосаемости самой природы, далекой и чуждой понятию добра или зла. Эта природа близка божественной, и поэтому понятие неприкосаемости связанно также с тем, что вызывает почитание и поклонение. Cultus и древний эпос связывают это понятие исключительно с женскими божествами. По сути, божественная “неприкосаемость” касается лишь тех, кто связан с таинственными силами земли, влаги и великой тайной зарождения жизни и смерти. Так почитались, в первую очередь, Артемида, Кора, Деметра и Афродита. Но и Ариадна по своей природе подобна богиням, поскольку также близка этим силам. Подобно Артемиде, Ариадна выступает одновременно и в роли девы, и в роли матери или кормилицы, а зловещий ужас смерти отбрасывает на неё ту же мрачную тень, что и на богиню. В своих танцах Ариадна также подобна Артемиде.

Очевидно, Артемиде действительно близка водная стихия, поскольку она всегда предпочитала обитать в местностях, расположенных возле морского берега или озер. Её похищает сын Посейдона, а Дионис, столь тесно связанный с водой и морем, становиться её женихом. С водой связанны и празднования на честь Артемиды. Примечательно, что даже имя Ариадны встречается вновь в имени нимфы ручьев - Hagno. Но самое главный факт - это то, что на голове Ариадны сияет корона, принесенная ей в дар Тесеем из морских глубин. Первоначально, это был подарок Афродиты, которая также носит золотую корону. Корону изготовил Гефест. На протяжении девяти лет бог прожил в морских глубинах вместе с Фетидой, изготавливая множество драгоценных предметов и украшений. Он также сотворил золотую амфору для Диониса, который принес её в дар Фетиде.

Таким образом, связь Ариадны с морем и Афродитой, рожденной из его вод, очевидна.

Тем не менее, её образ в мифе куда более сложный, чем может показаться на первый взгляд. В ней проявляется не лишь Афродита, но и Артмида и Кора (Персефона), богиня смерти. Необычайно важно понять, что Ариадна связанна с Дионисом и его культом не по какой-то случайности, а в силу того, что она сама подобна богу по своей природе. В тоже время, Ариадна никогда не была одной из тех, кто мог свободно находиться в компании великих богов на равных. Так стоит ли нам пренебрегать всеми примечательными формами верования, которые предлагает нам миф?

История о дочери Миноса скрывает более глубокий смысл. Ариадна - это человеческое воплощение Афродиты. Дионисийской природе свойственно смешание жизни и смерти, смертного и вечного. Противоположности причудливо переплетаются и соединяются воедино в тех, кто окружает бога. Да и сам Дионис - сын смертной женщины. И, точно так же, как Дионису, окрущающим его женщинам суждено вознестись к блаженству, лишь пройдя сквозь горе и страдания. И миф наглядно демонстрирует нам то, насколько подобны Ариадна и Семела. Ведь обе подверглись страданиям и разрушению из-за того, кого так сильно любили. В “Одиссее” встречается рассказ о том, что Тесей хотел забрать Ариадну на Крит, но был вынужден оставить её на острове Наксос (Диа), где, по приказанию Диониса, она была смертельно поражена стрелами Артемиды. Последний стих особенно важен для целостного воссоздания истории. Как уже упоминалось ранее, аналогия с кормилицей Диониса, нимфой Коронидой, помогает лучше понять истинный смысл происходящего. Коронида также погибает от стрел Артемиды. По всей очевидности, это произошло по поручению Аполона, поскольку он уличил Корониду в неверности. Нимфа погибает в тот момент, когда готовится произвести на свет дитя.

Итак, Ариадна и Дионис имели любовную связь. По словам Эпименида, их отношения начались на острове Крит. Тело Ариадны также покоится в подземном святилище “Диониса Критского” в Аргосе. Из мифа нам известно, что Ариадна, подобно Корониде, умирает, когда готовится стать матерью. Её могила в одном из городов на Кипре находилась в роще, принадлежащей Ариадне Афродите, что еще раз подчеркивает её связь с богиней. Существовало также мнение, что после расставания с Тесеем Ариадна погибла в страшных муках, и так и не смогла произвести на свет ребенка.

Плутарх же рассказывает о примечательном культовом действии. На фестивале Ариадны, во время которго совершались посвященные ей жертвоприношения, молодой мужчина должен был имитировать муки роженицы, сопровождая их соответствующими криками и стоном. Существует множество попыток объяснить этот феномен. Но все они весьма неубедительны. Маловероятной представляется популярная версия, согласно которой так называемые “мужские роды” должны были способствовать деторождению. Тем не менее, удевительно то, насколько совпадает эта культовая практика с мифе о Семеле, которая погибла, будучи беременной. Ведь в мифе рождению ребенка способствовал именно мужчина (Зевс), который выносил плод, пришив его к своему бедру.

Множество особенностей культа и мифа подчеркивают связь Ариадны и спутниц Диониса. Среди них особо примечательна страсть Ариадны к танцам. Согласно легендам, Дедал создал для неё особое место на Кноссе, где она могла предаваться безудержным танцам. Не исключено, что это могло быть отсылкой к танцам дионисийского хора который, согласно Виламовицу, был на короне Ариадны. Действительно, нет ничего необычного в том, что творения Гефеста, как и другие божественные артефакты, могли изображать события из жизни людей в том или ином городе. Это касается и известных танцев, поэтому несложно представить себе поднобное оформление короны Ариадны.

Делосский миф и культ подверждают то, насколько значимым был для Ариадны танец. Именно на Делосе Тесей освятил статую Афродиты, которую принесла с собой Ариадна, после чего четырнадцатью спасенными юношами и девушками был исполнен знаменитый танец. Это событие было запечатлено на древней вазе, на которой поза и взгляд Ариадны наталкивают нас на предположение, что танец исполнялся по её наставлению или в её честь.

Так или иначе, во многих источниках упоминается о том, что именно Ариадна была предводительницей дионисийских танцев безумных женщин. Нонн также повествует о её появлении в кругу менад. И у нас есть достаточно причин полагать, что она была во главе их шествия. Согласно одной из версий, Ариадна была одной из тех женщин, которые последовали за Дионисом к Аргосу и были убиты Персеем. Её могила существовала, как известно, как раз в Аргосе.

Существует еще одно весьма занятное свидетельство тесной связи Ариадны и менад. Подобно тому, как нимфы выростили Диониса, Ариадна также играла роль кормилицы божественного ребенка. На изображении на вазе из Палермо женщина, которая приняла Диониса на воспитание у Гермеса, была названа “Ariagne”. Принятно считать, что это связанно исключительно с личным желанием или недостатком знаний художника. Но чтобы изобразить подобное, ему было необходимо принебречь весьма значительным мифом, не имея на то существенных оснований. Несомненно, кормилицу связывают с Дионисом очень нежные чувства. Нимфа Хагно, чье имя на греческом созвучно с именем Ариадны, была, согласно одной из версий, кормилицей Зевса. Некоторые признаки Ариадны проявлялись и в мифе о детях, спасенных Тесеем с её помощью. Её также вспоминали на афинском фестивале Oschophoria, когда два мальчика в женском одеянии несли спелый виноград, а учавствующие женщины должны были играть роль матерей. Итак, Ариадна разделяет трагическую участь тех, кто связан с богом. И вместе с наиболее значимыми для него, она оживает после смерти.

Мы уже говорили об историях, связанных с её смертью. Но все же стоит прибавить, что существовал и другой миф, согласно которому убитая горем Ариадна повесилась после того, как её бросил Тесей. Это похоже на миф об Аригоне, также связанной с культом Диониса. Она также повесилась после того, как её отца убили из-за страшной силы вина. Однако, и Ариадну называют “та, кто себя повесила” в одном из аркадийских культов, связанных с жестоким детоубийством. Наконец, можно вспомнить о дельфийском мифе о Харите и ритуале, в котором принимали участие фиады.

Так или иначе, все версии мифа об Ариадне свидетельствуют о чередовании блаженства и горя. Её культ на острове Наксос столь парадоксален по своей природе, что, казалось бы, принадлежит двум совершенно разным девушкам с именем Ариадна. Часть культа была наполненна радостью и весельем, но другая - скорбью и горем. Здесь мы вновь узнаем двойственность дионисийской природы. Идея смерти также представлена в мифе, когда речь идет о теле убитого Гесиода, которое волны вынесли на берег во время празднований в честь Ариадны. Тем не менее, в основных версиях мифа об Ариадне встречаются разные причины трагичной судьбы девушки. Согласно одной версии, она погибла в пути, когда Тесей пытался похитить её у бога (мы стречаем эту историю в “Одиссее”). Плутарх говорит о том, что она погибла на Кипре или Наксосе. Согласно другим источникам, Ариадна обрела любовь Диониса лишь после того, как её бросил Тесей. И в этой версии мифа бог, чья эпифания внезапно изменяет весь мир, бог, который приносит облегчение и радость, проявляет себя наиболее восхитительным образом. Обессиленная от горя и страданий, Ариадна вздрагивает от пронзительных криков хора и просыпается, благословленная божественной волей, на руках Диониса.

