15 января какой святой. Именины января, православные праздники в январе

Россия на весь христианский мир испокон веков славится своими святыми. Одним из ревностных слуг Божиих русского происхождения являлся и продолжает являться после своей физической смерти Серафим Саровский. В основанную им обитель, что находится в Дивеево, и сегодня съезжаются потоки паломников. Они с особым благоговением прикладываются к мощам преподобного, молятся у священных останков и возлагают на ходатайство за грешных рабов Господних батюшки большие надежды. Очень многие в итоге получают просимое. 15 января Церковь празднует день преставления, памяти великого святого Серафима Саровского.


Детство святого

19 июля 1759, по другим данным – 1754 года в семье купцов Мошниных Исидора и Агафии, проживавших в древнем Курске, родился сын. Родители окрестили ребенка Прохором в честь апостола с таким же именем. С ранних лет мальчик учился жить в угоду Богу, любя его всем сердцем. Такой пример ребенку подавали мать и отец, занимавшиеся возведением каменных храмов и четко следовавшие христианским догмам. Да и сам Прохор, будучи еще малолетним ребенком, уже находился под особой защитой Творца.

Однажды отрок, находясь на строящейся колокольне, оступился и упал вниз. Мальчик выжил, но тяжко заболел, однако вскоре выздоровел по молитвам перед чудотворным образом Богородицы «Знамение». Сама Дева Мария явилась будущему святому и обещала подарить исцеление, что, спустя короткое время, и произошло. Именно этот случай послужил поводом к началу беспрестанного прославления Пречистой преподобным Серафимом, осуществляемого им на протяжении всей своей жизни.

Как только Прохор избавился от недуга, он тотчас приступил к изучению грамоты посредством ежедневного чтения церковных книг, Священного Писания. Когда мальчик повзрослел, родители стали обучать сына торговому делу. Отрок не любил торговли, но слушался старших. Более всего же он тяготел к пребыванию во храме, к молитве сердечной, к размышлениям, одиночеству и безмолвию. Так в нем просыпалось и укреплялось стремление к монашескому существованию. Мать отрока, узнавшая об этом, не стала противиться желанию сына, а, напротив, благословила ребенка на благое дело.

Иноческая жизнь

Будущий святой Серафим Саровский не сразу принял монашеский постриг. Сначала он отправился с пятью сверстниками в Киев, в Киево-Печерскую Лавру: поклониться мощам подвижников и получить наставления мудрых старцев. Один прозорливый монах по имени Досифей (на самом деле то была девица Досифея, скрывавшая свой истинный пол), живший близ Печерского монастыря, дал добро на ведение Прохором иноческой жизни и указал даже место его подвигов: Саровскую пустынь. Юноша прибыл туда 20 ноября 1778 года. Настоятель монастыря иеромонах Пахомий принял его с любовью как послушника.



С этого момента началось погружение Прохора в монашескую жизнь. Он посещал храм, причем приходил туда раньше всех, а уходил всех позже, и на протяжении службы стоял с закрытыми глазами, не шевелясь. Юноша выполнял различные монастырские работы: пек хлеб, столярничал, осуществлял обязанности пономаря и будильщика. Никогда не бывал он без занятия, чтобы не впасть в скуку. В свободные часы по благословению наставника юноша уединялся в лесу, где размышлял о Боге и молился.

И старцы, и братия полюбили ревностного подвижника. Однажды Прохор сильно заболел, а монахи дежурили у его ложа. На протяжении трех лет иноку нездоровилось, но юноша с терпением переносил физические страдания. После того, как состояние его ухудшилось, братия отслужила больному за здравие Божественную литургию и причастила инока Святых Христовых Таин. Тогда явилась Прохору Богородица, как в детстве, и, возложив на голову свою руку, исцелила. Впоследствии на месте явления Пречистой была возведена больничная церковь.

Подвижническая жизнь Серафима Саровского

18 августа 1786 года Прохор принял постриг с именем Серафим. Через год его посвятили в иеродиакона. Теперь Серафим не просто находился в храме, но совершал богослужения. Неоднократно Бог посылал своему угоднику видения, в которых Ангелы пели вместе с братией, и даже сам Иисус Христос в окружение Небесных Сил Бесплотных присутствовал на Божественной литургии в Великий Четверг.

2 сентября 1793 года Серафим был рукоположен во иеромонаха. Спустя год скончался настоятель Саровской пустыни Пахомий. Это событие послужило причиной тому, что преподобный взял на себя обязанности попечителя Дивеевской женской общины. Тогда же он испросил у настоятеля пустыни иеромонаха Исаии благословение на пустынножительство и, получив таковое, обосновался в дремучем лесу за пару-тройку километров от обители. Преподобный называл свое новое жилище «дальней пустынькой». Там он стал вести еще гораздо более строгий и ограниченный во всем образ жизни, нежели в монастырских стенах, никого не принимая.