АРИАДНА

— дочь критского царя Миноса и Пасифаи. Сестра Андрогея, Главка, Девкалиона и Федры. Верховная жрица Реи в Кноссе. Когда на Крит прибыл из Афин вместе с юношами, обреченными на съедение Минотавру, царевич Тесей, Ариадна влюбилась в него. Минотавр находился в Лабиринте — дворце с таким количеством переходов, что из него невозможно было выбраться. Ариадна дала Тесею клубок ниток, которые тот разматывал, входя в Лабиринт. Убив Минотавра, Тесей выбрался из Лабиринта по размотанной нити. Тесей увез Ариадну с собой, но, по велению богов, покинул ее спящей на острове Наксосе, так как ей было суждено стать супругой бога Диониса. Выйдя замуж за бога, сама стала богиней и поселилась на Олимпе. Вариант: после того, как Тесей покинул ее, стала супругой Онара.

// ТИЦИАН: Вакх и Ариадна // Хуан де АРГИХО: О Тесее и Ариадне // Питер Корнелис ХОФТ: "Что Ариадну ждет у берега морского? ..." // Фридрих НИЦШЕ: Жалоба Ариадны // Жозе Мариа де ЭРЕДИА: Ариадна // Валерий БРЮСОВ: Нить Ариадны // Валерий БРЮСОВ: Ариадна // Марина ЦВЕТАЕВА: Ариадна // Н.А. Кун: ПУТЕШЕСТВИЕ ТЕСЕЯ НА КРИТ

Мифы Древней Греции, словарь-справочник. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое АРИАДНА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • АРИАДНА в Словаре терминов изобразительного искусства:
    - (греч. миф) дочь критского царя Миноса и Пасифаи, сестра Федры. Когда на Крит прибыл Тесей, обреченный на съедение Минотавру, …
  • АРИАДНА в Кратком словаре мифологии и древностей:
    (Ariadne, "???????). Дочь Миноса и Пазифаи. Когда Тезей был отправлен на остров Крит в числе семи юношей и семи девушек …
  • АРИАДНА
    В греческой мифологии дочь критского царя Миноса и Пасифаи, внучка солнца Гелиоса. Когда Тесей был со своими спутниками заключён в …
  • АРИАДНА в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    АРИА’ДНАв мифах древних греков дочь критского царя Миноса. Когда Тесей был со своими спутниками заключен в лабиринт на Крите, где …
  • АРИАДНА в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    (???????) в греческой мифологии дочь критского царя Миноса я Пасифаи, внучка солнца Гелиоса. Когда Тесей был со своими спутниками заключен …
  • АРИАДНА в Литературной энциклопедии:
    по греческому мифу — дочь критского царя Миноса. При помощи клубка ниток («нить А.») она помогла греческому герою Тезею выйти …
  • АРИАДНА в Большом энциклопедическом словаре:
  • АРИАДНА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    в древнегреческой мифологии дочь критского царя Миноса; помогла афинскому герою Тесею, убившему Минотавра, выбраться из Лабиринта при помощи …
  • АРИАДНА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    - дочь критского царя Миноса и Пазифаи. Когда Тезей решился убить минотавра, которому афиняне, по требованию отца А., посылали ежегодно …
  • АРИАДНА в Современном энциклопедическом словаре:
    в греческой мифологии дочь критского царя Миноса. Помогла Тесею, убившему Минотавра, выйти из лабиринта, снабдив его клубком ниток, конец которых …
  • АРИАДНА
    [из древнегреческого] в древнегреческой мифологии дочь критского цар миноса; помогла афинскому герою тесею выйти из лабиринта при помощи клубка ниток …
  • АРИАДНА в Энциклопедическом словарике:
    ы, ж., одуш., с прописной буквы В древнегреческой мифологии: дочь критского царя Миноса. | А. помогла афинскому герою Тесею выйти …
  • АРИАДНА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АРИ́АДНА, в греч. мифологии дочь критского царя Миноса. Помогла афинскому герою Тесею, убившему Минотавра, выйти из лабиринта, снабдив его смотанной …
  • АРИАДНА в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Рассказ …
  • АРИАДНА в Новом словаре иностранных слов:
    (гр. ariadne) в древнегреческой мифологии - дочь критского царя миноса; помогла афинскому герою тесею выйти из лабиринта при помощи …
  • АРИАДНА в Словаре иностранных выражений:
    [гр. ariadne] в древнегреческой мифологии - дочь критского царя миноса; помогла афинскому герою тесею выйти из лабиринта при помощи клубка …
  • АРИАДНА в словаре Синонимов русского языка:
    имя, …
  • АРИАДНА в Словаре русского языка Лопатина:
    Ари`адна, …
  • АРИАДНА в Полном орфографическом словаре русского языка.
  • АРИАДНА в Орфографическом словаре:
    ари`адна, …
  • АРИАДНА в Современном толковом словаре, БСЭ:
    в греческой мифологии дочь критского царя Миноса. Помогла афинскому герою Тесею, убившему Минотавра, выйти из лабиринта, снабдив его клубком ниток, …
  • АРИАДНА ПРОМИССКАЯ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Ариадна Промисская (II), мученица. Память 18 сентября. Святая мученица Ариадна была рабыней …
  • АРИАДНА (МИЧУРИНА) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Ариадна (Мичурина) (1900 - 1996), схиигумения, настоятельница Богородице-Владимирской женской обители в Харбине, …

«Дедал и Икар» Ван Дейк (1630-1640)

Дедал - величайший греческий скульптор, художник, строитель и изобретатель, сын афинского художника Эвпалма, его имя происходит от древнегреческого глагола «дэдало» — занимаюсь искусством.

Другая легенда о Дедале гласит, что он родился в Афинах и был потомком Эрехтеа (мифический герой и царь Афин, основатель Панатинайских игр). Высокого происхождения была и его мать Алкипия (Фрасимиди или Ифинои), происходившая от Кекропа, мифического основателя Афин.

Ещё по одной версии Дедал происходит от бога Гефеста, и от него унаследовал способность создавать практически все.

Однозначно назвать Дедала положительным героем мы бы не решились, ведь никакая гениальность не страхует от человеческих слабостей. Статуи работы Дедала выглядели как живые, и поэтому люди привязывали их, чтобы они не сбежали; кони ржали перед его картинами, словно узнавали на них своих живых собратьев; люди оказывали Дедалу чуть ли не божеские почести. Однако когда Дедал понял, что его племянник Талос еще более одарен, он из зависти убил его, сбросив с крутой скалы афинского Акрополя. Преступление раскрылось, когда Дедал пытался зарыть труп. Ареопаг (высший суд в Афинах) приговорил его к смерти, несмотря на его таланты и заслуги.

По другой версии богиня Афина не дала юноше погибнуть и помогла Талосу, правда, несколько своеобразно - превратила того в куропатку.

N.B. А может Дедал с племянником предприняли на тот момент неудачную попытку полетать? А крылья взяли, как у куропатки?

Daedalus and Icarus by Laurent Pecheux (1729 — 1821)

Но боги охраняют художников и порой прощают им нарушение даже самых справедливых человеческих законов. Они помогли Дедалу спастись, и он вместе со своим сыном Икаром добрался до Крита. Царь Минос, только что вернувшийся из военного похода против афинян, принял Дедала с распростертыми объятиями.

На Крите Дедала сразу приняли благодаря его репутации отличного мастера, кроме того, он стал доверенным лицом легендарного царя Кносса — Миноса. Минос поручил Дедалу все технические работы во дворце и, таким образом, Дедал стал изобретателем практически всех новшеств эпохи. На Крите Дедал познакомился с Навкратией, которая работала на службе у царя Миноса и с ней он произвел на свет Икара.

Дедал создал первый танцевальный зал в истории принцессе Ариадне, красотой которой даже боги восхищались. Кроме того, новым изобретением Дедала стала статуя на носу корабля. В связи с этим статуи на носу кораблей в Древней Греции назывались «дэдалиями».

Минос попросил у своего дяди Посейдона (бога моря) подтверждение того, что он достоин занять место царя Кносса.

EL MITO DE PASIFAFE Y EL TORO EN «LA PASIÓN DE PASIFAE» (Maestro dei Cassoni Campana s. XVI)

Посейдон послал красивого быка, которого Минос должен был принести в жертву в честь Посейдона. Минос же не захотел убивать такое прекрасное животное и схитрил, принеся в жертву другого быка вместо присланного. Посейдон пришел в ярость от обмана и наказал Миноса за неуважение необычным способом: он колдовством заставил жену Миноса — королеву Пацифею, влюбиться в быка.

Пацифея, сходя с ума от страсти к быку, попросила Дедала, чтобы он помог ей утолить ее страсть к быку, не подвергая опасности свою жизнь. Дедал выполнил ее просьбу, соорудив деревянную корову полую внутри, облаченную в кожу настоящей коровы и оставил ее на лугу с королевой внутри.

Бык был обманут, подошел к корове и вступил с ней в связь, и от этого неестественного союза родился Минотавр — на одну половину бык, а на другую — человек.

Царь Минос не мог убить новорожденного, боясь снова оскорбить Посейдона, но пожелал спрятать чудовище подальше. Для этого Дедал построил на Крите лабиринт, взяв за образец египетский.

Египетский Лабиринт фараона Аменемхета II

Лабиринт — здание, состоящее из узких коридоров со сложными поворотами, и любой, входивший в лабиринт не мог найти выхода. В этот лабиринт бросили Минотавра, который жил там и питался человеческим мясом. Чудовищу бросали преступников, а раз в девять лет прибывал корабль из Афин, который привозил дань - четырнадцать афинских девушек и юношей на съедение Минотавру.