Прошло время, и преподобный Серафим Саровский взял на себя особый подвиг под названием «столпничество». Ежедневно, на закате дня Серафим поднимался на большой камень из гранита, что лежал в лесу, и, воздев руки к небу, до самого рассвета повторял беспрестанно Иисусову молитву. Утром преподобный шел к себе в келию и вставал на другой, малый камень, который принес также из леса.

Столпничество Серафим выполнял на протяжении тысячи дней и ночей вне зависимости от погоды. Как-то раз на него напали разбойники, избили, проломили череп, переломали несколько ребер и бросили в келье. Кое-как Серафим Саровский добрел до обители. В течение восьми суток его состояние было крайне тяжелым, преподобный мучился от сильных болей.

И вновь явилась к нему в видении Богородица, и вновь даровала святому Серафиму Саровскому исцеление. Болезнь отразилась на фигуре старца – он стал согбенным на всю оставшуюся жизнь и ходил с посохом. Окончательно выздоровев, Серафим Саровский вернулся в свою лесную келью и продолжил жить подвижнической жизнью. Раз в неделю к нему приходил из обители послушник, приносил еду.

Три года преподобный Серафим Саровский провел в совершенном безмолвии, а после вернулся в монастырь. Там он продолжал подвиг молчания и начал жизнь в затворе перед образом Божией Матери «Умиление». Лишь спустя пять лет святой открыл двери своей келии и стал готовиться к служению людям. Подвиг старчества для преподобного начался с 25 ноября 1825 года. Иногда он удалялся в новую, «ближнюю пустыньку» для уединения. Позже именно там святой Серафим Саровский стал принимать посетителей, ищущих его помощи и совета.

Кончина преподобного

Последние годы жизни Серафим Саровский особенно заботился о Мельничной девичьей общине, которая была образована по велению самой Девы Марии в Дивеево и являлась ее Четвертым Уделом.


Надо сказать, Богородица приходила к преподобному не три, а четыре раза: последний случился перед смертью святого, в праздник Благовещения , 25 марта 1832 года. Она сказала угоднику Божию: «Скоро, любимиче Мой, будешь с Нами».

После святой Серафим Саровский начал приготовления к собственной смерти: уединялся подолгу, давал наставления духовным детям, усердно молился. Накануне своей кончины он причастился Святых Христовых Тайн. Вечером из келии старца слышны были пасхальные песнопения. 2 января 1833 года, утром Серафима Саровского нашли мертвым, коленопреклоненным перед иконой «Умиление», с крестообразно сложенными на груди руками.

26 января 1903 года преподобного Серафима Саровского канонизировали. А 19 июля, в день рождения святого для поклонения были открыты его мощи.


Существует множество православных праздников в честь различных святых. Большим церковным праздником считается День святого Серафима Саровского, отмечаемый 15 января. Он знаменует преставление этого святого. Все храмы, церкви, монастыри проводят праздничные службы. День Серафима Саровского является также именинами мужчин, имеющих имя Серафим.

История праздника

Подобно большинству православных праздников, День Серафима Саровского связан с жизнью, деятельностью и смертью этого человека. Его звали Прохором Исидоровичем Мошниным, а праведное имя Серафим ему было присвоена после почетного обращения в веру.

Прохор Мошнин появился на свет в Курске в январе 1754 года. Его воспитал состоятельный и известный купец Исидор и его супруга Агафия. В ранние годы отец Прохора покинул этот мир.

С церковью он был связан с раннего детства, так как в 7-летнем возрасте по какой-то причине свалился с колокольни недостроенного Сергиево-Казанского собора, возводимого на месте старого храма. Впрочем, падение он перенес довольно легко и не получил серьезных повреждений.

Будучи юношей, будущий великий святой увидел странный сон. Приснился он, когда будущий святой серьезно занемог. При этом Дева Мария, явившаяся заболевшему юноше, обещала избавить его от его недуга. Вскоре Прохор действительно выздоровел, но случилось это довольно необычным образом. Тогда проходил Крестный ход, и родительница Прохора решила вынести больного юношу к святому лику Знамения Пресвятой Богородицы, проносившейся верующими мимо домов. Когда ребенок приложился к святой иконе, произошло его необъяснимое выздоровление.

После достижения 22 лет Прохор Мошнин присоединился к паломникам, отправлявшихся к Киево-Печерской лавре. Там почитаемый старец, именуемый Досифейем, благословил парня и назначил, где будет проходить принятие его послушания и постриг – Саровскую пустынь. Слушаясь наставника, Прохор незамедлительно отправился в дорогу, и в 1778 году поступил в послушники к не менее почитаемому Иосифу, служившему в Саровском монастыре. Спустя 8 лет Прохор становится монахом и принимает посвящение в иеродиаконы. Еще через 7 лет произошло почетное рукоположение в иеромонахи.

Будущий чудотворец имел склонность к уединенной жизни. Вскоре он перебрался в келию, расположенную в лесу, на расстоянии 5км от известного монастыря. Его аскетическим достижением было ношение одной одежды в холодное и зимнее время. Он сам заботился о пропитании, находя разную пищу в лесу, очень мало времени выделял на сон, придерживался строгого поста и большую часть времени отдавал молитвам и чтению священных книг (Святоотеческое писание, Евангелие). Через какое-то время Серафим образовал небольшую грядку возле своей келии и оборудовал пчельник.

Аскетических подвигов святого Серафима довольно много. Он в течение 3 лет употреблял в пищу лишь траву. Кроме этого, приблизительно 1000 суток убежденный аскет провел на одном из каменных валунов в столпничестве. Многих удивляло, что во время напутствий, предоставляемых всем обратившимся за духовным советом, святой Серафим кормил с рук невероятно крупного медведя. Сам святой утверждал, что животные сами приходили к нему за едой. При этом Серафим подкармливал с рук не только медведя, но и прочих животных.

Вторым удивительным фактом жизни святого старца является то, что однажды разбойники, узнавшие о частых визитах к аскету состоятельных посетителей, решили выследить его и обокрасть келию. Найти его в лесу являлось простой задачей: молился он всегда в одном месте. Разбойники сильно избили святого, бывшего в то время довольно сильным и здоровым человеком, применяя при этом обух топора. Старец получил сильные увечья, но бандитам так и не удалось найти у него что-либо ценное. Вопреки ожиданиям и опасениям многих святой Серафим вскоре пришел в себя и полностью выздоровел, однако, навсегда остался сгорбленным. Спустя некоторое время разбойников, напавших на преподобного Серафима, удалось найти. Однако, опознавший их просвещенный старец, не только простил их, но и просил не наказывать за их злодеяния.

С 1807 года аскет решил принять почетный обет безмолвия, поэтому стремился избегать контактов с людьми и сторонился любых контактов с ними. Спустя три года он вернулся в монастырь, однако, стал затворником до 1825 года. Серафим Саровский опять начал принимать разных людей их церковной среды и мирян. Согласно описанию его жизни, он имел дар исцеления от самых разных недугов и прозорливости. Часто к нему обращались люди, имеющие высокое положение в обществе, включая царя Александра Первого. Всех посетителей старец всегда встречал благословляющими фразами и не отказывал в помощи, независимо от времени визита посетителей. Также Серафим Саровский считается неизменным покровителем, а также почетным создателем популярной Дивеевской обители для женщин. Преставился известный святой в 1833 году, находясь в своей келии Саровского монастыря, совершая коленопреклонную молитву. Случилось это 15 января, что и стало датой основания нового праздника в честь его памяти.

Серафим Саровский умер в первом месяце 1833 года, но к числу святых он был отнесен лишь в средине 1903 года. На праздник, связанный с канонизацией великого пресвятого, Саровскую пустынь посетило до 300 тысяч верующих паломников, включая императора со всем его семейством. В день появления святого на свет (1 августа) того же года его мощи были сложены в раку и отправлены в основанный ним женский монастырь. Однако, в 20-х годах 20 столетия его мощи были перенесены в неизвестное место. Лишь в начале 1991 года стало известно, что они находятся в запасниках Музея истории атеизма и религии.

Как праздновать и просить о помощи у святого?

Незадолго до смерти святого Серафима была написана икона, присутствующая сегодня во многих храмах и церквях. Верующие люди на День святого Серафима Саровского посещают церковь, чтобы попросить помощи у чудотворца, причисленного к святым.

Отмечать этот праздник можно по-разному. Верующие принимают 15 января пост и посещают службы, проводимые практически в каждой православной церкви. Считается, что святой продолжает помогать всем людям, обращающихся к его иконе с мольбой и чистым сердцем. Поэтому попросить помощи святого Серафима сегодня может практически каждый. Нужно прийти в церковь или храм, где находится его икона, на службу. Во время службы нужно стараться не думать о бытовых проблемах, стараясь проникнуться духом священной службы. После завершения церковных песнопений следует подойти к иконе Серафима Саровского и прикоснуться к ней, мысленно прося чудотворца о помощи в сложной ситуации. Нельзя сомневаться в том, что незримая помощь придет в нужный момент, так как вера является главным механизмом, запускающим механизм святых чудес.

Впрочем, можно просить помощи Серафима Саровского можно в любой день. Икона с ликом Серафима находится в церквях постоянно, поэтому люди могут обращаться за помощью святых постоянно. Можно приходить в церковь практически в любой день, когда возникнет подобное внутреннее желание. Главное – искренне верить, что святой действительно поможет и чудо совершится.