До сих пор остается неизвестным местонахождение лабиринта, хотя многие связывают его с Кносским дворцом. Это возможно, поскольку Кносский дворец состоит из большого количества комнат, соединенных узкими коридорами. Кроме того, согласно легенде, Кносс был построен по проекту архитектора Дедала.

Каждые 9 лет, афиняне присылали 7 парней и 7 девушек на Крит как плату за несправедливое убийство Андрогео — сына Миноса. Молодых мужчин и женщин бросали в Лабиринт на съедение Минотавру.

Однажды одним из 7 молодых людей стал сын царя Афин — Тесей. Молодой и красивый он влюбился в прекрасную дочь Миноса — Ариадну, которая не позволила отдать любимого на съедение Минотавру. Дедал дал Ариадне клубок ниток, известный как нить Ариадны.

Тесей, следуя инструкциям Дедала, привязал один конец нити на входе и, распутывая постепенно клубок, прошел вглубь лабиринта, пока не нашел и не убил Минотавра. После убийства он проследовал обратно, держась за нить, которая привела его к выходу.

Под «нитью Ариадны» и поныне подразумевается все, что помогает ориентироваться в сложных ситуациях и найти выход из них. Эту нить (или целый клубок) Ариадна некогда дала афинскому герою Тесею, которому предстояла схватка с Минотавром в кносском лабиринте. Кроме этого клубка нитей Ариадна дала ему для борьбы с Минотавром меч. Ведь одного только ориентира недостаточно для решения трудной задачи, нужно иметь еще и необходимые средства, в данном случае - оружие. Ну, а всего прочего - силы, ловкости, отваги - у героя Тесея было в избытке.

НИТЬ АРИАДНЫ
Меж прошлым и будущим нить
Я тку неустанной, проворной рукою;
Хочу для грядущих столетий покорно и честно служить
Борьбой, и трудом, и тоскою,-

Тоскою о том, чего нет,
Что дремлет пока, как цветок под водою,
О том, что когда-то проснется, чрез многие тысячи лет,
Чтоб вспыхнуть падучей звездою.

Есть много несказанных слов
И много созданий, не созданных ныне,-
Их столько же, сколько песчинок среди бесконечных песков
В немой Аравийской пустыне.

Константин Бальмонт

Еще до отъезда на Крит, Тесей, по совету оракула, принес жертвы Афродите, и богиня сделала так, что прекрасная Ариадна, дочь Миноса, с первого взгляда влюбилась в афинского царевича. Красавица тайно пообещала ему помочь убить Минотавра, если Тесей поклянется взять ее с собой в Афины и сделать своей женой. Тесей с радостью

Тесей, убивающий Минотавра
William Russell

принял это предложение и пообещал жениться на Ариадне. Знаменитый строитель лабиринта Дедал ранее подарил Ариадне волшебный клубок ниток и научил ее, как входить в лабиринт и выходить из него. Она должна была открыть дверь и привязать свободный конец нити к дверной притолоке, клубок покатится впереди нее и приведет по хитрым поворотам и переходам к внутреннему помещению, где обитает Минотавр. Этот клубок Ариадна отдала Тесею и наказала ему следовать за клубком, пока тот не приведет его к спящему чудовищу, которого следует схватить за волосы и принести в жертву Посейдону. Обратную дорогу он найдет, сматывая нить в клубок. К этому времени двое юношей, переодетых девушками, убили стражей женских покоев и освободили пленниц, остальных юношей освободил Тесей. Они продырявили днища у критских судов, чтобы помешать погоне, а затем дружно налегли на весла и выскользнули в открытое море. Ариадна тайно бежала с Тесеем.

Несколько дней спустя, высадившись на остров Наксос, Тесей оставил спящую Ариадну на берегу, а сам уплыл.

Ариадна на острове Наксос,
Джордж Уотс, 1857 год

Спящая Ариадна, Джон Уильям Уотерхаус, 1898 год

Ариадна на Наксосе. Кауфман, XVIII век

Мотивы этого его поступка объясняют по-разному. Одни говорят, что он покинул ее из-за новой возлюбленной по имени Эгла, дочери Панопея, другие – что он опасался неприятностей, которые мог вызвать приезд Ариадны в Афины, третьи – что он оставил её на острове из-за разыгравшейся бури, четвёртые – что влюбившийся в Ариадну бог Дионис явился Тесею во сне и потребовал отдать девушку ему. Как бы то ни было, но жрецы Диониса в Афинах подтверждают, что когда Ариадна обнаружила, что осталась одна, покинутой на острове, она стала горько причитать, проклиная Тесея, ради которого она бросила родителей и родину.

Жалоба Ариадны

Кто согреет меня, кто по-преж

Тесей и Ариадна Адамо Тадолини

нему любит меня?
Протяните горячие руки!
Протяните черные угли сердец!
Ибо простерта я и содрогаюсь,
как замерзший до полусмерти, когда ему греют ноги,
ибо бьет меня дрожь неведомых лихорадок,
колют острые ледяные стрелы мороза,
мысль не дает покоя!…

Фридрих Ницше

Неутешная Ариадна горько плакала и корила себя за то, что покинула свой род, поверив Тесею, когда неожиданно услышала пение в честь бога Гименея, в котором ее имя повторялось вместе с именем Диониса.

Для спасения Ариадны явился нежный и ласковый Дионис со своей веселой свитой сатиров и менад. И вот сам весенний бог предстает перед ней и таинственно ей улыбается. «Забудь о нем, теперь ты моя невеста», — произносит Дионис. Его поцелуй и стрелы Амура заставляют прекрасную Ариадну забыть неверного Тесея и воспылать любовью к Дионису. Он без промедления женился на ней, а она родила ему много детей.

Бахус и Ариадна
Tician

Дионис и Ариадна Tintoretto

Бахус и Ариадна. Гро, Антуан Жан

Бахус и Ариадна. Гандольфи Гаэтано, 1728-1781

Бахус и Ариадна. Натуар, Шарль-Жозеф

Бахус и Ариадна. Братья Ленен, 1635 г. Художественный музей, Орлеан

Чима да Конельяно, Брак Вакха и Ариадны

Овидий в своем сочинении «Наука любви» (I, 537) описывает встречу Диониса (римское Вакх, Бахус) с дочерью критского царя Миноса на острове Наксос.

«Бог гласит: Это я, вернейший друг и заботник!
Дева, страх позабудь: Вакху ты будешь женой!
Небо - брачный мой дар: звездой просияешь на небе,
Путь в ночи кораблям Критский укажет Венец.»

Боги услышали проклятья Ариадны, и ее месть настигла Тесея. Возможно, из-за того что потерял Ариадну, возможно, от радости при виде родного берега, но он забыл о своем обещании отцу поднять белый парус. Эгей, наблюдавший корабль с акрополя, увидел черный парус и с горя бросился с утеса в море, которое с тех пор зовется Эгейским.

Ариадна
1
Оставленной быть — это втравленной быть
В грудь — синяя татуировка матросов!
Оставленной быть — это явленной быть
Семи океанам… Не валом ли быть
Девятым, что с палубы сносит?
Уступленной быть — это купленной быть
Задорого: ночи и ночи и ночи
Умоисступленья! О, в трубы трубить-
Уступленной быть! — Это длиться и слыть
Как губы и трубы пророчеств.
2
— О всеми голосами раковин
Ты пел ей…
— Травкой каждою.
— Она томилась лаской Вакховой.
— Летейских маков жаждала…
— Но как бы те моря ни солоны,
Тот мчался…
— Стены падали.
— И кудри вырывала полными
Горстями…
— В пену падали…

Когда боги справляли свадьбу Ариадны и Диониса, то Ариадна была увенчана венцом, подаренным горами и Афродитой. Этот венец был вознесён Дионисом на небо в виде созвездия. После свадьбы с Дионисом Зевс ради своего сына сделал Ариадну бессмертной.

Вакх и Ариадна — Jacob Jordaens

Дионис и Ариадна

Bacchus And Ariadne Painting by Jacopo Amigoni

Вакх и Ариадна. Турки Алессандро, Эрмитаж

Есть, впрочем, разночтения по поводу происхождения венца.

Возможно, это критская корона.

Возможно, это венок самой Ариадны. Сначала Гефест сделал венец из золота и красных камней, доставшихся ему после завоевания Индии, своей жене Афродите, но та передарила его Ариадне. Ариадна дала сияющий венец Тесею, направлявшемуся в Лабиринт, чтобы он освещал ему путь во тьме подземелий. По другой версии, венец был действительно скован Гефестом, но для Диониса — на его свадьбу с Ариадной.

Возможно, венец хоть и принадлежал Дионису, но достался ему от матери Семелы, которая в свою очередь получила его от Афродиты — смотри версию выше. Когда Дионис получил от Зевса позволение вывести свою мать из царства мертвых, он перед спуском оставил этот венец наверху, под камушком, чтобы не осквернить дар небожителей дыханием преисподней. Если б не это — не бывать бы созвездию Северная Корона! Авторы «Истории Аргоса», на которых ссылается Гигин, утверждают, что он поместил венок на небе, «чтобы увековечить в памяти имя матери». Так что по этой версии, он не имеет отношения к Ариадне, жене Диониса. Кстати, жене ли? — говорят, что Дионис подарил венец Ариадне еще раньше всякой свадьбы, а именно — на Крите, за ночь любви, которую потом не мог забыть. Наконец, Эратосфен по-простому считает, что этим венком Ариадна была украшена на свадьбе, «приняв его от Ор и Афродиты».

Или же это корона, которую поднял со дна моря Тесей, которого Минос, отец Ариадны, решил проверить на принадлежность к роду Посейдона. Там, на дне, венок вручила Тесею Фетида (да, да, мать Ахиллеса), получившая его из рук Афродиты на ее свадьбу с Пелеем, а может быть и сама Амфитрита, супруга Посейдона. Так или иначе, Тесей потом вручил венок в дар Ариадне, в благодарность за помощь, любовь и в залог верности, которую сам и нарушил.

Очень изящное созвездие в виде дуги звезд, с яркой звездой Гемма в середине, действительно напоминающее венок. На небе он горит близ созвездия Геркулес, которое, между прочим, иногда считают Тесеем.

Созвездие Северная Корона сияет над горами северного Ирана. Фото Амира Аболфата

Секрет путеводной нити Ариадны

Любовь - это вдохновение, которое оживляет бутоны цветов, раскрывает их лепестки навстречу солнцу. Любовь - это весна души, возрождающая ее к новой жизни. Не случайно до сих пор сохранилась древняя традиция украшать голову невесты венком из нежных цветов. Венец невесты олицетворяет, с одной стороны, девственность, чистоту и невинность, с другой - умирание для старой жизни и рождение в новой.

Он символизирует победу, торжество любви в жизни человека. Не случайно свадебный венец Ариадны называли «критской короной». Говорят, благодаря ее сиянию Тесей нашел во тьме Минотавра, победил его и вышел из лабиринта. Что, если не любовь, является путеводной нитью, выводящей человека из трудных жизненных ситуаций, сомнений и тупиков? Ее свет - это свет звезд, который указывает путь странникам, идущим во мраке. И чем сильнее любишь, тем яснее и дальше открывается дорога, ведущая тебя по жизни. В этом секрет путеводной нити Ариадны. Свет любви всегда указывает верный путь. И никогда бы Тесею не выйти из лабиринта, не будь у него клубочка ниток, связывающего любящие сердца, и чудесной короны.

Высоцкий Владимир — Нить Ариадны
Миф этот в детстве каждый прочел —
Черт побери!-
Парень один к счастью пришел
Сквозь лабиринт.
Кто-то хотел парня убить,-
Видно, со зла,-
Но царская дочь путеводную нить
Парню дала…
С древним сюжетом
Знаком не один ты:
В городе этом —
Сплошь лабиринты:
Трудно дышать,
Не отыскать
Воздух и свет…
И у меня дело неладно:
Я потерял нить Ариадны!
Словно в час пик,
Всюду тупик —
Выхода нет!
Древний герой ниточку ту
Крепко держал:
И слепоту, и немоту —
Все испытал;
И духоту, и черноту
Жадно глотал.
И долго руками одну пустоту
Парень хватал.
Сколько их бьется,
Людей одиноких,
Словно в колодцах
Улиц глубоких!
Я тороплюсь,
В горло вцеплюсь —
Вырву ответ!
Слышится смех: зря вы спешите,
Поздно! У всех порваны нити!
Хаос, возня…
И у меня —
Выхода нет!
Злобный король в этой стране
Повелевал,
Бык Минотавр ждал в тишине —
И убивал.
Лишь одному это дано —
Смерть миновать:
Только одно, только одно —
Нить не порвать!
Кончилось лето,
Зима на подходе,
Люди одеты
Не по погоде,-
Видно, подолгу
Ищут без толку
Слабый просвет.
Холодно — пусть! Всё заберите…
Я задохнусь здесь, в лабиринте:
Наверняка —
Из тупика
Выхода нет!
Древним затея их удалась —
Ну и дела!
Нитка любви не порвалась,
Не подвела.
Свет впереди! Именно там
Хрупкий ледок:
Легок герой,- а Минотавр —
С голода сдох!
Здесь, в лабиринте,
Мечутся люди:
Рядом — смотрите!-
Жертвы и судьи,-
Здесь, в темноте,
Эти и те
Чествуют ночь.
Крики и вопли — все без вниманья!..
Я не желаю в эту компанью!
Кто меня ждет,
Знаю — придет,
Выведет прочь.
Только пришла бы,
Только нашла бы —
И поняла бы:
Нитка ослабла…
Да, так и есть:
Ты уже здесь —
Будет и свет!
Руки сцепились до миллиметра,
Все — мы уходим к свету и ветру,-
Прямо сквозь тьму,
Где одному
Выхода нет!..

Тесей и Ариадна. Реньо Жан Батист, 1800г.

Ариадна очень близко ассоциируется с богиней любви и красоты Афродитой, и на Кипре существовал культ Ариадны-Афродиты. Вообще-то некогда Ариадна была богиней луны на Крите, но в греческой мифологии она выступает в качестве униженной смертной женщины, которая снова становится богиней благодаря Дионису.

Чтобы трактовать этот миф нужно также понять кем является Дионис, ведь именно за него в итоге вышла замуж Ариадна (и вознеслась на Олимп, став бессмертной богиней).

Утверждать дионисийское начало – значит признавать и понимать ту роль, которую играет в жизни боль и смерть, приветствовать весь спектр ощущений от жизни до смерти, от боли до экстаза, включая травматический опыт, когда человек «рождается», выходя из лона постылого и отупляющего соответствия культурным и семейным ожиданиям.

Том Мур, из книги «Puer Papers» (под редакцией Джеймса Хиллмана)

Дионис – это бог блаженного экстаза и восторженной любви. Но кроме того, он преследуемый бог, страдающий и умирающий бог. Все, кого он любит и кто следует за ним, вынуждены разделить его трагическую судьбу.

Вальтер Ф. Отто, «Дионис. Миф и культ»

Дионис (у римлян Бахус) – бог вина и виноделия, а также «бог экстаза и ужаса, неистовства и самого блаженного освобождения» . Младший из олимпийцев, он единственный среди них, у кого мать – смертная. Виноградная лоза, плющ, фиговое дерево (инжир) и ель – растения, дорогие его сердцу. Его символы в животном мире: бык, козел, пантера, олень, лев, леопард, тигр, осел, дельфин и змея. Его царство «распространяется на всю природу, и в особенности на ее животворную и оплодотворяющую влагу: текущий в дереве сок, пульсирующая в венах кровь, жидкий огонь винограда, таинственные неуправляемые приливные процессы в природе – то, что приходит и уходит».

В мифах и ритуалах Диониса окружали женщины: пока он был божественным ребенком, это были мамки и няньки, а потом – очарованные любовницы, неистовые менады и вакханки, одержимые богом Дионисом. Его изображали либо в образе ребенка, либо чаще в образе юноши, завернутого в звериную шкуру, с венком из плюща или винограда на голове и с тирсом в руке (тирс – это жезл, увенчанный еловой шишкой и часто увитый виноградом или плющом).

Дионис – сын Зевса и смертной женщины Семелы, дочери царя Фив Кадма. Зевс полюбил Семелу и оплодотворил ее, приняв облик смертного мужчины. Проведав об этом, ревнивая Гера решила отомстить Семеле и ее нерожденному ребенку. Она явилась Семеле в облике ее пожилой няни Берои и уговорила опрометчивую девушку проверить, действительно ли ее любовник – бог. Для этого коварная богиня посоветовала Семеле потребовать, чтобы Зевс явился ей во всем своем великолепии, как он являлся самой Гере.

Феррари Лука, Зевс и Семела

Той ночью, когда Зевс явился к ней, Семела стала умолять его об одолжении, и бог поклялся водами реки Стикс, – а такая клятва нерушима для богов, – сделать все, чего бы она ни пожелала. Семела, следуя коварному совету Геры, попросила его явиться ей во всем великолепии главного олимпийского бога. Она не знала, что это убьет ее. Связанный клятвой Зевс принял облик бога-громовержца, чьего вида не может выдержать никто из смертных. Молнии Зевса убили Семелу, но ее нерожденного сына сделали бессмертным. В миг смерти Семелы Зевс извлек Диониса из лона матери, зашил себе в бедро и выносил до тех пор, пока сын не созрел достаточно для того, чтобы родиться. (Возможно, слово «Дионис» означает «хромота Зевса», ибо бог, вероятно, хромал, вынашивая ребенка в бедре.) Роль акушера в этих необычных родах играл Гермес.

Затем Диониса отдали сестре и зятю Семелы, и они воспитывали его, замаскировав под девочку, но такая уловка не защитила ребенка от гнева Геры. Ревнивая богиня свела опекунов Диониса с ума, и они попытались убить мальчика. Зевс снова спас сына от гибели, превратив его в барашка и отведя к нимфам горы Ниса (мифическая горная страна, населенная прекрасными нимфами). Нимфы вырастили малыша в пещере. (Еще один вариант происхождения имени Дионис – «Божественная Ниса».)

Силен и Дионис

Там наставник Диониса Силен открыл ему тайны природы и научил изготовлению вина. Силена обычно изображают как пожилого добродушного и немного подвыпившего пожилого человека с лошадиным хвостом и копытами.