Женские и мужские имена (как назвать мальчиков и девочек в декабре)

Именины в январе:

1 – Вонифатий, Григорий, Илья, Тимофей.

2 – Антон, Даниил, Иван, Игнатий.

3 – Леонтий, Михаил, Никита, Петр, Прокопий, Сергей, Феофан.

4 – Анастасия, Дмитрий, Федор, Федосья.

5 – Василий, Давид, Иван, Макар, Наум, Нифонт, Павел, Феоктист.

6 – Евгения, Иннокентий, Клавдия, Николай, Сергей.

8 – Августа, Агриппина, Александр, Анфиса, Василий, Григорий, Дмитрий, Ефим, Исаак, Константин, Леонид, Мария, Михаил, Никодим, Николай.

9 – Антонина, Лука, Степан, Тихон, Федор, Ферапонт.

10 – Агафья, Александр, Аркадий, Вавила, Давид, Ефим, Игнатий, Иосиф, Леонид, Никанор, Никодим, Николай, Петр, Симон, Феоктист, Яков.

11 – Агриппина, Анна, Варвара, Вениамин, Георгий, Евдокия, Евфросиния, Иван, Лаврентий, Марк, Маркел, Матрона, Наталия, Феодосий.

12 – Анисья, Антон, Даниил, Ирина, Лев, Макар, Мария, Федора, Федосья.

14 – Александр, Василий, Вячеслав, Григорий, Иван, Михаил, Николай, Петр, Платон, Трофим, Федот, Эмилия, Яков.

15 – Василий, Герасим, Кузьма, Марк, Модест, Петр, Серафим, Сергей, Сильвестр.

16 – Гордей, Ирина.

17 – Александр, Андроник, Архипп, Афанасий, Анисим, Аристарх, Артемий, Афанасий, Денис, Ефим, Карп, Климент, Кондратий, Лука, Марк, Никанор, Николай, Павел, Прохор, Родион, Семен, Силуан, Степан, Тимофей, Трофим, Фаддей, Феоктист, Филимон, Филипп, Яков.

18 – Аполлинария, Григорий, Евгения, Иосиф, Лукьян, Матвей, Михей, Роман, Семен, Сергей, Татьяна, Фома.

19 – Феофан.

20 – Афанасий, Василий, Иван, Пафнутий.

21 – Антон, Василиса, Виктор, Владимир, Дмитрий, Георгий, Григорий, Евгений, Емельян, Илья, Михаил, Сидор, Феоктист, Юлиан.

22 – Антонина, Захар, Никандр, Павел, Петр, Филипп.

23 – Анатолий, Григорий, Зиновий, Макар, Павел, Петр, Феофан.

24 – Владимир, Михаил, Николай, Степан, Терентий, Федор, Феодосий.

25 – Евпраксия, Макар, Петр, Савва, Татьяна.

26 – Афанасий, Максим, Никифор, Никодим, Пахом, Петр, Яков.

27 – Агния, Адам, Андрей, Аристарх, Вениамин, Давид, Еремей, Иван, Илья, Иосиф, Исаак, Макар, Марк, Моисей, Нина, Павел, Пафнутий, Савва, Сергей, Степан.

28 – Варлам, Гавриил, Герасим, Елена, Иван, Максим, Михаил, Павел, Прохор.

29 – Иван, Максим, Петр.

30 – Антон, Антонина, Виктор, Георгий, Иван, Павел, Феодосий.

31 – Александр, Афанасий, Владимир, Дмитрий, Евгений, Емельян, Ефрем, Иларион, Кирилл, Ксения, Максим, Мария, Михаил, Николай, Сергей, Феодосия.

Церковные православные праздники в январе

Преподобный Илия Печерский

В первый день года церковь празднует память преподобного Илии Печерского по прозванию Чоботок. Илия был уроженцем города Мурома, народные и народное предание отождествило его со знаменитым богатырем Ильей Муромцем, о котором рассказывали русские былины.

Спаситель родился в царствование императора Августа в городе Вифлееме. Во время переписи населения каждый должен был находиться в том месте, откуда происходил его род. Прибыв в Вифлеем, Дева Мария и праведный Иосиф не нашли свободных мест в гостиницах и остановились за городом в пещере, предназначенной для содержания скота. В полночь весть о рождении Спасителя от ликующих Ангелов пришла к пастухам, которые пришли поклониться Богочеловеку. Праздник в честь этого события был установлен еще в апостольские времена, однако до IV в. он соединялся с празднованием Богоявления.

Узнав от волхвов о рождении нового Царя, Ирод приказал убить всех младенцев младше двух лет, рассчитывая, что среди них будет и Богомладенец, в Котором он видел своего соперника.

В этот день по ветхозаветному закону Господь принял обрезание, установленное для всех младенцев мужского пола в знамение Завета Бога с праотцом Авраамом и его потомками.