В молодости Дионис путешествовал по Египту, потом прошел от Индии до Малой Азии, затем пересек Геллеспонт и попал во Фракию, а оттуда добрался до своих родных Фив в Греции. Куда бы ни приходил Дионис, он везде учил людей выращивать виноград. Ему сопутствовали безумие и насилие. Согласно некоторым мифам, сведенный с ума богиней Герой, он даже совершал убийства. По другим версиям, становились безумными и безжалостными люди, отвергавшие Диониса. Например, после того как царь Ликург отверг Диониса, он в приступе безумия зарубил топором сына, полагая, что срубает виноградную лозу. Подобные же проблемы возникали и у отвергавших Диониса женщин: так дочери царей Пройта и Миньяса, обезумев, разодрали на части собственных сыновей. Когда Дионис вернулся из Индии, богиня Кибела (или Рея; обе – доолимпийские великие матери-богини) очистила его от убийств, совершенных во время приступов безумия, и, что особенно важно, обучила своим мистериям и ритуалам инициации. Таким образом, Дионис не только сам был богом, но также являлся жрецом Великой Богини.

ДИОНИС И МЕНАДА

Согласно мифам, Дионис путешествовал по всему миру, призывая женщин на некоторое время оставить домашние очаги и ткацкие станки, чтобы отправиться вслед за ним в горы для экстатических празднеств. Этим он нередко пробуждал враждебность местного населения. Не удивительно, что богиня брака Гера стала его непримиримым врагом, — ведь они с Дионисом проповедуют совершенно противоположные ценности. Гера чтит прочный брак с его социальными обязательствами, нерушимыми узами и верностью. Дионис пробуждает всепоглощающую страсть и призывает женщин забыть свои привычные роли.

Трактовать это миф можно на нескольких уровнях, соединение которых вполне может дать целостную картину.

Дионис самый женственный из всех Олимпийских богов-мужчин, бог без матери (которая была убита Зевсом до его рождения в следствии интриги Геры), но с самого детства окружённый женщинами, которые в его детские годы были для него мамочками, в юношеские – любовницами. И, кроме того, Дионис единственный из богов, который вознёс на Олимп и обессмертил двух женщин – свою жену Ариадну, и мать (за которой он спускался в царство Аида) – Семелу.

Autumn Romanelli Louvre Дионис

Если внимательно изучать мифологию доэллинистических времён, то можно узнать, что Ариадна (жена Диониса) почиталась как богиня Луны, а Семела (его мать) – как богиня Земли. Таким образом Дионис восстановил в правах этих богинь, которые изначально в мифе предстают в виде смертных женщин (по аналогии – свергнутые богини в результате завоевания народов, поклоняющихся женским богиням, и их замены на патриархальный Олимпийский пантеон), в последствии обретая бессмертие и былое уважение.

Обе женщины мифологически перед вознесением оказались убитыми: Семела от молний Зевса, Ариадна – после предательства Тесеем была «убита горем».

По другим версиям, Ариадна была убита стрелами Артемиды, наученной Дионисом, ибо вступила в брак с Тесеем в священной роще. И если вспомнить, кем является богиня Артемида (в греческой мифологии девственная, всегда юная богиня охоты, богиня плодородия, богиня женского целомудрия, покровительница всего живого на Земле, дающая счастье в браке и помощь при родах, позднее богиня Луны), то можно предположить, что её стрелы могли символизировать лишение девственности и беременность. Таким образом в мифе происходит смерть Ариадны как девушки и последующее её рождение в роли матери и жены Диониса. В некоторых версиях мифа на это указывается более явно: «По рассказу Пеона Амафунтского, Тесей покинул ее на Кипре, она умерла во время родов, ее могила была в роще Ариадны-Афродиты. Согласно Стефану Византийскому, она была на острове Донусия».

Интересно, что в таком случае у Симелы и Ариадны очень много общего. Обе они были беременны, обе умерли во время родов, обе воскрешены Дионисом и вознесены на Олимп обретя бессмертие.

Следует так же вспомнить, какое влияние оказывал Дионис на женщин. Он пробуждал в них их женственную сущность, подавляемую социумом (особенно в патриархальном обществе).

Дионис и Ариадна

Миф об Ариадне был чрезвычайно популярен в античном искусстве, о чём свидетельствуют многочисленные вазы, рельефы римских саркофагов и помпейские фрески (сюжеты: «Ариадна, вручающая Тесею нить», «спящая Ариадна», «Тесей, покидающий Ариадну», «Дионис, обнаруживающий спящую Ариадну», «шествие Диониса и Ариадны). В эпоху Возрождения художников привлекали сюжеты: «боги вручают Ариадне звёздный венец» и «триумф Диониса и Ариадны». « Кроме того, Ариадну изображали во главе процессии менад, почитательниц Диониса, танцующих экстатический танец. Согласно Плутарху, танец походил на сумасшествие, с провозглашением пророчеств и применением тайных знаний. Танцующее тело включается в ритуал, соединяющий в себе индивидуальное и трансперсональное. Именно через эротический экстаз происходит осознание духовной глубины».

В чем же смысл этого мифа? И что символизируют в нашем внутреннем мире его действующие лица? Ариадна, воплощающая собой юную женственность, влюбляется в Героя, фактически посвящает ему себя. Но Тесей как яркий представитель Героического мифа видит в ней только средство для достижения собственных целей. Он по сути своей не способен искренне интересоваться кем-то кроме себя. Здесь я хочу процитировать Иммануила Канта: «Обращаться с человеком как с вещью, как с чем-то, что можно использовать лишь для достижения наших целей, означает совершать насилие над его человеческой сущностью.» Именно это видится мне как одна из основных примет нашего времени – видение в Другом не цель, а средство. Дионис, пожалуй, единственный из Олимпийских богов, не отрицающий феминность, принимающий ее, не боящийся близости – «бог без кожи». Именно в браке с Дионисом Ариадна становится женщиной, раскрывает собственные глубины.

Тесей и Ариадна

Связь с Героем – Тесеем в этом мифе помогает освободиться женщине от идентификации с ролью «папиной дочки», освободиться от уз отцовского мира. Но длительное застревание в Героическом мифе чревато потерей женщины связи со своей феминностью. А брак с Дионисом и является инициацией, позволяющей женщине осознать и прочувствовать свою глубинную внутреннюю силу. То есть, если вернуться к исследованию этого мифа в контексте внутреннего мира, то можно увидеть, что для единения внутреннего мужчины и внутренней женщины в союз, раскрывающий их потенциал и при этом не размывающий их индивидуальности, мужчине необходимо претерпеть трансформацию от Героя к Мистику, чьими целями являются не достижения, а постижение и слияние, а женщине последовательно прожить, максимально прочувствовать все этапы – инициации, описанные мифом об Ариадне.

Учитывая это всё можно проследить инициативный путь, который необходимо пройти женщине, для обретения её «бессмертия».

Дионис и Эрот. Неаполь

Р. Бакстон

Критский Эрос, или странные судьбы Ариадны

Художественные свидетельства, связанные с мифом об Ариадне, достаточно обширны: LIMC — Lexicon Iconographicum Mythologiae Classicae (Иконографический лексикон классической мифологии) — насчитывает 163 изображения, более 60 из которых греческие. Однако литературные свидетельства беднее. Мы не найдем у греков ничего похожего на плачи Ариадны у Катулла (Catull. 64) или у Овидия (Ovid. Heroid. 10); скорее, мы должны доверять плутарховскому «Тесею» и кратким аллюзиям в гомеровских поэмах (Il. XVIII 592; Od. XI 321 sqq.) и у таких авторов, как Аполлоний Родосский, Диодор Сицилийский, Павсаний и Аполлодор. Такой недостаток подробных литературных описаний мифа в определенном смысле огорчает исследователя, поскольку тексты в целом лучше, чем изображения, передают сложные мотивации — а в истории Ариадны мотивации героев особенно сложны.
Я начну с пассажа из третьей книги «Аргонавтики» Аполлония. Вслушаемся в слова, которыми Ясон обольщает Медею (A. R. Arg. Ill 997-1007):

Однажды и Тесея освободила от тяжких подвигов
Дева, дочь Миноса, благоразумная Ариадна,
Которую родила Пасифая, дочь Гелиоса.
Когда улегся гнев Миноса, она села с Тесеем
На его корабль и оставила родину; ее любили и сами
Бессмертные, и свидетельство этого посредине эфира
Звездный венец, который называют «Ариадниным»
И который всю ночь вращается среди небесных созвездий;
Так и тебе (т. е. Медее) будет дар от богов, если ты спасешь
Стольких мужей-героев; ведь ты выглядишь (оптимистично
говорит Ясон)
Украшенной и кротостью, и благоразумием.

Две тени омрачают эту во всех остальных отношениях солнечную версию мифа Ариадны: одна — это аллюзия на преступившую все нормы Пасифаю, другая — отсылка к гневу Миноса. Но если оставить в стороне эти две тени, Ясон представляет миф об Ариадне в его наиболее позитивном виде: в его истории о девушке, покидающей свой дом, чтобы последовать за возлюбленным-чужеземцем, критское прошлое Ариадны благодаря благосклонному вниманию богов гармонично объединяется с ее афинским будущим. Ясон избегает воспоминаний о бегстве Тесея от Ариадны; он также избегает упоминаний Диониса, ссылаясь вместо этого на богов в целом. Отсылка к Дионису могла бы затронуть деликатный вопрос о замене Тесея Дионисом в качестве возлюбленного Ариадны — вопрос, о котором Ясон, по вполне понятным причинам, не хочет напоминать Медее.