В этот же день совершается память , архиепископа Кесарии Каппадокийской.

Василий жил в IV в., в Константинополе и Афинах он получил блестящее образование. Вернувшись в Кесарию, он преподавал риторику, затем принял крещение и встал на путь аскетической жизни. Вместе со своим другом Григорием Богословом он удалился в пустыню, чтобы посвятить жизнь Богу. В дальнейшем святой был рукоположен в пресвитера, во время правления императора Валента, сторонника ариан, он стал архиепископом и приложил большие усилия, чтобы уберечь свою паству от ереси. Им был составлен чин Литургии, написаны Беседы на Шестоднев, на псалмы, а также собрание монашеских правил.

15 января – день преставления (1883 г.) и второго обретения мощей (1991 г.) одного из любимейших в народе русских святых – . Приняв монашеский постриг в 27 лет, преподобный до конца жизни подвизался в Саровской обители, либо в лесной пустыни. За свой молитвенный подвиг он сподобился неоднократного посещения Царицы Небесной. Ко Господу преподобный Серафим отошел во время молитвы перед иконой Божьей Матери. Преподобный был прославлен в лике святых в 1903 г. После Октябрьской революции мощи святого исчезли и были обнаружены только в 1991 г., в запасниках Музея истории религии и атеизма, который располагался в здании Казанского собора в Ленинграде.

17 января – Собор 70 апостолов Христовых, избранных Господом, чтобы благовествовать Евангелие всей вселенной.

Память этих апостолов совершается и по отдельности в течение года, а праздник этот был установлен для того, чтобы показать равночестие каждого из семидесяти и тем самым предотвратить разногласия в их почитании.

19 января празднуется – двунадесятый праздник, установленный в честь Крещения Господа нашего Иисуса Христа в водах реки Иордан и в честь явления во время этого события Пресвятой Троицы. Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился от святого Предтечи Господня Иоанна, а Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. На следующий день отмечается Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна – того, кто послужил делу Крещения Христова, возложив свою руку на главу Спасителя.

24 января мы вспоминаем преподобного Феодосия Великого, ставшего основоположником общежительных монастырей. Он родился в конце V в. в Каппадокии. Около 30 лет святой прожил в палестинской пустыне, пребывая в посте и молитве. К нему постоянно приходили желавшие жить под его руководством, в результате возник общежительный монастырь, или Лавра, существовавшая по уставу Василия Великого.

Память святой мученицы Татианысовершается 25 января. Татиана, дочь римского консула, отказалась от замужества, желая посвятить жизнь Господу. Она была поставлена диаконисой в одном из римских храмов и служила Богу, ухаживая за больными и помогая нуждающимся. В правление императора Александра Севера (между 222 и 235 г.) Татиана приняла мученическую смерть за Христа, отказавшись принести жертву языческим богам и претерпев страшные истязания.

27 января церковь вспоминает , просветительницу Грузии. Она родилась около 280 г. в Каппадокии в знатной благочестивой семье. Однажды Нина увидела во сне Пресвятую Богородицу, Которая вручила ей крест из виноградной лозы и направила с апостольским служением в Иверию (Грузию). Нина пришла в Грузию в 319 г. и приложила много усилий для просвещения этой страны – через пять лет в Грузии утвердилось христианство.

30 января – день памяти , знаменитого подвижника, основателя пустынножительства, именуемого отцом монашества. Антоний родился в Египте в 251 г. После смерти родителей, внушивших ему любовь к Богу и благочестие, он начал подвижническую жизнь. Ему пришлось сражаться с тяжелейшими искушениями и нападками нечистых сил, но с Божьей помощью он преодолел ухищрения дьявола и ушел в глубь Фиваидской пустыни, чтобы в полном одиночестве служить Господу. 85 лет святой провел в пустынном уединении, его примеру последовали многие из тех, кто желал провести жизнь в аскетическом подвиге ради Господа.

Вопрос о том, какой сегодня праздника, является актуальным каждый день. Интерес жителей нашей страны является огромным по той простой причине, что каждый новый день таит в себе какую-то памятную дату или событие соответствующего толка.

Сегодня, 15 января, не является исключением. Расскажем подробнее сразу о нескольких праздниках, которые затрагивают как Россию, так и весь мир. Кроме того, нужно остановиться подробнее и на церковном празднике. Обобщив это, заметим, что сегодня отмечаются следующие праздники: Всемирный день снега, Всемирный день религии и День памяти святого Серафима Саровского.

В 2012 году в мире появилась еще одна хорошая традиция. Начиная с зимы 2012 года, в один из воскресных дней января по инициативе Международной федерации лыжного спорта (FIS) отмечается новый праздник - Всемирный день снега (World Snow Day). Другое его название - Международный день зимних видов спорта.