В других версиях мифа об Ариадне замена Тесея Дионисом — это именно та тема, которая порождает больше всего вариантов.

Чем это вызвано? Вероятно, тем, что наши источники радикально различаются в отношении моральности поведения Тесея, как и в отношении моральности Ариадны и Миноса.

Фрески древнего Крита




В соответствии с одним способом интерпретации, Тесей и Ариадна добродетельны и почтенны. В своем путешествии из Трезена в Афины Тесей избавляет мир от некоторых зловредных преступников (Синие, Прокруст и т. д.; Plut. Thes. 8). Его решение присоединиться к группе афинских юношей И девушек, направляющихся на Крит, где они были обречены стать жертвой Минотавра, было, согласно передаваемой Плутархом версии (Thes. 17), замечательным актом добровольного мужества. Во время путешествия на Крит, согласно Вакхилиду (17, 8 sqq.), Тесей благородно выступает в защиту чести одной из афинских девушек от посягательств похотливого Миноса. И что такое победа над Минотавром, как не возмездие за опустошение Миносом афинской территории (Apollod. III 15 7)? Чтобы дополнить моральное превосходство Тесея, его возлюбленная Ариадна — согласно «добродетельному» прочтению ее поведения — не совершает ничего плохого, кроме того, что влюбляется в красивого чужестранца. В отличие от Медеи, она.не использует колдовство, чтобы расстаться с собственной семьей; Ариадна использует простой клубок нитей — возможно, это символическое предвосхищение ее будущей роли доброй жены: она уже была хорошо обученной пряхой, как Пенелопа была умелой ткачихой.

Это, таким образом, один из способов «разрезания мифологического пирога»: Тесей и Ариадна морально добродетельны. Но такая однозначность была бы чужда сложной природе греческой мифологии. Снова и снова мы обнаруживаем, что подвиги великих героев подтачиваются семейной бедой — бедой, часто вызываемой Эросом (вспомним Геракла, Ясона и Агамемнона). В случае Тесея несколько эпизодов ставят под сомнение моральность его поведения.

А) Он может быть бездумным и неосторожным — например, когда натягивает паруса при возвращении в Афины и когда проклинает Ипполита, не разобравшись в деле.

Б) У него есть склонность к сексуальному насилию: вместе с Пирифо-ем он похищает юную Елену, а затем с величайшим безрассудством помогает Пирифою в его попытке похитить Персефону.

С) Экспедиция на Крит не может быть представлена как битва между добром (Тесей) и злом (Минос). Опустошение Миносом Аттики было, кроме всего прочего, местью за убийство афинянами его сына Андрогея. Более того, мифологическая традиция часто представляет Миноса в позитивном свете, как законодателя, находящегося в тесных отношениях со своим отцом Зевсом (Od. XIX 178-9; Plat. Min. 319b sqq.). В той степени, в которой Ариадна отказывается выполнять волю такого отца, ее поведение также может быть представлено как несколько сомнительное.

Такова же моральная двойственность по отношению к тому, что Тесей покидает Ариадну.

А) С одной стороны, определенные нарративы снимают с Тесея часть или даже всю ответственность. Согласно Ферекиду (schol. Od. XI 322), Афина приказывает Тесею оставить Ариадну; в соответствии с этим, некоторые изображения представляют Афину, являющуюся Тесею перед его отплытием. Наиболее открыто благоволит к Тесею версия, переданная Плутархом (Thes. 20). Во время шторма на море Тесей высаживает Ариадну на берег Крита, потому что она беременна и страдает от морской болезни: чтобы спасти корабль, он отправляется в море. Ариадна умирает во время родов; Тесей возвращается слишком поздно, он убит горем; все, что он может сделать — это установить жертвоприношения в ее честь. На одном из таких праздников «один молодой человек ложится на землю и имитирует крики и движения роженицы» — ритуал, символически изображающий то, что миф выражает другим способом, а именно, что Тесей своим сочувствием к возлюбленной способен — на эмоциональном уровне — преодолеть различие полов.

Б) Но некоторые версии выставляют Тесея в худшем свете. Гесиод, как о нем говорят, сообщал, что Тесей оставил Ариадну, потому что он был в любовной связи с другой женщиной (frr. 147, 298 M-W). О Писистрате говорили, что он изъял этот, очевидным образом направленный против Тесея, и, следовательно, против Афин, пассаж из текста Гесиода (Plut. Thes. 20) — и это показывает, насколько спорным и способным привести к политическим трениям был этот эпизод.

Похожее противоречие связано с ролью Диониса и, соответственно, с моральностью Ариадны. Согласно гесиодовой «Теогонии», Ариадна вышла замуж за Диониса и Зевс подарил ей бессмертие и вечную молодость (947-9). «Одиссея», напротив, говорит, что поскольку Тесей мог привезти Ариадну в Афины, она была убита Артемидой «при свидетельстве Диониса» (XI 321-5). Здесь снова несогласие среди античных комментаторов: один схолиаст делает непонятное замечание, что Ариадна была наказана «из-за того, что потеряла девственность» (schol. Od. XI 322), другой — что она была наказана, потому что они с Тесеем лежали вместе на священной территории Диониса на Наксосе (schol. Od. XI 325).
О вариантах достаточно. Теперь, во второй части этой статьи, попытаемся проинтерпретировать их, рассматривая по очереди отношения Ариадны с Миносом, Тесеем и Дионисом в контексте аналогичных отношений в греческой мифологии.
Ариадна — Минос

Каждая замужняя женщина с внутренней необходимостью отвергает контроль своего отца, авторитету которого она теперь не будет подчиняться. Некоторые мифы драматизируют этот переход в терминах насилия или даже убийства. Когда Пелопс выигрывает бег колесниц против Эномая в состязаниях за руку Гипподамии, Эномай не только побежден, но и убит. Когда Медея бежит с Ясоном, напротив, последствия не являются роковыми для ее отца Ээта; расставание с ее родной семьей «смягчено», т.к. смерть приходит не к Ээту, а к его сыну, брату Медеи Апсирту.

Что можно сказать об Ариадне и Миносе? Их расставание тоже «смягчается», то есть оно менее катастрофично, чем в случае Эномая и Гипподамии. Симптоматично, что реакция Миноса на отъезд Ариадны (Apollod. Epit. 1.14) выражена преследованием, но не Ариадны, а Дедала, выдавшего, по первоначальной версии, тайну лабиринта. (Интересно, однако, что тема «эроса», ведущего к катастрофическому разрыву с одним из родителей, действительно появляется в мифе о Тесее-Ариадне, но с другим акцентом: в одной версии (Apollod. ad loc.) именно горе Тесея из-за потери Ариадны заставляет его забыть о том, что он должен изменить цвет парусов — и таким образом приносит смерть его отцу Эгею.)
Ариадна — Тесей

В стремлении к чему-то «странному» (в ее случае, к чужестранцу Те-сею) Ариадна продолжает семейную традицию, основанную тремя другими женщинами из Критской царской семьи: все они имели опыт эроса с чем-то, что было в определенном смысле неконвенциональным. Бабушка Ариадны Европа вожделела к быку — метаморфозе Зевса. Мать Ариадны Пасифая также сочеталась с быком, хотя на сей раз он не был личиной бога. Федра, сестра Ариадны и будущая жена Тесея — еще одна женщина, стремившаяся к чему-то «выходящему за рамки», хотя на этот раз это был некто, слишком «близкий» для нее (сын ее мужа Ипполит) вместо слишком «далекого» (животное). В сравнении с этими тремя случаями Ариадна. испытывающая любовь к чужеземцу Тесею, стремилась к чему-то относительно умеренному на этой шкале «странностей». Поскольку Афины и Крит были враждебны друг другу, можно было бы сказать, в крайнем случае, о мотиве Ромео и Джульетты (или Вестсайдской истории), когда эрос обнаруживает свою способность соединять вместе вещи, обычно противоположные. В данном случае, однако, исход не был однозначно катастрофичным ни для Тесея, ни для Ариадны. Снова потенциальная дес-труктивность эроса представлена в данном мифе в смягченной форме.
Ариадна — Дионис

Когда хор Океанид в «Прометее Прикованном» выражает страдание, которое Ио испытала в результате ее связи с Зевсом, он применяет ее пример к своей собственной ситуации: «Хоть бы никогда не становиться супругом Олимпийцев»; супружество, говорит хор, должно быть omalos, «равным» (901). Греческая мифология показывает множество смертных женщин, которым эрос с богами приносит непродолжительное счастье. Семела — классический пример. Сопротивление богу было возможным, но не гарантировало счастья: судьба Кассандры была жестокой и трагичной; Дафна потеряла человеческий облик благодаря метаморфозе. Не лучшими были перспективы в случае связи богини и смертного мужчины: Фетида и Пелей в «Илиаде» уже не супруги; Тифон иссох с возрастом, и вскоре не смог доставлять удовольствие Эос. Однополый эрос между богом и человеком был также ограничен рамками морали: вспомним Аполлона и Гиацинта. Только преодоление разрыва между моральным и неморальным давало шанс бесконечному продолжению эроса — как, например, тогда, когда Зевс унес Ганимеда на Олимп. А что же относительно счастливой, вечно продолжающейся любви бога и смертной женщины? Наиболее впечатляющий пример — Ариадна и Дионис.