Цель праздника - повысить интерес к зимним видам спорта и вовлечь молодежь в активный образ жизни. По замыслу FIS, в этот день должны проходить "снежные фестивали", во время которых дети и взрослые смогут принять участие в соревнованиях на коньках, лыжах или сноубордах. Как задумывают организаторы, "этот день даст всем возможность насладиться снегом, познакомиться с кем-то и окунуться в светлое будущее зимних видов спорта, которые будут восприниматься не только как соревнование, но и как развлечение".

"Сегодняшние дети зачастую смотрят в будущее с пессимизмом, и мы надеемся, что благодаря этому мероприятию мы сможем показать им и их семьям, сколько удовольствия они могут получить благодаря снегу, сохраняя при этом здоровый, безопасный и экологичный образ жизни", - поведал президент Международной федерации лыжного спорта Джан-Франко Каспер.

Организация этого праздника стала вторым шагом в реализации программы FIS "Выведем детей на снег". Дата проведения Дня снега выбрана неслучайно: в конце января, когда заканчивается сезон рождественских и новогодних каникул, важно привлечь внимание к горнолыжным курортам.

Сегодня, 15.01.2017, какой праздник: Всемирный день религии

"Бог один - путей к нему много". Эта истина существует не одно десятилетие, а может, и дольше. Она символизирует, по сути, разнообразие земных дорог, ведущих к Творцу, коими являются религиозная течения, или, по-другому, - конфессии. Индуизм, иудаизм, буддизм, православие, католицизм, мусульманство, протестантизм - каждое из этих направлений ничто иное, как упорядоченная, "закованная" в традиции, вера.

Каждый год в третье январское воскресенье в мире происходит празднование уникальной, торжественной и в чем-то исторической даты - Всемирного дня религии.

Основоположниками Всемирного дня религии стали приверженцы бахаизма. Учение бахаи основано на принципах единства Бога, единства веры и единства народов. В соответствии с этой философией, Национальное Духовное Собрание бахаи Соединенных Штатов в 1949 году объявило учреждение Всемирного дня религии, чтобы поведать о том, что религия должна быть объединяющей силой, а не являться причиной разделения. Духовное Собрание призвало всех верующих признать, что все религии имеют право на существование, и их объединяют общие духовные цели, поэтому с 1950 года было решено отмечать праздник на международном уровне.

Каждая религия - это ценное наследие человечества и достойна самого внимательного отношения и изучения. Поэтому важнейшая задача сегодня - дать отпор всевозможным злоупотреблениям в религии, а особенно, когда ее втягивают в экстремистские движения. Необходимо создать все условия для ее созидательного и творческого потенциала в каждой области человеческой деятельности. Для многонациональной России это крайне важный вопрос. В нашем государстве беспрерывно ведется работа на самом высшем уровне, где затрагиваются насущные вопросы о национальностях и малых народностях, проживающих на территории страны, о духовном просвещении, об уважении и терпимости друг к другу, потому что это служит основой для поддержания мира и согласия в будущем и настоящем.

Русская православная церковь чествует память преподобного Серафима Саровского дважды в год. 1 августа празднуется обретение его мощей в 1903 году. А 15 января православные христиане отмечают преставление преподобного. В дни памяти святого Серафима Саровского в храмах и монастырях по всей России совершается праздничная служба, а мужчины, которые носят имя святого, отмечают свои именины.

Будущий подвижник родился в 1754 году в Курске, в купеческой семье Мошниных. С детства он мечтал о монашеской жизни и в 24 года ушел в Саровскую пустынь на территории нынешней Нижегородской области.

Прожив значительное время в монастыре, инок Серафим по благословению настоятеля обители построил себе келью в глухом лесу в нескольких километрах от монастыря. В ней он прожил больше 15 лет, приходя в монастырь лишь в воскресные и праздничные дни. Во время затворничества на преподобного напали грабители, которые жестоко избили его, в связи с чем на всю жизнь он остался сгорбленным - таким его изображают и на иконах. Однако своих обидчиков Серафим простил и просил не наказывать их.

Время уединения преподобного было связано с особыми молитвенными трудами. С сильным духовным искушением святой боролся подвигом столпничества. Тысячу дней и ночей с воздетыми руками преподобный Серафим молился на камне: днем - в своей келье, а ночью - в лесу. Позже он взял на себя подвиг молчания на три года, перестав в это время посещать даже монастырь.

За свои колоссальные труды подвижник обрел дары прозорливости и чудотворения и после длительного затвора стал принимать всех приходящих к нему за советом и утешением. Современники Серафима Саровского особо отмечали, что святой исцелял не столько кротким словом, сколько любовью и радостью, исходившими от него. К любому человеку преподобный с умилением обращался "радость моя".