Греки очень хорошо осознавали потенциальную деструктивность эроса, особенно когда он не был ограничен институционально санкционированным образцом поведения (как супружество), или не являлся признанным типом мужских отношений eromenos — erastes (влюбленный — возлюбленный). Мифы снова и снова эксплуатируют несчастья, причиной которых может стать эрос: Геракл, Иола и Деянира; Медея в Коринфе; Парис и Елена; Сфенебея и Беллерофонт… Но исключительная судьба Ариадны, по крайней мере у большинства мифографов, была более спокойной, чем эти судьбы, и заключала в себе преодоление несчастья героини, так канона достигла брака, ставшего поистине omalos, браком бессмертным; и для нас он остается таким же благодаря прекрасному кратеру из Дервени.

Исключительная роль Ариадны в том, что она податливая жена Диониса, и в том, что она мать детей, повторяющих образ своего отца, что видно из их имен — Ойнопион и Стафил, вино и виноград (schol. A. R. Arg. Ill 997) 4. Эрос, сохраненный для вечности… Образ, в котором, можно сказать, содержится больше, чем малость, исполняющая мужское желание. Это прекрасно символизировано образом на фрагменте вазы из Таранто (LIMC 96): в момент, когда Тесей всходит на корабль, Дионис находит спящую Ариадну, ее грудь открыта взгляду бога, и тот подобен ей своей обнаженностью. Ариадна никогда не была феминистской иконой: она не Пенелопа, но она не Медея или Гекуба или Клитемнестра. Ее единственный вызов — помощь Тесею с нитью — вытесняется ее ролью как объекта желания. Но греческий Эрос многосторонен: это искусно вытканный гобелен возможностей, гобелен, у которого сложная судьба Ариадны создает только один угол.

Ариадна и Тесей на Наксосе

Социальное значение мифа

Значение мифа об Ариадне в современной трактовке предполагает надежду на помощь в самых затруднительных жизненных ситуациях. Благородная Ариадна помогла Тесею в один из самых сложных моментов жизни и это замечательный пример того, что безвыходных ситуаций не бывает и никогда не стоит отчаиваться, какое бы препятствие не появлялось на пути.

Миф об Ариадне представляет собой историю о девушке, покидающей свой дом, чтобы последовать за возлюбленным-чужеземцем. Критское прошлое Ариадны благодаря благосклонному вниманию богов гармонично объединяется с ее афинским будущим.

Фреска в Стабии, вилла Ариадны, 1 до н.э.

В соответствии с одним способом интерпретации, Тесей и Ариадна добродетельны и почтенны. Тесей благородно выступает в защиту чести одной из афинских девушек от посягательств похотливого Миноса и спасает молодых людей от гибели в лабиринте Минотавра. Чтобы дополнить моральное превосходство Тесея, его возлюбленная Ариадна — согласно «добродетельному» прочтению ее поведения – помогает ему и влюбляется в чужестранца.

В философии Фридриха Ницше Ариадна играет существенную роль. Но не только потому, что она — женщина или воплощение Души, но и потому, что стоит в самом фокусе ее главных понятий.

С появлением психоанализа в начале ХХ века миф о Минотавре стал восприниматься как символ блужданий человека в лабиринте подсознания и его борьбы с собственными страхами и предрассудками. Для Фрейда лабиринт символизировал бессознательное, над которым человек не властен. Минотавр – это воплощение страхов, инстинктов и подавленных желаний, Тесей – сам человек, пытающийся разобраться в себе, а нитью Ариадны для него служат сны и видения, приоткрывающие часть бессознательного.

Фрески древнего Крита

У Дедала не было плохих намерений, когда он помогал Пацифее и Ариадне, но в результате он своими действиями вступил в конфликт с Миносом. Естественно, царь не желал позорной связи его жены и быка, ни освобождении Тесея из лабиринта. Гнев его был настолько сильным, что он посадил Дедала и его сына Икара в пустующий Лабиринт.

Cesare Zocchi, 1851 — 1922,Minosse seduto sul drago, monumento di Dante a Trento, 1896

Береговая охрана на Крите была поставлена отлично, флот Миноса господствовал на всем Средиземном море. Но воздушного флота у него, естественно, не было, и Дедал решил сбежать вместе с Икаром по воздуху. По тем временам это было необычайное решение, ведь до Дедала никто из смертных еще не летал; были, правда, такие попытки в Месопотамии, но Дедал этого знать никак не мог. (Да и мы сами узнали об этом только в начале нашего века, когда было прочтено сказание об Этане, правителе Киша. И то этот аккадский царь поднимался в воздух не самостоятельно, а на орле.) Техническое решение Дедала было гениально простым. Он изготовил из птичьих перьев, скрепленных воском, две пары крыльев и бесстрашно взлетел вместе с Икаром. Они держали курс прямо на Афины.

1778-1779 — Daedalus and Icarus by Antonio Canova — Image by © Mimmo Jodice/CORBIS

Мифы сообщают нам точную трассу их полета. Из Кносса, столицы Крита, они летели строго на север, к острову Парос, а потом вдруг свернули на северо-восток. Очевидно, только здесь Дедал, которого гнала вперед тоска по родине, вспомнил, что в Афинах его ждет смертная казнь, и изменил курс. Но вскоре его ждало нечто горшее, чем собственная смерть: гибель единственного сына. Хотя отец предупреждал Икара, он, наслаждаясь ощущением полета, взлетел слишком высоко, солнечные лучи растопили воск, и перья рассыпались.

Merry-Joseph Blondel’s The fall of Icarus, painted in 1819 as a fresco in the Palais du Louvre

Икар рухнул в море и утонул. Несчастный Дедал повернул на запад и полетел на свет заходящего солнца, как мотылек на свечу. Пролетев тысячу километров, он благополучно приземлился на Сицилии и попросил убежища у царя Кокала.

Поздние греческие авторы интерпретируют эту часть мифа в рационалистическом ключе. Якобы в форме истории о крыльях в мифологии запечатлелось воспоминание о том, как были изобретены косые паруса. По этой версии, Дедал с сыном сбежали с Крита на корабле с новыми, косыми парусами.

Корабль с косыми парусами

Это более совершенный тип парусов, при помощи которых можно использовать не только попутный, но боковой и встречный ветер. Дедал изобрел эти паруса, а до этого греки пользовались исключительно прямыми парусами. Икар в этой версии утонул, просто упав за борт.

Кокал принял Дедала на свою службу, и тот построил ему великолепный дворец, украсив его статуями и картинами. Между тем Минос узнал о местопребывании Дедала и потребовал выдать беглеца. Отказать Миносу Кокал не посмел, так как флот критян в те времена не знал себе соперников, но и расставаться с Дедалом ему не хотелось. Поэтому он предложил Миносу сесть за стол дипломатических переговоров (точнее говоря, возлечь - как известно, древние греки не сидели, а полулежали за своими низкими столами). Минос согласился и прибыл для переговоров на Сицилию, но, чтобы придать больше веса своим аргументам, прихватил с собой весь свой военный флот. Кокал перепугался, но Дедал предложил предоставить дело ему. Он искусно провел в царскую купальню тайный водопровод, и когда царственный гость решил принять, по своему обыкновению, вечернюю ванну, Дедал растопил котел и залил Миноса кипятком. Кокал утаил убийство критского царя, но афиняне тем не менее узнали обо всем и в благодарность за избавление от злейшего врага даровали Дедалу амнистию. Дедал вернулся в родной город и умер там после многолетних трудов на благо Афин.

Афиняне почитали Дедала как героя и бога. Еще в 432 г. до н. э. афинская судебная палата осудила скульптора, который на щите Афины Парфенос (Афины Девы) якобы изобразил самого себя под видом Дедала. Судьи усмотрели в этом оскорбление героя и нарушение святости темы. Но это не миф, а скульптором был величайший художник времен величайшего расцвета Афин - Фидий.

Сам миф о Дедале уходит в незапамятные времена: Гомер говорит о пребывании Дедала на Крите (но не упоминая лабиринт), а об Икарийском море - как о древнем географическом названии, которое нет необходимости разъяснять. Но в том виде, в каком мы его знаем, этот миф взят из мифологического пособия 1 в. н. э., приписываемого Аполлодору, и из «Метаморфоз» Овидия.

Путь Женщины и миф об Ариадне

Ариадна. Между Дедалом и Дионисом was last modified: Август 8th, 2018 by Лада

«В 99 случаях женщины ведут себя как дуры, но на сотый оказываются хитрее мужчин», – говорила Агата Кристи.

В действительности женская хитрость не знает границ, о чем и свидетельствовали литературные деятели. Даже древние греки сочинили миф о , где главный герой не смог бы выбраться из злополучного лабиринта Минотавра без клубка ниток, который даровала ему возлюбленная. Казалось бы, этой героине должны достаться все лавры почета, но судьба была к ней немилостива, о чем и свидетельствует вымышленная биография дочери Миноса.

История создания

Древнегреческая мифология тесно связана с религией этой страны и оказала огромное влияние на литературу и искусство. Помимо этого, религиозные представления греков переплетались с их историей и бытом. Румынско-американский исследователь Мирча Элиаде выделил периодизацию древнегреческой религии, которая начинается от крито-минойского периода (30-15 вв. до н.э.) и заканчивается эллинистической эпохой (3-1 вв. до н.э.).

В культуре жителей этой жаркой страны конкретные представления преобладали над абстрактными: человекоподобные боги и богини превосходят по количеству умозрительных божеств и получают антропоморфические черты.

Благодаря археологическим раскопкам ученые узнали, что в разных регионах Греции почитались различные боги: так, например, главенствовал в Додоне и Олимпии, завоевала славу в Афинах и в Линдосе, а Гера покровительствовала Аргосу и Самосу. Причем государство и религия были не порознь: тот же член чиновничьей инстанции мог носить титул жреца. Мифология, религия и культура были единым целым, а все элементы замещали друг друга.


Если говорить о Тесее, который получил лавры почета благодаря путешествию на остров Крит, то стоит различать его мифологическую и историческую сущность. Так, в мифологии молодой человек представляется героем, подобным . В ином аспекте он – реформатор Афин, а в классической эпохе считался чуть ли не национальным героем.

Как зародился миф сам по себе, как была придумана история с Ариадной и ее путеводной нитью, представить сложно. Однако профессор Алексей Лосев сумел выделить четыре этапа в развитии мифологии.


Первоначально существовала «наивная мифология», которая получила рефлективную обработку у . Затем ученый выделяет «гилозоистическое мировоззрение», сочетающееся с предпосылками к анимизму.

То есть, мир воспринимался как одушевленное, но не антропоморфное тело, управляемое высшими законами и силами. Далее профессор обозначил миф, который образовался во времена раннего эллинизма, и, наконец, выделил реставрацию мифа путем логики или диалектики.

Образ и сюжет

В древнегреческой мифологии девушка с красивым именем Ариадна – дочь Миноса, который царствовал на острове Крит, и Пасифаи, происходящей от Гелиоса. По легенде, у матери Ариадны была любовная связь с быком: такой нетривиальный сюжет, по мнению исследователей, был отголоском анималистического течения.


Минос, утвердивший свою власть на самом большом греческом острове, чтил богов и восхвалял их молитвами. Однажды владелец короны попросил у повелителя морских волн Посейдона быка, предназначавшегося для церемониального жертвоприношения. Бог исполнил его просьбу, и из моря вышел белоснежный бык.

Царь Минос восхитился красотой грациозного животного, поэтому на жертвенный алтарь отдал быка из своего стада, сохранив жизнь животному, подаренному . Такой поворот событий разгневал Посейдона, который в отместку внушил Пасифае противоестественное влечение к животному: жена Миноса влюбилась в белоснежного быка. Находчивая женщина рассказала о своей страсти Дедалу, который был искусным мастером, и тот решил помочь несчастной героине.


Изобретатель сделал деревянную корову и обтянул ее шкурой животного. Этот механизм, внутри которого спряталась Пасифая, был выкачен на луг. В тот же день мать Ариадны удовлетворила свою нездоровую потребность. В конечном итоге Пасифая забеременела, и у нее родился – чудовище с телом человека и головой быка.

Однако у мифа имеется и другой сюжет. Возможно, эти события случились из-за мести богини любви: отец несчастной Пасифаи рассказал мужу о том, что богиня изменяет тому с Аресом. Минос обратился к оракулу, который посоветовал пойти к Дедалу. Талантливый изобретатель помог царю и сделал запутанный лабиринт, дабы отец Ариадны спрятал туда монстра и позабыл о своем позоре. Но на этом история не закончилась.


Чтобы успокоить получеловека, афиняне каждый год посылали Минотавру дань: семь юношей и семь девушек. Храбрый воин Тесей решил покончить с этой жестокой и кровавой традицией. Ариадна, влюбившаяся в героя, дала ему клубок ниток. Этой хитрости научил девушку все тот же Дедал.

Так как Тесею предстояло найти монстра в подземном лабиринте, в котором можно заблудиться, юноша привязал нить к входу в убежище Минотавра и разматывал ее по мере продвижения по галерее. Таким образом, подарок возлюбленной помог Тесею найти выход из запутанных коридоров.


После того, как Тесей совершил подвиг, он бежал вместе с Ариадной на остров Наксос. Дальше судьба девушки покрыта ореолом таинственности. Одни говорили, что ее покарали стрелы Артемиды, другие же считали, что героиня была покинута своим возлюбленным, но вступила в брак с богом виноделия – , а Зевс подарил ей бессмертие.

По одной из версий, Дионис тоже покинул Ариадну, влюбившись в индийскую царевну. Пеон Амафунтский считал, что Ариадна умерла во время родов, а Стефан Византийский рассказывал, что дочь Миноса поселилась на острове Донусия.


Что касается образа Ариадны, то он широко использовался в искусстве. Его пытались воплотить знаменитые художники. Как правило, мастера кистей и красок изображали героиню в моменты отчаяния на острове Наксос. Среди полотен существуют и другие сюжеты, например, когда к длинноволосой красавице явился Дионис.

Другие же изображали героиню мифов как женщину, сидящую на колеснице. Образом девушки вдохновлялись такие художники, как , Морис Дени, Батиста Греза и другие деятели искусства.

Девушке, которая подарила Тесею путеводную нить, посвящались и литературные произведения. Среди литераторов, описавших нетривиальный сюжет с участием Ариадны, можно выделить , автора , и прочих творческих личностей.


Не отстал от коллег по цеху представитель постмодернизма . Автор произведений поместил миф о Тесее и Ариадне в своеобразную форму «интернет-чата». Книга называется «Шлем ужаса: Креатифф о Тесее и Минотавре».

Композиторы тоже не остались в стороне, сочинив оперы, где Ариадна – главное действующее лицо. К таким творцам относятся Клаудио Монтеверди, Богуслав Мартину, Вольфганг Рим и другие.

  • В Советском Союзе миф о Минотавре, Тесее и Ариадне был перенесен с книжных страниц на экраны телевизоров: режиссеры представили на суд зрителей короткометражный мультфильм.
  • Если взглянуть на ночное небо, то можно увидеть созвездие под названием «Северная корона». Древние греки трактовали этот символ, образованный из звезд, по-своему. Якобы Корона – это светящийся венец Ариадны, который помог Тесею выйти из лабиринта. По легенде, украшение было помещено на небо Дионисом.

  • Именем, принадлежавшим древнегреческой героине, названы астероид и группа космических ракет-носителей.
  • По некоторым сказаниям, Ариадна передала герою не только клубок ниток, но и меч отца, с помощью которого Тесей сразил чудовище.

В греческой мифологии дочь критского царя Миноса и Пасифаи, внучка бога солнца Гелиоса. Когда Тесей был со своими спутниками заключён в лабиринт на Крите, где обитал чудовищный Минотавр, Ариадна, влюбившись в Тесея, спасла его. Она дала ему клубок нити («нить Ариадны»), разматывая который, он нашёл выход из лабиринта. Ариадна бежала тайно с Тесеем, обещавшим на ней жениться. Она была очарована Тесеем ещё во время игр в память её брата Андрогея, устроенных Миносом. Застигнутый бурей у острова Наксос, Тесей, не желая везти Ариадну в Афины, покинул её, когда она спала. Бог Дионис, влюблённый в Ариадну, похитил её и на острове Лемнос вступил с ней в брак. Когда боги справляли свадьбу Ариадны и Диониса, то Ариадна была увенчана венцом, подаренным горами и Афродитой. Им Дионис ещё раньше обольстил Ариадну на Крите. С помощью этого светящегося венца работы Гефеста спасся из тёмного лабиринта Тесей. Этот венец был вознесён Дионисом на небо в виде созвездия. Ариадна подарила Тесею статую Афродиты, которую он посвятил Аполлону во время своего пребывания на Делосе. Сестра Ариадны - Федра стала потом супругой Тесея).

Миф об Ариадне был чрезвычайно популярен в античном искусстве, о чём свидетельствуют многочисленные вазы, рельефы римских саркофагов и помпейские фрески (сюжеты: «Ариадна, вручающая Тесею нить», «спящая Ариадна», «Тесей, покидающий Ариадну», «Дионис, обнаруживающий спящую Ариадну», «шествие Диониса и Ариадны»). В эпоху Возрождения художников привлекали сюжеты: «боги вручают Ариадне звёздный венец» и «триумф Диониса и Ариадны» (Тициан, Я. Тинторетто, Агостино и Аннибале Карраччи, Г. Рени, Я. Иорданс и др.), в 18 в. - сюжет «покинутая Ариадна» (картина А. Кауфман и др.).

Нить Ариадны

Из древнегреческой мифологии. Выражение возникло из мифов об афинском герое Тесее, убившем Минотавра, чудовищного полубыка-получеловека. Афиняне обязаны были по требованию критского царя Миноса каждый год отправлять на Крит семь юношей и семь девушек на съедение Минотавру, обитавшему в построенном для него лабиринте, из которого никто не мог выйти. Совершить опасный подвиг Тесею помогла полюбившая его дочь критского царя Ариадна. Тайно от отца она дала ему острый меч и клубок ниток. Когда Тесея и обреченных на растерзание юношей и девушек отвели в лабиринт, Тесей привязал у входа конец нитки и пошел по запутанным переходам, постепенно разматывая клубок. Убив Минотавра, Тесей по нитке нашел обратный путь из лабиринта и вывел оттуда всех обреченных (Овидий «Метаморфозы», «Героиды»).

Иносказательно: способ выйти из затруднительного положения, ключ к решению трудной проблемы и т. п.