Так уж произошло, что еще при жизни Серафима Саровского уважали, в обитель стекались люди со всей России, чтобы услышать его наставления относительно духовной жизни, получить совет. После мирной кончины преподобного в 1833 году почитание стало особенным. По свидетельству очевидцев, на его могиле часто совершались чудеса. В 1903 году преподобного причислили к лику святых.

В этот день было принято чистить курятники (Фото: Ivonne Wierink, Shutterstock)

Дата по старому стилю: 2 января

День получил свое название в честь церковного праздника - Дня святого Сильвестра. Папа римский Сильвестр I жил в 4 веке и прославился сотворенным чудом. Согласно легенде, он изловил морского змея Левиафана и предотвратил тем самым конец света.

Также в этот день русские люди отмечали день Кура и Курки, или Куриный праздник . В этот день было принято чистить курятники. На Руси существовало поверье, что в этот день семилетний черный петух откладывает яйцо, а летом из него родится змей Василиск. Чтобы защитить курятник от нечистой силы, в нем вешали черный камень с дыркой - «куриный бог». Кроме того, старушки окуривали курятники смолой и девясилом, чтобы защитить домашнюю птицу от куриной слепоты и отогнать злых духов - лихоманок. Детям в этот день доставались новые игрушки - петушки из глины.

На Сильвестра гадали на луковицах (Фото: Ekaterina Kondratova, Shutterstock)На Сильвестра гадали на луковицах. Чистили 12 штук (при этом стараясь не заплакать), клали на каждую щепоть соли и до утра оставляли на печи. Какая по счету луковица окажется мокрой - такой месяц и будет дождливым. Были и более простые приметы на погоду. Ночью смотрели на месяц: если оба рога остры и ярки - к ветру; если оба рога круты - к морозу; отлогие рога предвещали ненастье. Вьюгу сулили и сороки, если летали вблизи жилья.

Впрочем, морозы в это время никого не удивляли. Люди говорили: «В этот день не только на земле студено-морозно, но и под землею. Выгоняет Мороз лихих сестер с хворями из-под земли» . На Сильвестра считалось полезным прочитать заговор от болезни; говорили, в этот день он имеет особую силу.

Именины в этот день

Василий, Кузьма, Марк, Модест, Петр, Серафим, Сергей, Сильвестр, Ульяна

Русская православная церковь чествует память преподобного Серафима Саровского дважды в год. 1 августа празднуется обретение его мощей в 1903 году. А 15 января православные христиане отмечают преставление преподобного.

В дни памяти святого Серафима Саровского в храмах и монастырях по всей России совершается праздничная служба, а мужчины, которые носят имя святого, отмечают свои именины. Будущий подвижник родился в 1754 году в Курске, в купеческой семье Мошниных.

С детства он мечтал о монашеской жизни и в 24 года ушел в Саровскую пустынь на территории нынешней Нижегородской области. Прожив значительное время в монастыре, инок Серафим по благословению настоятеля обители построил себе келью в глухом лесу в нескольких километрах от монастыря.

В ней он прожил больше 15 лет, приходя в монастырь лишь в воскресные и праздничные дни. Во время затворничества на преподобного напали грабители, которые жестоко избили его, в связи с чем на всю жизнь он остался сгорбленным - таким его изображают и на иконах. Однако своих обидчиков Серафим простил и просил не наказывать их.

Время уединения преподобного было связано с особыми молитвенными трудами. С сильным духовным искушением святой боролся подвигом столпничества. Тысячу дней и ночей с воздетыми руками преподобный Серафим молился на камне: днем - в своей келье, а ночью - в лесу. Позже он взял на себя подвиг молчания на три года, перестав в это время посещать даже монастырь.

За свои труды подвижник обрел дары прозорливости и чудотворения и после длительного затвора стал принимать всех приходящих к нему за советом и утешением. Современники Серафима Саровского особо отмечали, что святой исцелял не столько кротким словом, сколько любовью и радостью, исходившими от него.

К любому человеку преподобный с умилением обращался «радость моя». Еще при жизни Серафима Саровского уважали, в обитель стекались люди со всей России, чтобы услышать его наставления относительно духовной жизни, получить совет. После мирной кончины преподобного в 1833 году почитание стало особенным.

По свидетельству очевидцев, на его могиле часто совершались чудеса. В 1903 году преподобного причислили к лику святых. Сейчас мощи Серафима Саровского покоятся в Серафимо-Дивеевском женском монастыре, который благодаря этому является одной из самых известных обителей России. Ежегодно в дни памяти святого здесь совершаются особо торжественные богослужения с участием Патриарха, куда стекаются тысячи паломников.

День международного признания Хорватии

В этот день в 1992 году Республику Хорватию, тогда еще одну из югославских республик, международно признали 12 стран Европейского союза. В тот же день к ним присоединились Австрия, Болгария, Канада, Венгрия, Мальта, Польша и Швейцария.

Первой страной, признавшей Хорватию, стала Исландия, которая еще 19 декабря 1991 года приняла соответствующее решение. 13 января Хорватию признал Ватикан, а 14 января - Сан-Марино.

Еще осенью 1991 года Республику Хорватию признали также и страны, которые сами тогда еще не были признаны: Словения, Литва, Украина, Латвия и Эстония.

До конца января 1992 года Хорватию признали еще семь государств: Финляндия, Румыния, Албания, Босния и Герцеговина, Бразилия, Парагвай и Боливия. Первой азиатской страной, признавшей Хорватию, не считая Турции, стал Иран, а африканской - Египет. 22 мая 1992 года Хорватия была принята в ООН, а к этому моменту была признана еще и Россией, Японией, США, Израилем и Китаем.

С тех пор Хорватия имеет 48 посольств, шесть постоянных миссий в разных международных организациях, 23 консульства и поддерживает дипломатические отношения более чем со 120 странами мира.

День образования Следственного комитета Российской Федерации

Следственный комитет РФ не входит в структуру ни одного из органов государственной власти (Фото: senk, Shutterstock)

15 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации», подписанный 28 декабря 2010 года. Это стало поводом внести в календарь еще одну праздничную дату - День образования Следственного комитета РФ .

Как сообщалось в пояснительной записке к законопроекту, функционирование Следственного комитета вне системы прокуратуры создаст необходимые условия для более эффективной работы как органов прокуратуры, так и следственных органов. Идея была не нова: впервые отделить следственное ведомство от других государственных структур решил Петр I. Император осуществил судебную реформу, разделив уголовный процесс на две стадии: предварительное расследование и судебное разбирательство.

В 1713 году в России появились первые специализированные следственные органы. Ими стали майорские следственные канцелярии, которые подчинялись непосредственно Петру I и разбирали дела о наиболее опасных деяниях. К их числу относились проступки, посягающие на основы государственности: взяточничество, казнокрадство, служебные подлоги, мошенничество. Следственные органы, зависимые только от императора, могли оставаться беспристрастными и объективными даже в отношении высокопоставленных должностных лиц. Так, в начале 18 века внимание следственных канцелярий привлекли 11 из 23 российских сенаторов.

Впрочем, сразу же после смерти Петра I независимые следственные органы упразднили, а предварительное следствие стали рассматривать как рядовую процессуальную процедуру досудебного производства. С 1723 до 1860 года расследованием преступлений занимались неспециализированные органы: полицмейстерская канцелярия, сыскной приказ, нижние земские суды, управы благочиния. Так в России сложилась административная модель организации следственного аппарата.

В 19 веке стали понятны недостатки такой системы, главным из которых стал рост коррупции. В ходе судебной реформы 1860 года Александр II попытался найти новые способы организации предварительного следствия, однако возврат к петровской модели даже не рассматривался. В итоге было принято решение вывести следственные органы из состава полиции и передать их судам. В этот период в 44 губерниях страны появилось 993 судебных следователя. Судебная модель, заложенная Александром II, позже легла в основу системы военных следователей, которые состояли при военно-окружных судах.

После 1917 года следственные подразделения появились практически при всех правоохранительных органах. Это было связано с желанием новой власти сделать юстицию одним из инструментов классовой борьбы.

В 1927 году в Московской губернии судебных следователей перевели в органы прокуратуры. Эксперимент был признан успешным, и в 1928 году коллегия Наркомата юстиции постановила передать следственный аппарат в полное распоряжение прокуратуры. А в 1929 году и военные следователи перешли в подчинение военной прокуратуры. В 1938–1939 годах следственные подразделения были учреждены также в органах госбезопасности и милиции, подведомственных в то время НКВД СССР. В 1963 году следственные органы появились и в Министерстве охраны общественного порядка (позже оно стало Министерством внутренних дел).

В 2007 году Следственный комитет при прокуратуре РФ стал относительно самостоятельным ведомством, однако все еще входил в систему органов прокуратуры. Закон 2011 года вернул модель развития следственных органов к идее Петра I. Этот документ установил, что руководство деятельностью комитета осуществляет глава государства.

В настоящее время Следственный комитет Российской Федерации (СК России) не входит в структуру ни одного из органов государственной власти. Он является федеральным государственным органом в стране, осуществляющим полномочия в сфере уголовного судопроизводства и иные полномочия в соответствии с законодательством РФ.

Таким образом, сегодня работники Следственного комитета могут отпраздновать своего рода «день независимости». В любом случае, этот праздник - хороший повод подвести итоги работы и отметить отличившихся сотрудников ведомства.

Напомним, что празднование профессионального праздника - Дня сотрудника органов следствия Российской Федерации - установлено в нашей стране на 25 июля.